Брестская дискуссия тезисно

Jan 30, 2024 15:20



Позиции Ленина, Бухарина и Троцкого по Брестскому миру, тезисно. И объяснение Ленинской позиции.


Ленин:
армия не в состоянии успешно отразить немецкое наступление, «мы вынуждены заключить сейчас - мир похабный, но если начнется война, то наше правительство будет сметено и мир будет заключен другим правительством». Заключив мир, мы сохраним Республику Советов России, «что выше всего и для нас, и для международно-социалистической точки зрения», мы сохраним базу для развития мировой революции, без которой «прочной социалистической победы добиться нельзя». «…У нас уже родился здоровый ребенок - социалистическая республика», которого «мы можем убить, начиная войну». А это будет гибель Советской России, как очага мировой революции. Это был главный аргумент Ленина.


Бухарин:
мира не заключать, объявить Германии «революционную войну», которая поможет ускорить мировую революцию. (Факты, говорящие о ее (революции) приближении были: резко возросло забастовочное движение в Австрии и Германии, по русской модели образовались Советы рабочих депутатов в Берлине и Вене, на улицах Берлина в январе 1918 г. происходили вооруженные столкновения.) «Подписывая мир, - говорил Бухарин, - мы срываем эту борьбу. Сохраняя свою социалистическую республику, мы проигрываем шансы международного движения».


Троцкий:
«войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем». Он убежден, что силы Германии были истощены и она не в состоянии вести крупные наступательные операции на русском фронте, а если и начнет, то это ускорит революцию в Германии и сыграет роль детонатора мировой революции.

В ЦК Ленина поддержали Я. Свердлов, Ф. А. Сергеев (Артем), И. Сталин и др. Однако большинство высказались против. Против Ленина выступали Московский окружной и Московский городской комитеты партии, а также крупнейшие партийные комитеты Урала, Украины и Сибири.

Позицию Бухарина в ЦК поддержали М. Урицкий, Ф. Дзержинский, А. Бубнов, Г. Пятаков, В. Смирнов и др.

Позиция Троцкого представляла собой нечто среднее между позицией Ленина и Бухарина. Как ни заманчива была эта формула, она содержала в себе большой риск. Но большинство поддержало Троцкого.

Вторая встреча Троцкого в Брест-Литовске.

Перед вторым отъездом в Брест-Литовск, Троцкий встречался с Лениным и «было условленно, - говорил позднее об этом Владимир Ильич, - что мы держимся (т. е. затягиваем переговоры) до ультиматума немцев, после ультиматума мы сдаемся (т. е. подписываем мир на предложенных немцами условиях)». Но эту устную договоренность Троцкий не выполнил.

9 февраля в истории дипломатии произошел беспрецедентный случай. На германский ультиматум подписать мир Троцкий сделал заявление: «Именем Совета Народных Комиссаров, Правительство Российской Федеративной Республики настоящим доводит до сведения правительств и народов, воюющих с нами, союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия, со своей стороны, объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным. Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всему фронту».

Делегация, таким образом, осуществила план Троцкого. 11 февраля, по указанию Троцкого, во все штабы русской армии была направлена телеграмма за подписью Н. Крыленко (главковерха) о прекращении войны и «увода войск с передовой линии». В тот же день Ленин дал указание секретарю СНК Н. Горбунову телеграфировать в Ставку Верховного главнокомандующего (Крыленко) следующее: «Сегодняшнюю телеграмму о мире и всеобщей демобилизации армии на всех фронтах отменить всеми имеющимися у Вас способами. Приказание Ленина». А на следующий день в ставку поступила новая телеграмма «о задержании всех телеграмм за подписью Троцкого и Крыленко о расформировании армии».

1.3. Возобновление переговоров о заключении мира.

Тем временем положение на фронте становилось все более угрожающим. Выждав неделю после своего ультиматума, немецкая сторона 16 февраля заявила, что с 12 часов дня 18 февраля (н. с.) Германия возобновляет военные действия по всему фронту. Наступил самый критический момент в революции. 18 февраля состоялись 2 заседания ЦК. На утреннем заседании предложение Ленина о заключении мира вновь было отклонено. Только вечером, после острой борьбы с левыми коммунистами, большинством (7 - за, 5 - против, 1 - воздержался) ЦК принял предложение Ленина возобновить переговоры о заключении мира. В ночь на 19 февраля германскому правительству была направлена телеграмма, в которой говорилось, что СНК согласен «подписать мир на условиях Четверного союза в Брест-Литовске».

Однако германские военные круга не были намерены отказываться от территориальных притязаний, которые в ходе переговоров только возрастали. И теперь германская сторона не торопилась с ответом. Военные планировали нанести России «короткий, но сильный удар». «Пока мы не дойдем до озера Пейпус (Псковское озеро), мы не остановимся», - записал Гофман в своем служебном дневнике. Немцами были заняты в февральские дни: Двинск, Минск, Полоцк, Режица и Орша, в ночь на 24 февраля Псков и Юрьев. Войска вышли на линию Ревель (Таллин) - Псков - Минск. Петроград был объявлен на военном положении. Из большевиков и левых эсеров был образован комитет революционной борьбы. Возглавил комитет Я. Свердлов.

(!Важно!)
Пояснение позиции В. Ленина по Брестскому миру(объективные условия сложились таким образом, что это был единственный верный вариант, не троцкого и не бухарина, а Ленинский, ещё раз повторим - потому что так сложилось объективны условия):

Только 23 февраля был получен ответ германской стороны на советскую телеграмму. В ультимативной форме Германия выдвинула более жесткие условия, чем на переговорах в Брест-Литовске, дав 48 часов срока для их выполнения. Одновременно австро-германские войска начали наступление по всему фронту, угрожая захватить Петроград. Советское правительство было вынуждено принять ультиматум, так как старая армия была деморализована и не желала воевать, а новая, Рабоче-крестьянская Красная Армия находилась в стадии становления. Получил телеграмму, срочно собирается заседание ЦК, на котором присутствовали: Бубнов, Крестинский, Дзержинский, Иоффе, Стасова, Урицкий, Зиновьев, Свердлов, Бухарин, Сталин, Троцкий, Ломов (Опоков), Ленин, Сокольников, Смилга. Гости: Фенигштейн, Смирнов, Шотман, Пятаков. На этом заседании Свердлов огласил германские условия.
(!Важно) По мнению Ленина политика революционной фазы окончена. Если эта политика будет теперь продолжаться, то он выходит из правительства, и из ЦК. Для революционной войны нужна армия, ее нет. Значит надо принимать условия. Только после категорического заявления Ленина ЦК принимает решение о подписании мира.

25 февраля в 3 часа ночи, когда срок германского ультиматума подходил к концу, открылось заседание ВЦИК. После выступления руководителей фракций состоялось поименное голосование: каждый член ВЦИК выходил на трибуну и, повернувшись лицом к залу, должен был сказать «да» или «нет», за что он голосует - за мир или против. В результате большинством в 116 голосов против 85 при 26 воздержавшихся ВЦИК принял резолюцию, предложенную большевистской фракцией о принятии германских условий мира. В Брест срочно выехала делегация во главе с Г. Сокольниковым. Не вступая в обсуждение условий мира, она 3 марта подписала договор о мире.

Спустя три года, в августе 1921 года В. И. Ленин писал:

«…увидел теперь даже последний дурак, что Брестский мир был уступкой, усилившей нас и раздробившей силы международного империализма».


https://vk.com/wall-153091947_163607

Ленин, дискуссии, Троцкий, 1918, Бухарин, брестский мир

Previous post Next post
Up