Так увидел эту сценку художник
Эта историческая сценка произошла, видимо, 25 октября 1926 года, в дни XV партконференции ВКП(б). Из воспоминаний действующих лиц:
Наталья Седова Троцкая: «Однажды под вечер на нашу кремлёвскую квартиру явились Муралов, Иван Смирнов и другие и стали ждать, когда Лев Давидович вернётся с заседания Политбюро. Первым пришёл Пятаков. Он был очень бледным, его била дрожь. Он налил стакан воды, проглотил его одним залпом и сказал: «Знаете, мне довелось нюхать порох, но я никогда не видел ничего подобного, ничего более кошмарного! Зачем, зачем Лев Давидович сказал эти слова? Сталин никогда не простит ни его, ни его внуков и правнуков!». Пятаков был так потрясён, что не мог внятно рассказать, что случилось. Когда Лев Давидович наконец вошёл в столовую, Пятаков бросился к нему с вопросом: «Зачем, зачем вы это сказали?!» Лев Давидович только отмахнулся от вопроса. Он был обессилен, но спокоен».
В другой раз она описывала это так: «Заседание затянулось. Первый пришёл Пятаков, ждём, что он скажет. Он молчит, бледный, уши горят. Очень взволнован. Встаёт, наливает себе стакан воды, потом второй, выпивает. Вытирает платком пот со лба и говорит: «Ну, знаете, на фронте бывал, а такого не видел!»
Лев Троцкий: «Я вернулся с Пятаковым (как член ЦК Пятаков имел право присутствовать на заседаниях Политбюро). Пятаков, очень взволнованный, передавал ход «событий». Я сказал на заседании, что Сталин окончательно поставил свою кандидатуру на роль могильщика партии и революции. Сталин в виде протеста ушёл с заседания. Мне, по предложению растерявшегося Рыкова и Рудзутака, было вынесено «порицание». Рассказывая об этом, Пятаков повернулся в мою сторону и сказал с силой: «Он вам этого никогда не забудет, ни вам, ни детям, ни внукам вашим».
Л.Д. Троцкий за работой над книгой «История русской революции». Принкипо, 1931
Портрет И.В. Сталина. Фотограф М.С. Наппельбаум. 1930-е
По данным Исаака Дойчера, Троцкий воскликнул, указывая на Сталина: «Первый секретарь выдвигает свою кандидатуру на должность могильщика революции!». «Сталин побледнел, встал, пытаясь сдержать себя, но затем выбежал из зала, хлопнув дверью. Заседание, на котором присутствовали многие члены ЦК, утонуло в шуме и гвалте».
Уже спустя пару дней это событие стало предметом обсуждения на XV партконференции. Правда, Троцкий об этом эпизоде в своей полуторачасовой речи даже не заикнулся, промолчал и Сталин. Но Николай Бухарин, бывший тогда одним из лидеров большинства, заявил, согласно опубликованной стенограмме: «Сказано ли было т. Троцким, что представители нашей партии суть могильщики революции, или не было сказано? Было сказано! (Г о л о с: «Позор!»). Ничего об этом сейчас не говорят. Это всё пустячки, - сказать, что Центральный Комитет - Сталин и другие, - что они являются могильщиками революции, - это всё мелочь! А это всё - и относительно могильщиков - было повторено на ячейке Авиоприбора. (Г о л о с: «Призвать их к порядку!»)».
Троцкий: «Тогда слова о детях и внуках, - вспоминала Н., - казались далёкими, скорее просто формой выражения; но вот дошло до детей и даже до внуков: они оторваны от А.Л., что станется с ними?»
Наталья Седова (1882-1962)
Наталья Седова писала в 30-е годы: «Никто, конечно, ни на минуту не сомневался в том, что надо было это сказать, и правильность, испугавшая Пятакова, слов Л.Д. подтвердилась. Но и слова Пятакова начинают подтверждаться: сын недалеко и от внука».
В 50-е годы, уже после ХХ съезда КПСС, она написала: «П[ятаков] сказал Л. Д.: «Кто вас тянул за язык...» [...] Л.Д. ничего не ответил. Незачем было. Нужно было сказать правду, чего бы она ни стоила. Заседатели конгресса [ХХ съезда партии], конечно, не посмели этого сделать».
«Мы понимали, что это окончательный разрыв».
Г.Л. Пятаков и В.И. Ленин. 1922
Г.Л. Пятаков и И.В. Сталин. 1935
https://maysuryan.livejournal.com/1499179.html