Первое празднование Первомая в СССР

May 01, 2020 12:54

Публикуем малоизвестную речь тов. Троцкого 1 мая 1923 года.
Орфография и синтаксис оригинала сохранены.

ПРАЗДНОВАНИЕ I-го МАЯ.

На Красной площади.

Парад на Красной площади был в этом году менее помпезен, чем раньше. Войска проходили в сокращенном составе, из рабочих районов шел только один Замоскворецкий.

Погода с утра была досадная, шел дождь и было холодно, но несмотря на все это, картина получилась попрежнему торжественной и волнующей. И это потому, что сама уже идея парада не может не волновать.

Кремлевская стена украшена новыми, яркими полотнами. Бросается в глаза огромный оригинальный по краскам портрет тов. Ленина, жестом зовущего вперед и вперед. Прекрасно убраны флагами и флажками Верхние Торговые ряды. Трибуны переполнены. Много обще-знакомых лиц Советского правительства.

Особенно полна на этот раз дипломатическая ложа и там все время самое напряженное внимание. Вообще иностранцы и тут и там. Беспокойная армия кино и фото теперь заметно пополнена заграничными мастерами.

На площади застыли цветные ряды Московского гарнизона. Впереди пестрые горнисты и фанфаристы.

Выглянуло наконец и солнце, - на каждом народном празднестве солнце необходимо так же, как музыка. На Спасской башне пробило 11, и как всегда точно грянули оркестры, вдали показался принимающий парад тов. Троцкий. В сопровождении своих ближайших военпомощников т. Троцкий обходит ряды войск, приветствует каждую часть и по всей площади перекатывается ура, гулко отраженное эхом от стеклянных крыш Торговых рядов.

Очень все это красиво.

Закончен обход, тов. Троцкий появляется на трибуне и после замолкших наконец оваций, обращается ко всем:



Речь т. Троцкого.



Товарищи красноармейцы, командиры, комиссары и вы, рабочие и работницы Красной Москвы!

В седьмой раз после низвержения царизма, в шестой раз под серпом и молотом Советов и под красной боевой звездой празднуем мы праздник рабочих всего мира на Красной площади Москвы. Мы, Республика рабочих и крестьян, все еще и к седьмому мая после начала революции окружены буржуазными государствами всего мира. Но за этот год мы стали сильнее. Это знают наши друзья и враги. Советские республики об’единились в единый союз, который охватывает ныне братскую семью 28 независимых и автономных республик и автономных областей. Армия у нас едина, как залог единства трудящихся масс. За этот год наше хозяйство сделало крупный шаг вперед. Мы начинаем, шаг за шагом, медленно, но твердо выходить из адской нищеты. За этот год наша Красная армия организовалась лучше, тверже, крепче. За этот год мы приступили к более серьезной обороне наших морских подступов, наших берегов, ибо и отсюда продолжают нам грозить возможные враги. Наш военно-морской флот сделал за этот год крупный шаг к возрождению и развитию. И, наконец, мы приступили в этом году к серьезной деловой работе по развитию и укреплению красного воздушного флота, чтобы иметь защиту подступов и со стороны воздушной стихии. Мы стали крепче. И в открывающемся году мы станем еще тверже, и крепче, и сильнее.

Но мы попрежнему живем бок-о-бок с государствами, которые пользуются каждым случаем, чтобы нанести нам удар, чтобы причинить нам ущерб. Несмотря на все наше искреннее и честное миролюбие, все наши попытки добиться мирных отношений до сих пор не дали и частичного результата. Оглянемся беглым, широким взором вокруг. Что мы видим в Европе?

Империалистская реакция за этот год стала наглее, наступательнее и пытается нам угрожать более, чем в прошлом году. Рабочий класс во многих странах отброшен в подполье. Он мужественно борется за свое и за наше будущее, но сегодня хозяином является еще реакционный капитал.

В Италии победил фашизм, победил самый кровавый, ожесточенный фланг капитала, и лучшим выражением положения в Италии является тот факт, что империалистический диктатор Италии Муссолини запретил празднование 1-го мая. О! Если бы они могли, они запретили бы и нам праздновать праздник рабочих. Но со всех стран, где в этот день царит кулак капитала, вольные мысли, революционные чаяния, пролетарская душа трудящихся масс спешит сюда, к нам, на Красную площадь. И мы отсюда говорим владыкам всего мира: нам здесь праздновать 1-е мая не запретит никакая сила в мире. Мы здесь, рабочие и крестьяне, хозяева и господа!

Взгляните на Англию. В ней торжествует консервативный фланг капитала. Подавляя Ирландию, обагряя ее кровью, продолжая свой вековой гнет над Индией, Англия в эти дни в Лозанне во второй раз пытается согнуть и поставить на колени дружественную нам Турцию. Англия под предлогом лживой свободы морей требует себе доступа к берегам Черного моря, к нашим черноморским портам, чтобы держать их под угрозой своих морских дальнобойных орудий. Мало того: Англия безнаказанно промышляет рыбным промыслом у наших берегов, и попытку нашу отстоять жизненные хозяйственные интересы нашей страны она изображает, как покушение на ее интересы. Но и этого мало; Англия пытается вторгаться во внутреннюю жизнь нашей страны. Она дерзает диктовать нам, кого нам судить и кого нам миловать. Но мы, собравшись здесь в этот день 1-го мая сомкнутыми рядами, скажем всем: руки прочь, мы здесь, рабочие и крестьяне, работницы и крестьянки, - хозяева, и мы сами знаем, кого судить и кого миловать.

Франция вонзила империалистский штык в сердце промышленной трудовой Германии. Рур истекает рабочей кровью. В Эссене убивают французские солдаты - рабы империализма - германских рабочих.

А из наших ближайших соседей достаточно назвать Польшу, которая не упускает ни одного случая, ни одной меры, ни одного шага, чтобы возбудить против нас другие страны, свой собственный народ, чтобы причинить нам моральный и материальный ущерб.

Вот почему сегодня наш шестой первомайский праздник под молотом и серпом мы вынуждены еще встречать под штыком и шашкой, ибо все наши попытки добиться разоружения и соглашения народов не привели ни к чему. В Генуе мы предлагали мир и разоружение. Сюда, в Москву, мы пригласили представителей соседних с нами стран. Мы им предлагали искренно, открыто и честно практический план постепенного сокращения вооружений. Ответом было: нет! Разоружиться перед лицом с головы до ног вооруженного врага мы не можем и не хотим. Наоборот, мы будем вдвойне и втройне изучать ратное искусство до тех пор, пока бронированный кулак капитала грозит независимости и свободе союза советских республик. Мы ни на кого не покушаемся. Мы хотим мира и труда. Мы верны духу первомайского праздника, а этот дух означает братство рабочих, братство народов всех стран. И мы в любой час готовы протянуть братскую руку любому народу. Но до тех пор, пока рука наша повисает в воздухе или отвергается, до тех пор мы в этой руке будем твердо и непоколебимо держать винтовку Советской Республики.

Вот почему первомайский праздник является для нас и в этом году днем воинского парада, днем приведения молодых красных воинов к торжественному обещанию.

Товарищи красноармейцы, командиры и комиссары! Перед лицом собравшихся здесь рабочих и работниц я призываю вас всех вслед за мною принести красную присягу рабочему классу, трудовым массам всех стран на верность в вашей воинской службе и в воинской борьбе за счастье, за свободу, за независимость организованного труда.

Товарищ командующий парадом, призвать к красной присяге! (Войска принимают присягу).

Товарищи красноармейцы, командиры и комиссары! Братски поздравляю вас с принесением красной присяги на верность делу рабочего класса всех стран. Мы сегодня еще приносили красную присягу, в которой, по старой формуле, говорится только о Российской Республике, но уже сегодня мы дали революционную клятву верности всему нашему Союзу Советских Социалистических Республик. И я призываю вас закончить торжественный акт красной присяги нашим единодушным приветом рабочему классу всего мира, международной революции, свободе и братству народов, Красной армии и нашему советскому союзу. Все единодушно: да здравствует Союз Советских Социалистических Республик! Ура!


Играют рожки и фанфары. Раздается команда: «на-а-ру-ку!», и затем вся [в оригинале публикации "все" - X.O.] площадь вслед за т. Троцким повторяет слова красной присяги.

ПАРАД ВОЙСКАМ.

Начинается прохождение церемониальным маршем различных частей Московского гарнизона. На этот раз нет ни артиллерии, ни кавалерии, ни морских частей.

В первую голову идет пехота, за ней части специальных назначений, проходят войска ГПУ, играя на солнце своим новеньким обмундированием, проходят лихие стрелки, с ружьями «на руку» и затем начинается бесконечное шествие белых рядов Всевобуча, - это шествие, действительно, бесконечно.

Всевобуч поистине - гордость и поистине лучшая надежда нашей Красной армии. Это уже доподлинные воины революции. Лица совсем молодые, подчас просто юные, но выправка уже безукоризненна. Маршируют словно какая-нибудь хорошая «старая гвардия».

С величайшим энтузиазмом приветствуют они вождя Красной армии, и их «ура» отличается особой звучностью и длительностью.

Судя по отдельным отрывочным разговорам в местах, отведенных иностранцам, эта часть парада производит на наших гостей особо сильное впечатление. Около двух часов появляются неизменные участники первомайского праздника - аэропланы. Снова они шумят и пестрят над всей Москвой, и сколько их всего - не перечтешь.

После военной части парада начинается парад гражданский, на этот раз довольно короткий. Проходят дружины рабочих и работниц, по обыкновению много грузовиков сплошь заполненных шумной детворой. Детвора и поет и просто кричит, в восторге машет красными флажками и, под’езжая к тов. Троцкому, видимо не знает как его приветствовать: приветствует и громкими революционными лозунгами и просто детским лепетом благодарности.

В этом году парад заканчивается против обыкновения не к вечеру, а уже к трем часам дня. Пустеет площадь, и весь людской массив передвигается на Тверскую и дальше по Тверской, по Петроградскому шоссе на Ходынку; здесь оживление до поздней темноты.

Аш.

ИЗВЕСТИЯ № 96 от 3 мая 1923 г., стр. 1.
https://xen-obolenskaya.livejournal.com/39790.html

красная армия, наркомвоенмор, Троцкий, газета, реальность, 1923

Previous post Next post
Up