Любопытное маленькое открытие в области художественной "троцкинианы" я сделал, когда разбирал следы образа Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в нескольких операх (Гуно "Фауст" и Бойто "Мефистофель"). Образ, созданный Шаляпиным, в России столетней давности завоевал огромную популярность, и воспроизводился не только на бесчисленных почтовых открытках, но даже на фантиках конфет, которые так и назывались "Мефистофель" (причём конфеты эти выпускались уже в советское время, в середине 20-х годов).
И рикошетом он, как ни странно, соединился с образом Льва Давидовича.
Это известная карикатура (дружеский шарж) советского художника Дени "Троцкий в представлении благочестивой Антанты".
Кто бы сейчас мог подумать, что образ Троцкого - "князя мира сего" - Дени рисовал с того же Шаляпина? Между тем это очевидно так, вот почтовая дореволюционная открытка с фотографией Фёдора Ивановича в роли Мефистофеля:
Вот такие дела... А с другой стороны, никого ведь не удивляет, что советский художник на обложке "Красного перца" в начале 1923 года изображал в виде васнецовских богатырей Ленина, Троцкого и Чичерина. Хотя сам Виктор Михайлович Васнецов, будучи черносотенно-монархических взглядов, от такого "художественного развития" своих образов, если он его видел, наверное, скрипел зубами...
Очень правильно поступали советские художники, когда образам правых и реакционных артистов и художников давали новое, советское и революционное прочтение! :)