Третий Интернационал, 1917
Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись и призывая обратить внимание на традиции прикладного народного творчества. Он с головой окунулся в полемику вокруг проблем нового революционного искусства, сблизившись с группой «Октябрь», и активно поддержал троцкисткую оппозицию. Это вызвало резкую, а подчас и грубую критику в его адрес, и вынудило досрочно прервать свой визит.
Диего Ривера впервые приехал в Советский Союз осенью 1927 года, в канун празднования 10-й годовщины Октябрьской революции - и зарисовал в блокнот сюжеты демонстрации на Красной площади, подготовив сорок пять акварелей и множество карандашных зарисовок. Часть этих акварелей Риверы были впоследствии приобретены Эбби Рокфеллер, в качестве материала для фрески в здании Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке, уничтоженной по требованию американского правительства в 1933 году. Ряд эскизов были опубликованы в журнале «Cosmopolitan» в сентябре 1932 года, иллюстрируя статью Эмиля Людвига о Сталине.
Оригинал Это рисунки из Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), где хранится рабочий блокнот Риверы, который он заполнял карандашными и акварельными эскизами во время своего полугодового пребывания в СССР.
Оригинал «Я никогда не забуду мое первое впечатление в Москве - организованное марширующеедвижение людей. Ранним утром снег падал с неба. Марширующая масса была темной,компактной, объединенной ритмично, эластичной. Плавающее движение змеи, котораябыла прекраснее любой рептиоии, какую я мог себе представить. Она медленно плыла из узких улиц на открытые площади, у нее не было конца».
А вот знаменитое панно «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего», которое ему заказал Рокфеллер для своего центра в Нью-Йорке в 1933 году. Фреска была почти готова, когда на ней разглядели Троцкого, Ленина и так далее. Ее сбили, работу Ривере больше не давали. Цветное фото -- это ее авторский повтор во Дворце изящных искусств в Мехико.
Фрагменты
Ленин, Троцкий, Энгельс и Маркс, придерживающие красное знамя, на котором написан призыв: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!»
Единство рабочих. Портрет Америки. 1933