Не так давно станция метро "Почтовая площадь" в очередной раз сменила свой облик: была начата замена керамической плитки на путевых стенах на новую. Изменения нужные и давно необходимые, но вызвали споры и противоречия: фактически станция также сменила и цветовую гамму. Давайте посмотрим, что изменилось, что из этого вышло и как вообще проходили работы. В конце поста будет небольшой подземный бонус :)
1. Немного истории. Станция была открыта 17 декабря 1976 г. в составе
первого пускового участка синей линии. Изначально станция выглядела так:
2. Оформление и цветовая гамма станции соответствует ее проектному названию "Речной вокзал". Станция сооружалась в стесненных условиях (ширина ул. Сагайдачного всего 20 м), поэтому имеет нетипично узкую платформу - 8 м против стандартных 10-ти.
3. Станция уже не в первый раз изменяет свой облик. После возгорания светильников в марте прошлого года на "Осокорках" была проведена проверка остальных станций. Плафоны на "Почтовой площади", напоминающие волны реки, признали пожароопасными и они были демонтированы. Их место заняли ничем не примечательные светильники:
4. Изменения этого года коснулись голубой плитки на путевых стенах. Субъективно на этой станции она отваливалась особенно часто и путевые стены давно уже напоминали одну сплошную заплатку. Что-то подлатали плиткой похожего цвета, что-то просто замазали краской. Основная проблема на станциях с керамической плиткой - массовое производство аналогичной плитки давно уже прекращено и восстанавливать путевые стены практически нечем. Насколько возможно и сколько будет стоить сделать индивидуальный заказ на подобную плитку, я не знаю.
5. Начало работ по замене плитки. Там, где якобы осталась плитка, на самом деле не плитка, а краска на цементе.
6. Все работы, естественно, проходили исключительно в ночное окно. Станция уже закрыта, но напряжение с контактного рельса еще не снято (это происходит примерно в 1:20 ночи). Чтобы не тратить время зря, рабочие заранее готовят необходимые материалы, оснастку и оборудование.
7. На станцию прибывает хозяйственный поезд, который будет помогать в демонтаже старой и установке новой плитки.
8. Кроме платформы, которая выполняет подвоз новых материалов и вывоз демонтированной плитки, в поезд включены три вышки, с помощью которых рабочие смогут добраться до верхней части путевой стены.
9. Одна из вышек, на соседней платформе вторая:
10. Дрезина:
11. Третья вышка:
12. Две вышки при помощи ручного гидравлического домкрата могут подниматься на необходимую высоту:
13. Напряжение с контактного рельса снято, быстро разворачиваются работы. Ночное окно совсем небольшое - 3 часа с хвостиком, а успеть нужно много.
14. В ночь съемки на станции одновременно проводились все виды работ: и демонтаж старой плитки, и подготовка поверхности под новую, и установка новой. Самая пыльная и шумная часть работы:
15. Подготовка поверхности путевой стены под новую плитку:
16.
17.
18. Параллельно полным ходом идет установка новой плитки:
19. В новом варианте, кроме изменения формы плитки, изменился и ее цвет. Если ранее на станции преобладал голубой цвет, то теперь ему на смену пришел бежевый с ультрамариновыми полосами, похожими по цвету на вертикальные вставки на колоннах.
20.
21. Новый вариант оформления станции разработан тем же проектным институтом (Укрметротоннельпроект), который в свое время ее проектировал. Новая цветовая гамма была воспринята неоднозначно: изменился цвет, изменилась форма. Пока что плитку заменили только на одной путевой стене. Сейчас начинаются работы на второй.
22. Пока шла замена было не очень понятно, как все будет выглядеть в конечном итоге. Когда путевую стену полностью одели в новую плитку, получилось, на мой взгляд, весьма неплохо, особенно учитывая теплый оттенок ламп над путями. Хотя я все равно не приветствую изменение изначальной цветовой гаммы: теперь это окончательно "Почтовая площадь", а не "Речной вокзал" и цветовую взаимосвязь с рекой станция утратила.
23. Старая и новая путевая стена для сравнения:
Ну и обещанный бонус.
24. Тоннель в сторону "Майдана". Сооружался в сложных условиях в оползневом склоне под Владимирским спуском, поэтому этот кусок перегона выполнен в чугунной обделке, при его строительстве применялась заморозка грунта.
25. "Почтовая площадь" сооружалась в не менее сложных условиях и рядом с ней можно встретить конструкции тоннелей, усиленные стальными листами:
26. Перегон в сторону "Контрактовой площади". Где-то там за кривой над тоннелями стоит многострадальный Гостиный двор.
27. Герма. Вообще на Подоле их очень много понаставили: вероятно перестраховались из-за близости реки.
28. С другой стороны:
29. Чтобы не сносить массово здания по ул. Сагайдачного, проходка в этом месте была выполнена закрытым способом также с применением заморозки грунта.
Poll Новый облик "Почтовой площади" См. также:
Метро, которого нет: "Площадь Независимости", "Почтовая площадь" и "Контрактовая площадь" P.S. Спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.