На сегодня в Киеве на 3-х линиях метро действует 51 станция, еще 2 построены в конструкциях без выходов на поверхность. Эксплуатационная длина линий составляет 66 км. Все это хозяйство обслуживает 3 электродепо и 762 вагона. Суточный пассажиропоток - 1,4 млн. пассажиров. В этом году метрополитену исполнится 53 года.
Продолжая недавнюю
тему планов на ближайшее будущее давайте посмотрим, каким темпами метро строилось раньше. Различные метроначальники и чиновники в своих интервью часто хвалятся тем, что "при Союзе Киев был в аутсайдерах, денег выделялось мало и метро строилось медленно", а сейчас "намного быстрее" и "станции открываются чаще". При Союзе Киев действительно финансировался не в первую очередь, но так ли печально выглядит статистика метростроения в те годы или же действительно сейчас метро строится быстрее?
Обычно статистика приводится по количеству открытых станций в год. Что ж, давайте и мы посчитаем только формальное количество открытий.
Какой период будем брать для расчета? Сам собой напрашивается вариант от года открытия Киевского метро по сегодняшний день. Итак:
- с 1960 по 1991 гг. была открыта 31 станция;
- с 1992 по 2012 гг. - 20 станций.
Станции "Дружбы народов" и "Выдубичи" были открыты через 4 дня после формального развала Союза, поэтому они отнесены к самостоятельной Украине - в наших бюрократических расчетах все должно быть по-честному.
Итого: при Союзе станции открывались с частотой 1,00 станция в год, после развала - 0,95 ст/год. Формально выигрыш на 0,05 ст/год за Союзом.
Но метро построилось не мгновенно, значит период с 1949 по 1960 гг. тоже нужно учесть. Окей, учтем.
Что получится в этом случае: во времена СССР станции строились с частотой 0,74 ст/год, а в наше время все те же 0,95. Эврика! Для пиара нынешних политических деятелей статистика что надо.
На самом деле, как тот, так и другой метод отражает лишь то, что нужно конкретному считающему. Оценить темпы строительства "до" и "после" можно лишь по объему и сложности выполненных работ, а это в чистом виде практически невозможно. Метро - это не только станции с кассами и платформами, а и множество сооружений, без которых оно работать не будет: депо, инженерный корпус, вагоноремонтный завод, пересадочные узлы, соединительные ветки между линиями, метро-2 и т.д. Кроме того, станции глубокого и мелкого заложения в разы отличаются по сложности и стоимости строительства.
Ниже я нарисовал табличку, в которая по моему мнению более наглядно отражает статистику по объектам различной сложности:
1949-1991 гг.1992-2012 гг.
Станции глубокого заложения164
Станции мелкого заложения1114
Наземные станции60
Пересадочные узлы30
Второй выход на станциях глубокого заложения10
Второй выход на станциях мелкого заложения01
Второй выход на наземных станциях12
Второй переход на пересадочном узле10
Электродепо21
Метромостов20
В этой статистике "Дружбы народов" и "Выдубичи" переехали в советский период, т.к. практически полностью построены при СССР.
Кроме того, есть ряд объектов и оговорок по советскому периоду, которые не попали в таблицу:
- построены управление метрополитена, инженерный корпус и ряд промплощадок в депо "Дарница";
- построен вагоноремонтный завод;
- расширены вестибюли на "Левобережной";
- создан приличный задел в сторону "Лукьяновской" и "Осокорков";
- построены в конструкциях "Печерская" и "Теличка".
Вроде ничего значительного не забыл.
Теперь можно попробовать сравнить. Что мы видим? После развала Союза Киев крайне неохотно брался за глубокие станции. Из открытых четырех одна ("Печерская") была готова в конструкциях еще при СССР. При этом так и не введена в эксплуатацию "Львовская брама". "Герцена" вообще пропущена. Метро на Троещину фактически до сих пор не начали строить. Не начато также и строительство второго перехода между "Театральной" и "Золотыми воротами". Про строительство вторых выходов на "Вокзальной", "Университете", "Площади Льва Толстого" и "Олимпийской" последнее время даже не вспоминают.
По мелким станциям перевес в пользу Украины вполне логичен - развитие метро вне центра не требует глубокого заложения. Хотя тому есть еще одна скрытая причина: вместо траты денег на строительство некоторых мелких станций гораздо актуальнее было давно начать строить Подольско-Вигуровскую линию, но ради быстрого пиара к очередным выборам у нас уже неоднократно жертвовали здравым смыслом.
Ввод в строй электродепо был более менее равномерным, хотя в ТЧ-3 "Харьковское" до сих пор не построено мотодепо.
Наконец, также следует вспомнить, что в 2012 г. выполнена часть работ по станции "Теремки", а также есть частичный задел ПВЛ в виде будущего моста.
Что вы думаете по этому поводу? Мне кажется выводы очевидны: формальное отставание бСССР в количестве с лихвой компенсируется в качестве. По объему выполненных работ и их характеру несуществующая ныне страна, если даже не выигрывает, то уж точно не проигрывает. Что ж, в пиаре как всегда, самое главное правильно подать информацию. Увы. А хотелось бы, чтобы темпы метростроения действительно были выше.
P.S. Еще из интересного: самыми бурными на открытие станций были периоды 1960-1965 гг, 1979-1984 гг, и 1989-1994 гг. В первых двух случаях было открыто по 10 станций, а в период с 1989 по 1994 гг. открылись 9 станций и было оставлено два задела ("Печерская", "Теличка"). Мертвым сезоном был период с 1966 по 1970 гг. - была открыта всего одна станция и та наземная ("Черниговская").
UPD. Количество станций открытых к некоторым датам:
Годовщина Октябрьской революции - 16
Новый год - 14
День рождения Л.И.Брежнева - 5
День Киева - 2
День Независимости Украины - 1
8 марта - 1