Про съемку станций метро

Dec 27, 2012 01:44



В редакцию нашего блога периодически приходят письма читателей, которые интересуются особенностями съемки станций в метро. Чаще всего задается вопрос относительно отсутствия людей на фотографиях, т.к. ни одна станция мной в ночное окно пока не снималась. Поскольку методика удаления лишних "артефактов" с фотографий может пригодиться не только в метро, но и еще много где, сегодня я попробую рассказать о своем опыте подобной съемки. Для примера мы возьмем одну из фотографий "Площади Независимости", т.к. с этой станцией заморочек больше, чем с остальными. В качестве эксперимента пример будет расписан в виде своеобразного фотоурока, который рассчитан на людей, редко пользующихся Фотошопом. На истину в последней инстанции и что-то невероятно новое этот урок не претендует, тем более что используемая методика стара, как мир.

Основных проблем при съемке киевских станций метро две: большое количество людей и еще большее количество рекламы. Первая проблема может быть решена просто, если снимать станцию в ночное окно. Однако по целому ряду причин мне в большинстве случаев это было неудобно, да и разрешение на ночную съемку получать сложнее и дольше, поэтому практически все в этом журнале снималось после 9-10-ти вечера. С рекламой бороться сложнее, т.к. ни от режима работы метро, ни от времени суток ее количество не зависит. Реклама в Киеве практически везде. И если полное брендирование станции рано или поздно заканчивается, то от рекламы на путевых стенах никуда не деться. Реклама была даже рядом со "Львовской брамой" :) Я уже молчу про рекламу на указателях и мониторах - она не так бросается в глаза.

Впрочем, здесь тоже есть множество вариантов решения проблемы. Во-первых, реклама есть далеко не на всех станциях. На конечных, на станциях с малым пассажиропотоком и на некоторых центральных станциях, особо ценных своей архитектурой, рекламы, как правило, нет. Очень часто рекламы нет с одной стороны станции (например, на "Минской" в сторону "Героев Днепра" ее вешать практически бессмысленно). Иногда реклама висит только в некоторых местах, и со многих точек станции ее не видно. Даже там, где рекламы больше, зачастую также можно подобрать такой ракурс, чтобы ее закрывала колонна или пилон. На худой конец приходится вместо путевой стены показывать стоящий на станции поезд.

1. Примерно так было на станции "Контрактовая площадь" и на многих других: с левой стороны (в сторону центра) на путевой стене множество рекламы, поэтому от нее пришлось избавляться с помощью уходящего со станции поезда. В другую сторону есть пару рекламных плакатов, один из них скрывается за ближайшей колонной. К сожалению, с рекламными лайтбоксами на колоннах что-то сделать очень сложно, поэтому их здесь пришлось оставить.


Самым сложным в отношении съемок оказался "Майдан". Здесь рекламой облеплены обе путевые стены, и последние годы станция практически постоянно забрендирована. К тому же, на станции очень большой поток людей, как на пересадку, так и на выход и ее колонная конструкция гарантирует вам наличие людей в кадре даже после полуночи. Если на других станциях можно словить момент, когда людей в кадре не будет вообще, то здесь этот номер не пройдет.

2. Типичный вид станции днем:


С брендированием станции сделать ничего нельзя, и тут остается только ждать момент, когда рекламу на колоннах будут менять на другую. Первая попытка снять "Майдан" была еще в марте, но замена рекламы происходила в нетрадиционном порядке, и момента, когда станция будет полностью чистой, не оказалось. Второй "заход" состоялся уже в июле, когда станция стояла незабрендированной несколько дней, что последние годы для нее крайне нетипично.

От брендирования мы избавились, но остается еще несколько проблем: обрекламленные путевые стены, свет от проекторов на сводах и пассажиры. Путевые стены можно традиционно закрыть поездами; в некоторых местах станции рекламы на путевой стене в момент съемки не было, поэтому на некоторых фото "Майдана" одна из путевых стен не закрыта поездом. Изображение с проектора можно легко удалить в Фотошопе, от пассажиров мы избавимся там же.

Для получения картинки без пассажиров нам необходимо отснять несколько дублей с одной точки так, чтобы из "чистых" мест на всех фото можно было сложить одну общую фотографию пустой станции. При съемке я в уме делил станцию на несколько зон и дожидался, когда в соответствующей зоне (или ее части) не будет пассажиров. Для верности некоторые зоны снимались несколькими дублями. Так последовательно снимались все зоны будущей фотографии. В случае с "Майданом" на съемку с одной точки иногда уходило до 20-30 мин, а на выходе для каждого ракурса получалось по несколько десятков фотографий. После тщательного отбора уже дома оставалось до десятка.

На этом видео собраны все кадры, отснятые в марте:

image Click to view



3. Впоследствии из той серии остался только один кадр, т.к. на остальных на заднем плане есть реклама на колоннах.


4. Для сборки одной из картинок июльской серии было отобрано несколько заготовок. Эти кадры уже прошли первичную обработку в Лайтруме (регулировка баланса белого, подтягивание теней, светов и т.п.) и готовы к дальнейшим манипуляциям. При съемке, как само собой разумеющееся, на всех кадрах должны быть выставлены одинаковые параметры по выдержке, диафрагме, ISO и, желательно, балансу белого. Это особенно актуально, если съемка идет сразу в JPEG и фотографии не планируется дорабатывать в конверторе. Также крайне желательно использовать ручную фокусировку.


5. Тот кадр, где меньше всего людей, мы используем в качестве базового, остальные положим сверху для удаления лишнего.


6. Чтобы сложить все дубли в один файлик, открываем фотографии в Фотошопе и по очереди выделяем полностью каждую картинку (Ctrl+A), копируем ее в буфер (Ctrl+C), а затем вставляем ее на фотографии с базовым дублем (Ctrl+V). В результате в панельке со слоями получается вот такой слоеный пирог:


Если панельки слоев не видно, то необходимо нажать F7.

7. Затем все слои, кроме двух нижних, мы отключаем, нажав на "глазик" и начинаем работать с каждой картинкой индивидуально. Ставим курсор на нижнюю вставленную картинку и нажимаем на кнопку добавления маски:


Маска - это такая штука, с помощью которой в нашем случае можно регулировать прозрачность отдельных частей картинки. Пока она у нас вся белая, картинка абсолютно непрозрачна. Если залить ее черным цветом, она станет полностью прозрачной и мы увидим нижнюю картинку. Если залить маску каким-нибудь оттенком серого, то соответствующий слой станет полупрозрачным. А если на черной маске кисточкой выделить белым цветом только отдельные места, то над нижним слоем останутся только те части картинки, которые мы прорисовали. Это нам и нужно.

8. После создания маски инвертируем ее в черный (Ctrl+I), затем на панели инструментов задаем основной цвет белый и выбираем кисточку:


Дальше просто начинаем водить по картинке в тех местах, где на нижнем слое люди есть, а на выделенном нет. Если мы захватили лишнее, можно задать основным цветом черный и той же кисточкой подкорректировать результат. Важно: на панели слоев можно выделить как маску, так и саму картинку слоя. Если вместо изменения прозрачности, изменения происходят на самой картинке, значит выделена не маска, а основная картинка.

9. В результате на маске у нас получилась вот такая абстракция:


10. Сама картинка у нас также изменилась:


11. Включаем следующий слой и повторяем процедуру. Последовательность работы со слоями может быть иной и выбирается на ваше личное усмотрение. В конечном итоге все слои будут выглядеть так:


12. А финальная картинка так:


13. Теперь остается слить все слои в один (Ctrl+E), и на этом в принципе всё. В нашем примере еще остается удалить рекламу от проектора на своде станции, слегка скадрировать фото, подровнять горизонт с перспективой и доработать цветокоррекцию. Теперь точно всё.


Где еще это можно применить? Да где угодно. Например, в турпоездках, когда вам хочется снять самую открыточную и красивую фотографию местных красот, но вам как назло мешают толпы туристов. Случаев применения этого метода можно найти достаточно много.

Одна из самых важных мелочей, на которую нужно обращать внимание, - это свет и тени. Если один кадр снят в солнечном свете, а на втором все ушло в тень из-за облаков, то ничего хорошего потом не выйдет. Ну и не забывайте про ручные настройки и жесткое фиксирование фотоаппарата в одной точке. Если будет малейшее смещение между кадрами, процесс работы с ними может очень сильно осложнится.

И в качестве бонуса, "рабочий момент" съемки "Контрактовой площади" :) Девочки очень сильно просили показать их по телевизору, поэтому не могу не выполнить их просьбу :) Вообще, всяких разных персонажей во время съемки в метро встречается очень много. Каждый второй пьяный считает своим долгом узнать, "что это вы тут снимаете?" (станцию, ваш КЭП). Людей, подобных этим девчонкам и задающих вопросы действительно по делу, к сожалению, меньше. На том же "Майдане" какой-то хмырь предложил пройти с ним в отделение милиции, т.к. я " нарушаю закон, фотографирую стратегический объект и вообще выгляжу подозрительно" (эвоно как!). Вот так и живем :)

image Click to view

обработка фото, Площадь Независимости, лытдыбр, видео, метрополитен

Previous post Next post
Up