Все три героини сегодняшнего рассказа были открыты 5 ноября 1971 г. в составе пятого пускового участка Киевского метро. Конструктивно все три станции одинаковы и являются типовыми колонными трехпролетными станциями мелкого заложения. Как и многие предшественницы, эти станции затронула политика борьбы с "архитектурными излишествами". Однако, ряд приемов, примененных в оформлении станций, позволил достичь намного большей выразительности проектов (это касается прежде всего "Берестейской").
БЕРЕСТЕЙСКАЯ
До 1993 г. станция имела название "Октябрьская". Нынешнее название станция получила по украиноязычному топониму Берестя (Брест) и Брест-Литовскому шоссе (ныне просп. Победы), под которым расположена станция. "Берестейская" вместе с прилегающими тоннелями имеет две конструктивные особенности. Во-первых, разница глубины заложения станции и кассового зала обусловила необходимость строительства двухленточного эскалатора, работающего только на подъем; во-вторых, соседняя
"Шулявская" имеет достаточно большую глубину заложения (около 90 м), поэтому, чтобы вывести тоннели на неглубокое заложение, перегон был построен с максимально допустимым уклоном 42‰ (42 метра вверх на 1 км пути). Фактический перепад высот между платформами "Шулявской" и "Берестейской" составляет порядка 80 м. При этом проходка велась в сложных условиях в водонасыщенных грунтах с применением различных способов водопонижения и закрепления грунтов. Кстати, во время строительства этого перегона случился казус: при проходке тоннелей активизировались живущие в грунте бактерии, выделяющие серную кислоту, и болты, которыми скрепляется чугунная обделка тоннелей, под влиянием кислоты оказались ослабленными, поэтому порядка 1,7 км тоннелей дополнительно укрепили изнутри бетонной рубашкой.
Архитекторы: Б. Приймак, И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.
Скульптор: Б. Карловский.
В 1973 г. авторов проектов станций «Октябрьская» и «Святошино» выдвигали на соискание Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко.
На сегодня пассажиропоток на станции составляет 21,8 тыс. пассажиров в сутки.
1. Один из вариантов архитектурного оформления станции:
2. Реализованный эскиз:
3. Торец платормы с барельефом В.И. Ленина:
4. Рабочие моменты строительства станции:
5. Изготовление панелей из нержавеющей стали для отделки колонн станции:
6. Предпусковые дни. Обратите внимание: справа за вентиляционными решетками над путевой стеной раньше также располагались светильники, а вот на колоннах светильников не было. В каком состоянии сейчас светильники над путевой стеной, увы, не знаю; в рабочем состоянии мне их видеть ни разу не доводилось.
7. Торжественное открытие участка 5 ноября 1971 г. (за фото спасибо
81412):
8. Первые годы работы станции. В торце станции ранее располагался металлический барельеф с изображением В.И. Ленина, а также сопутствующая надпись "Жовтнева революція відкрила нову епоху всесвітньої історії" с подписью вождя:
9. Торцевая стена облицована красно-коричневым мрамором. Барельеф, как и многие другие символы советской эпохи, исчез в начале 90-х.
10. Современные фото. Станция имеет подшивной потолок, что позволило спрятать светильники в ниши круглой формы:
11. Колонны "Берестейской" покрыты панелями из зеркальной нержавеющей стали:
12.
13. В торце станции в духе современных тенденций теперь располагается лайтбокс с рекламой:
14. Путевая стена облицована плиткой коричневато-розового цвета:
15. Над путевой стеной находятся вентиляционные решетки (за которым располагались светильники с 6-го фото) с изображением колосьев. Дверца для доступа к кабельканалам оформлена созвучно общему архитектурному стилю станции.
НИВКИ
Проектные названия - "Станкозаводская", "Щербакова". Рабочее название станции произошло от одноименной исторической местности, в которой находится станция. В отличие от "Берестейской", станция даже внешне имеет типовую конструкцию "сороконожек" с двумя лестничными выходами.
Архитекторы: Б. Приймак, И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.
Художники-керамисты: Н. Федорова, А. Шарай.
Пассажиропоток составляет 27,1 тыс. в сутки.
Прежде чем перейти непосредственно к станции, давайте обратим внимание на перегон между ней и "Берестейской". Дело в том, что практически сразу за "Берестейской", в том месте, где просп. Победы пересекает железную дорогу, фактически расположен крытый метромост. Точнее прямо над железной дорогой проложены оба тоннеля метро.
16. Строительство тоннелей над железной дорогой, вид в сторону ст. "Нивки":
17. Так это выглядит со стороны железной дороги. За бетонной стенкой скрываются тоннели, над ними проложена автодорога. Ее, кстати, проложили не сразу, а лишь в начале 80-х.
18. Вид со стороны старого путепровода, через который проходит проспект.
19. Еще несколько фото с других частей перегона. Возведение "стены в грунте" перед раскрытием котлована:
20. Раскрытый котлован поблизости железной дороги (ближе к "Нивкам"). Здесь скоро построят тоннели.
21. Все тоже самое, но со стороны "Нивок". Тоннели в процессе строительства; на переднем плане мы также видим строительство вентиляционного узла:
22. Готовые тоннели:
23. Теперь перейдем к станции. Вариант "Станкозаводской" во времена, когда ее планировали строить глубоким заложением:
24. Вариант оформления станции, выставлявшийся в разные годы под разные проекты:
25. Реализованный проект станции:
26. Предпусковые дни на станции:
27. Круглые колонны станции облицованы крупной плиткой в сине-зеленой гамме:
28.
29. Путевая стена облицована зеленоватой плиткой и украшена растительным орнаментом. Выбор такого оформления был обусловлен близостью к Сырецкому лесопарку.
30. Дверцы на путевых стенах украшены керамическими плитками на тему скандинавских и древнерусских украшений:
31. Крупнее:
32. Орнамент на путевой стене и название станции:
СВЯТОШИН
Проектные названия - "Святошинский вокзал", "Заводская". До 1991 г. станция носила название "Святошино". Как прежнее, так и нынешнее название станции произошло от расположенной неподалёку исторической местности Святошин. По архитектурному оформлению станция во многом созвучна с "Нивками", основные отличия заключаются лишь в расположении светильников, форме и цвете отдельных элементов.
Архитекторы: Г. Головко, Н. Коломиец, М. Сыркин.
Художник: Н. Гаркуша.
Современный пассажиропоток на станции - 36,8 тыс. пассажиров в сутки.
33. Один из вариантов оформления станции. Эскиз реализованного проекта, к сожалению, неизвестен.
34. Незадолго до пуска:
35. 90-е годы. Световая линия ранее была выполнена как закарнизная. В конце 90-х старые элементы из оргстекла заменили более современными алюминиевыми панелями с заменой в т.ч. и самих светильников.
36. Современный вид станции:
37.
38. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, на которой выполнен орнамент в виде елочек из темно-зеленой плитки. Дверцы в путевой стене имеют соответствующее оформление.
39.
Следующая остановка на станции "Театральная".
См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет" P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.