Полгода назад, когда я публиковал первый общий
обзор по Днепропетровскому метро, читатели справедливо упрекнули меня в том, что станциям было уделено слишком мало внимания. В начале этого года, тогда же, когда был отснят
строящийся участок, были полностью сфотографированы и все станции действующего метро. Именно о них и будет сегодняшний пост.
На сегодня днепропетровский метрополитен, к сожалению, продолжает оставаться одним из самых малых в мире: все 6 станций открыты еще в 1995 г., а эксплуатационная длина трассы менее 10 км. Многим также известна еще одна его отличительная черта: четыре односводчатых станции практически полностью повторяют друг друга, хотя если взять их по отдельности, то, по меркам архитектуры метро 90-х, каждая станция выполнена достаточно красиво.
Вокзальная
1. Станция колонная трехсводчатая глубокого заложения. Из-за большого диаметра колонн ее иногда путают с пилонной. Предполагалось, что станция когда-нибудь станет пересадочной на третью линию (вроде конструктивно даже оставлен задел), но с учетом туманных перспектив даже пускового участка до "Центральной" страшно представить, когда наступит это "когда-нибудь".
2.
3. В торце центрального зала станции установлена памятная доска со списком основных предприятий, принимавших участие в строительстве первого пускового участка:
4. На доске сохранился изначальный логотип метрополитена:
5. Боковой зал:
Метростроителей
6. Проектное название - "Дворец Ильича". Также встречались "Чечеловская", "Калининская" и "Баррикадная". Первый из четырех глубоких односводов на нашем маршруте. Кстати, эти односводчатые станции - единственные в Украине односводы глубокого заложения.
7. Станции имеют конструкцию "тбилисского односвода": монолитный свод без опорных выработок и обратного свода. Если в предыдущем предложении вы узнали только буквы, то замечу, что классический "ленинградский односвод" (
смотреть картинку) собирается из сборной обделки (причем для повышения устойчивости конструкции каждая арка свода дополнительно обжимается в породу), а свод опирается на специальные опорные выработки, которые скрываются за путевой стеной. Т.к. скальные породы сами по себе имеют большую прочность, ряд вещей в конструкции односвода можно упростить: свод строится из монолитного железобетона, а необходимость в опорных выработках отпадает.
8.
9. По некоторым элементам (металлические шарики и пр.) отделки станций легко угадывается стиль Харьковметропроекта.
10.
Металлургов
11. Проектное название - "Петровского". Также встречалось название "Баррикадная".
12. Все четыре днепропетровских односвода очень сильно перекликаются в архитектурном плане и на первый взгляд отличаются только цветом плит на своде.
13.
14.
15. На "Металлургов" и "Заводской" в торце зала находится загадочная лестница, которую можно разглядеть на заднем плане фото:
16. Наверху расположена небольшая площадка, от которой уходят в сторону два задела под какой-то переход. К сожалению, до сих пор наверняка неизвестно, для чего предполагался этот задел. Вариант пересадки на другую линию выглядит фантастическим, т.к. по всем источникам пересечений с другими линиями в этом месте не предполагалось; вариант задела под второй выход также неубедителен: непонятно зачем он уходит в сторону, да и куда его, собственно, выводить предполагалось тоже неясно.
Заводская
17. Один из вариантов проектных названий - "Металлургов". Благодаря своей расцветке, пожалуй, самый симпатичный односвод из всех четырех.
18.
19. Несмотря на внешнюю схожесть с другими односводами, каждая станция имеет множество мелких деталей, отличающих ее от других: разные люстры и форма плит отделки свода, разный цветовой рисунок на своде при помощи плит различного оттенка, форма и отделка путевой стены, рисунок пола и торцов залов и т.д.
20.
21. На заднем плане можно увидеть точно такую же, как и на "Металлургов", лестницу с заделом под выход/переход неизвестно куда:
22. Над лестницей установлен первый тюбинг для днепропетровского метрополитена, изготовленный в 1981 г. Днепротяжмашем:
23.
24.
Проспект Свободы
25. Проектное название - "Электровозостроителей". Еще один вариант - "Петровского".
26. Изначально в светильниках стояли дугообразные лампы дневного света с шариком внизу, но затем все это хозяйство заменили энергосберегайками. Теперь светильники выглядят немного обрезанными.
27. Односвод не заканчивается сразу за платформой, а тянется еще метров 30-50 за станцией:
28. Наклонный ход эскалатора на всех односводах примыкает не к торцу станции, а фактически врезан в свод:
29.
Коммунаровская
30. Трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Один из вариантов проектных названий - "Диёвская".
31. На этой станции появление энергосберегающих ламп более всего повлияло на архитектурный облик. Ранее здесь также стояли дугообразные люминесцентные лампы с металлическим шариком, и люстры смотрелись гораздо величественней (
см. картинку с сайта
metroworld.ruz.net).
32. Путевая стена станции:
33.
34.
См. также:
Исторический обзор Днепропетровского метрополитена Небольшой фотоэкскурс по метрополитену, включая депо и инженерный корпус Фотографии современного строительства из 14-го шахтного ствола P.S. Спасибо администрации сайта
metro.dp.ua и Днепропетровского метрополитена за организацию съемки.