Ствол №14

Feb 24, 2012 17:15



Давайте отвлечемся от метро киевского и посмотрим, как идет строительство метро в Днепропетровске. В прошлом году были вновь возобновлены проходческие работы, и длина подземных выработок увеличилась примерно на 100 м. В масштабах последних 10 лет - это много, в масштабах общего объема работ, который необходимо выполнить, - все еще очень и очень мало. Основные и практически единственные подземные работы в прошлом году велись только на 14-м стволе (на сегодня действующими считаются еще 11-й и 12-й; более подробное описание стволов с их расположением на карте города можно посмотреть здесь), поэтому туда нам и дорога.

Шахтный ствол №14 - одно из самых видных сооружений Днепропетровского метростроя: как и 12-й, он стоит непосредственно на просп. Карла Маркса и примечателен огромной рекламой "Nokia" над стволом. Ствол имеет глубину 48 м, через него должна быть построена ст. "Центральная", которая находится в 300 м от ствола в сторону вокзала. Также он примечателен тем, что здесь я умудрился потерять бленду, резиновый наконечник с одной из ножек штатива, а заодно и промочить обе ноги несмотря на высокие резиновые сапоги :)

1. Площадка 14-го ствола. Прямо перед нами здание машзала, за ним сам ствол.


2. На площадке возле ствола можно заметить стопки свежих и не очень тюбингов:


3. Заглянем в машинный зал. Здесь в глаза прежде всего бросаются два барабана с тросами, которые отвечают за спуск и подъем клетей, а также различные сопутствующие подъемные устройства.


4.


5. Машинист подъема:


6. На площадке встретился электровоз. Надеюсь, он наконец-таки попадет под землю, т.к. пока что вагонетки продолжают толкать либо вручную, либо лебедками.


7. Бункеры для извлеченной породы и ее погрузки в самосвалы:


8. Опрокидыватель над бункером:


9. Вагонетку с породой перегоняют из клетей в опрокидыватель и переворачивают над бункером, где порода складируется в ожидании погрузки на самосвалы.


10. Теплый и влажный воздух, поднимающийся из шахты, зимой образует внутри ствола вот такую ледяную красоту:


11. Правый клетьевой подъем. Нам нужно туда, но сначала давайте посмотрим на схему выработок в непосредственной близости от ствола.


Возле 14-го ствола ось трассы метро практически совпадает с осью проспекта, поэтому ствол имеет нетипичное расположение между тоннелями. В течение марта 2011 - января 2012 было пройдено 107 м по 1-му пути в сторону "Центральной". Камеру съезда пока прошли тюбингами с традиционным диаметром 5,1 м; в дальнейшем планируется ее перебрать и раскрыть на большой диаметр. За камерой съезда, через которую будет происходить оборот поездов за станцией, между перегонными тоннелями начинаются станционные помещения "Центральной" в виде совмещенной тягово-понизительной подстанции (СТП), которая переходит в бытовые служебные помещения (БСП), за которыми, в свою очередь, будут находиться эскалаторный тоннель и платформенный участок станции. Фактически за левой границей схемы уже начинается платформа станции, и до нее по 1-му пути осталось пройти порядка 100 м.


Всего же от оси ствола до забоя в сторону "Центральной" по 1-му пути пройдено порядка 200 м. Сейчас в том месте, где начинается СТП, со стороны перегонного тоннеля раскрывается временная выработка, через которую начнется строительство СТП. Также слегка вскрыты три постоянных ходка между СТП и перегонным тоннелем 1-го пути.
В сторону "Музейной" от оси ствола пройдено 113 м по 1-му пути и 90 м - по 2-му.
По 2-му пути в сторону "Центральной" пройдено 35 м и раскрыта первая часть камеры съезда.

Глядя на схему, кажется, что визуально за прошлый год сделано достаточно много, но если сравнить пройденную сотню метров с одной только длиной перегонных тоннелей, которые еще предстоит пройти от вокзала до центра города (почти 4 км), становится очевидно, что это по-прежнему капля в море... К тому же, например, в 2008 г. на всех стволах проходческих работ было выполнено более чем в 2 раза больше.

12. Спуск вниз начался с плотного тумана: морозный воздух на поверхности и +13 под землей с высокой влажностью сделали свое дело. На фото за вагонетками можно разглядеть клетьевой подъем ствола; тоннель 2-го пути за ним вообще не видно, хотя он находится в считанных метрах.


13. Примыкание околоствольного двора (слева) к тоннелю 1-го пути:


14. Мы же с вами переместимся по 1-му пути ближе к "Центральной" - там сейчас находится самое интересное, да и тумана там нет.


15. Забой в сторону "Центральной". Справа один из будущих ходков в СТП:


16. Блокоукладчик:


17.


18. За блокоукладчиком отстаивается финская буровая, которую используют для бурения шпуров под взврывчатку:


19. Слева буровая, справа еще один ходок в СТП:


20. Двигаемся обратно к стволу:


21.


22. Временная выработка для строительства СТП.


23. Вскоре отсюда параллельно перегонным тоннелям начнут строить тоннель для СТП.


24. Породопогрузочная машина:


Коротенькое видео работы породопогрузочной машины:

image Click to view



25. В расчищенной выработке отчетливо видны остатки пробуренных в граните шпуров под взрывчатку:


26. Где-то в этой же точке будет начинаться камера съезда по 1-му пути:


Интерактивная панорама 360° тоннеля 1-го пути и выработки под СТП, снятая dfaw'ом.
Для запуска панорамы кликните на картинку:



27. По мере перемещения обратно к стволу начинает сгущаться туман:


28.


29. Забой 1-го пути в сторону "Музейной". Здесь после 2008-го работы не ведутся - пока нет смысла. От "Центральной" в эту сторону идет уклон, поэтому почти вся вода стекает сюда. Подъем к "Музейной" будет начинаться только через 150 м от этой точки.


30. Вентиляционная сбойка с соседним тоннелем:


31. Из сбойки хорошо видно уклон перегонных тоннелей в сторону "Музейной":


32. Забой в сторону "Музейной" по 2-му пути:


33. Вид от забоя в сторону "Центральной". Вообще, посмотрев на количество стекающей со свода тоннелей воды, у меня окончательно отпал вопрос, почему здесь так много чугунной обделки. Позже, когда все швы между тюбингами нормально прочеканят, здесь станет сухо, а пока в некоторых местах воды по колено в буквальном смысле этого слова.


34. Опять вентсбойка:


35. По 2-му пути от вентсбойки и практически до подходняка ствола идет единственный участок с железобетонной обделкой:


36. Тюбинги имеют нетипичный плоский лоток:


37. Примыкание околоствольного двора к тоннелю 2-го пути. Здесь самое сухое место участка: проведена чеканка швов и вездесущей воды здесь нет.


38. И последний забой - камера съезда по 2-му пути:


39. Первое расширение диаметра тюбингов камеры:


40. На этом все, спасибо за внимание.


См. также:
Репортаж Артема Костюка
Обзор ситуации со строительством метрополитена (декабрь 2010 г.)

P.S. Спасибо администрации сайта metro.dp.ua, ГП "Днепропетровский метрополитен" и сотрудникам 14-го ствола за организацию съемки.

3D панорама, метрострой, видео, Днепропетровск, метрополитен

Previous post Next post
Up