Метрострой: что год грядущий нам готовит?

Mar 12, 2011 13:32



Осенью прошлого года властями был озвучен амбициозный план всего за год построить с нуля ст. "Выставочный центр" - следующую за тремя открытыми в прошлом году на Куреневско-Красноармейской линии. Не знаю какая добрая душа подсказала начальникам всия Киева эти сроки, но уже сейчас можно делать первые выводы из гонки по строительству станции метро за столь рекордный для Киева срок. Хотя задача сама по себе вполне решаема: ст. "Выставочный центр" мелкого залегания, односвод, строится весьма быстро. Тоннели при помощи щитовой проходки вроде тоже научились проходить сравнительно быстро. Вобщем, главное грамотно организовать график выполнения работ и обеспечить стабильное финансирование. Тем не менее, по прошествии нескольких месяцев с момента начала работ, главной интригой начинает становиться не столько факт сдачи станции до конца года, сколько ее функциональность.

Для начала давайте посмотрим, как будет выглядеть новая станция. Заодно посмотрим на "Ипподром" и "Теремки", которые пока значатся в планах на 2012 г. Полный вариант картинок с градсовета недавно публиковал у себя 81412.

В исходном варианте все три станции должны быть односводами мелкого залегания - так быстрее строить.

1. Ст. "Выставочный центр". Расположена на перекрестке ул. Васильковская и просп. 40-летия Октября прямо напротив Национального выставочного центра (бывш. ВДНХ). Основной пассажиропоток здесь создадут студенты КНУ и жители близлежащих домов. Также до момента ввода в эксплуатацию следующего пускового участка, часть Теремков будет приезжать на эту станцию. Проект предусматривает строительство станции глубже привычного с обустройством эскалатора. Здесь должно расположиться большое количество служебных помещений, в т.ч. комнаты отдыха машинистов, иначе ночная расстановка в нормальном виде здесь будет невозможна. Для оборота поездов предусматривается пошерстный съезд примерно на середине перегона "Выставочным центр" - "Ипподром". Сразу за станцией его расположить проблематично, т.к. придется перекрывать движение по перегруженному просп. 40-летия Октября.


2. Ст. "Ипподром". От нее до "Выставочного центра" расстояние сравнительно небольшое (порядка 900 м по осям станций) и, кроме автостанции рядом, ничего пассажироемкого нет. Поэтому станция будет иметь сомнительный пассажиропоток (разве что Теремки-2 на нее будут стекаться). Тем не менее, согласно действующих норм между "Выставочным центром" и "Теремками" должна быть как минимум эвакуационая платформа (расстояние между этими станциями более 2-х километров), а учитывая перспективное ответвление на Теремки-2 станция тоже не помешает. Собственно ответвление будет заложено в виде "раструба" за станцией под будущие камеры съезда.


3. Ст. "Теремки". Главный виновник пассажиропотока здесь понятен и очевиден - одноименный жилмассив. За станцией предполагается стандартный шестистрелочник для оборота составов.


4. Еще один вариант оформления станции:


Но будет ли все это именно так? Оставим в покое вопрос соответствия реального оформления станции ее проекту (недавно открытая "Васильковская" - лучший пример такого "соответствия"). Я почти уверен, что неординарных светильников, которые заявлены на рендере "Выставочного центра", в конечном счете не будет. Гораздо интересней сейчас ответить на вопрос, а может ли "Выставочный центр" открыться до конца года и насколько полноценным будет новый участок в момент открытия.

5. Сама по себе станция может быть построена очень быстро: например, непосредственно свод станции у нас умеют отливать за 3-4 месяца. Если рассматривать станцию, как обособленное сооружение, то построить ее за год ничего не мешает. По состоянию на ноябрь, на месте будущей станции только начинали закладывать стену в грунте:


6. А в феврале уже был частично раскрыт котлован и начато бетонирование лотка платформенного участка:


7.


Однако, кроме самой станции еще есть перегонные тоннели и съезд. Более того, тоннеле-проходческие комплексы после проходки перегона "Васильковская"-"Выставочный центр" должны сначала проследовать транзитом станцию "Выставочный центр", а уже после приступить к проходке следующего перегона. Т.е. до момента прохода щитов целый ряд станционных помещений построить невозможно, т.к. диаметр проходческого щита значительно превышает габарит вагонов метро. Таким образом, даже судьба станции напрямую зависит от скорости проходки перегонных тоннелей.

8. Теперь давайте посмотрим, как будет вестись проходка перегонных тоннелей от "Васильковской" (цифры на схеме приблизительны).


Непосредственно к тупикам "Васильковской" по 1-му пути примыкает монтажно-щитовая камера (МЩК), в которой был смонтирован механизированный щит Herrenknecht "Ярослава". До котлована "Выставочного центра" ее отделяют порядка 1100 м, затем открытый котлован станции и еще метров 400 до съезда.

9. Немного фотографий из жизни этого щита. Внешний вид площадки с МЩК в конце прошлого года:


10. Монтажно-щитовая камера. Идет бетонирование лотка:


11. Начало сборки щита:


12.


13. Ротор с ножами:


14. Хвостовые секции щита:


15. Пока торжественно запускались последние станции и проходили новогодние праздники, метрострой вел монтаж "Ярославы" и в последние дни января она без каких-то особых торжеств стартовала к "Выставочному центру". На вчерашнее утро было пройдено уже 124 м (103 кольца). Темпы первого месяца не показательны - шла досборка щита и пр. Последние пару недель "Ярослава" неоднократно давала результат 6 колец в сутки и это еще не предел.


3 года назад была похожая ситуация: "Ярослава" стартовала от "Демиевской" в конце января и вышла в котлован "Голосеевской" в начале июня. Сделав поправку на расстояние, можно утверждать, что до конца лета "Ярослава" должна покинуть котлован "Выставочного центра" и с перегонным тоннелем 1-го пути возникнуть проблем не должно. Хотя "Ярославе" нужно еще пройти почти полкилометра до съезда, через который будет происходить оборот поездов, а потом еще нужно уложить путевой бетон, рельсы, провести коммуникации и т.д. Тем менее, можно предположить, что оставшегося до конца года времени на все это по 1-му пути хватит.

По 2-му пути ситуация совершенно иная. От МЩК на углу ул. Васильковской и Ломоносова до "Выставочного центра" (порядка 750 м) и дальше пойдет механизированный щит Wirth "Виктория", а 350 м в сторону "Васильковской", насколько я знаю, должен пройти немеханизированный (проще говоря "ручной") щит.

16. На сегодня вторую МЩК практически даже не начинали раскапывать (метросрой озвучивал планы о начале работ в марте). Потом нужно собрать щит, пройти 750 м, миновать котлован "Выставочного центра" и уйти дальше. Можно смело утверждать, что раньше мая пуска "Виктории" не будет. К "Выставочному центру" она попадет ближе к осени (при очень оптимистичном прогнозе).


Таким образом, уже сейчас очевидно, что "Виктория" имеет все шансы не успеть пройти даже котлован станции, чтобы завершить строительство самой станции до конца года. А еще нужно уйти на полкилометра к "Ипподрому", чтобы дойти до съезда. Не менее туманными выглядят перспективы проходки немеханизированым щитом в сторону "Васильковской". Копать вручную 350 м - занятие длительное и у меня есть большие сомнения, что этот участок тоннеля будет завершен к концу года.

Что можно предпринять, чтобы таки сдать станцию до конца года* ?

1. Перенести сроки сдачи. Это самое разумное решение, но и самое непопулярное. Метрострой пообещал властям, власти пообещали городу. Менять сроки пуска пока никто не торопится и если такая инициатива и возникнет, то скорее всего уже ближе к концу года.
2. Упростить конструкцию "Выставочного центра", убрав оттуда "лишние" помещения и подняв станцию ближе к дневной поверхности. Это позволит сократить сроки строительства после проходки последнего щита через станцию, но доставит метрополитену неудобства как минимум на ночной расстановке поездов. Может, мой глазомер и ошибается, но котлован "Выставочного центра" мне показался вполне типичной для мелких станций глубины. Уже упростили?
3. Перенести съезд в другое место. Если не рассматривать вариант с перекрытием движения по просп. 40-летия Октября, то единственно логичный вариант - это съезд не за, а перед станцией. Ничего особо страшного в этом нет, но в часы пик интервал 1,5 минуты выдержать на таком съезде будет нельзя. Значит понадобится зонное движение, при котором часть поездов будет оборачиваться на "Васильковской".
4. Демонтировать "Викторию" перед станцией, а затем заново собрать за станцией. Проблемы размещения съезда это не отменяет, растут расходы на обслуживание щита, но для строительства конструкций станции появится дополнительное время.
5. Все вышеописанное справедливо, если ручной щит успеет завершить проходку и будут готовы оба тоннеля. А если нет? Тогда еще возможен вариант с челноком по 1-му пути между "Васильковской" и "Выставочным центром", но в этом случае пиковые интервалы на синей линии будут невозможны.
6. Свой вариант.

* любые совпадения с дальнейшими событиями случайны.

Что будет на самом деле, мы скоро увидим.

Ипподром, Киев, метрострой, Выставочный центр, ККЛ, Теремки, метрополитен

Previous post Next post
Up