Про бывший
комбинат по производству серы "Сірка" близ Новояворовска я уже писал ранее; теперь наконец настала очередь показать фотографии самого вкусного, что сейчас осталось на комбинате - двух больших шагающих экскаваторов, работавших ранее на местном карьере.
1. Вот они, красавцы. Между ними стоит, развернув стрелу в нашу сторону, кран БК-1000, а сзади раскинулось озеро на месте бывшего карьера. Глубина озера до 80 м. Техники раньше было больше, сейчас же осталось только два больших шагающих экскаватора и еще одиин по-меньше. По клику - 2055х800 (0,9 МБ):
2. Шагающий экскаватор-драглайн ЭШ 20.90 производства Уралмаша. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно. Всего таких было выпущено 57 шт.
3.
4. За деревьями притаился младший брат ЭШ-6/45 производства Новокраматорского завода. Цифры означают тоже самое.
5.
6. Башенный кран БК-1000 имеет грузоподъемность на основном крюке 63 т., на вспомогательном - 12,5 т. Высота подъема порядка 90 м. Наиболее часто использовался на строительстве крупных промышленных объектов. Такие краны до сих пор можно наблюдать на заброшенной стройке 5-го и 6-го энергоблока Чернобыльской АЭС.
7. "Кроха" ЭШ-6/45. Вобщем-то про него тут особо больше ничего и не будет, т.к. гвоздь программы - два других экскаватора.
8. ЭШ 20.90.
9. Экскаватор имеет возможность копания на глубину 42 м и выноса грунта на высоту до 38 м. За один цикл (продолжительность 1 минута) можно перенести до 63 т. грунта.
10. Немного меня на ковше для масштаба:
11. В неподвижном состоянии экскаватор лежит "брюхом" на грунте. Это сделано для того, чтобы более равномерно распределить нагрузку (рабочая масса экскаватора - 1690 т.) и увеличить устойчивость машины. В случае необходимости перемещения, вся масса экскаватора переносится на опорные башмаки ("лыжи"), управляемые двумя гидравлическими цилиндрами. Экскаватор приподнимается над землей, перемещается на какое-то расстояние и снова садится на "брюхо". Затем опорные башмаки переносятся вперед и вся процедура повторяется до тех пор, пока машина не сместится в требуюмую точку. При этом экскаватор может перемещаться со скоростью до 200 м в час.
12. Для работы гидравлики в системе содержится 18 тонн масла.
Как шагает экскаватор можно увидеть на этом видео. Экскаватор тут по-меньше и перемещается быстрее, но суть от этого не меняется:
Click to view
13. Теперь давайте что ли поднимемся выше.
14. 90-метровая стрела:
15. ЭШ-6/45 под стрелой старшего брата:
16. Диаметр такого троса - не один десяток миллиметров.
17.
18.
19.
20. На крыше машинного отделения:
21. Тросовый привод ковша:
22. ЭШ-6/45 кажется маленьким даже рядом с 20-кубовым ковшом:
23. Стрела:
24. Лебедки для подъема ковша вверх:
25. Масштабы деталей поражают воображение. На фото позирует комрад Анатолий, благодаря которому и стала возможна эта поездка.
26. Вокруг, кстати, неплохие пейзажи:
27. Второй ЭШ 20.90:
28.
29. Кабина главного оператора. Всего же на экскаваторе работает экипаж из 4-х человек.
30. Вообще, экскаваторы до сих пор находятся в приемлемом состоянии и их еще можно запустить в работу. Сейчас машины постепенно демонтируются. Говорят, что одну из них недавно купили и будут транспортировать на новое место работы.
Кстати. Как утверждает Вики, самый большой в мире шагающий экскаватор размером с 22-этажный дом и ковшом ёмкостью 168 куб. м. был построен в США и в течение почти 30 лет работал на угольном разрезе. У нас же самый крупный экскаватор имел обозначение ЭШ 100.100, т.е. мог поднимать до 100 куб. м. грунта и имел стрелу длиной 100 м. Судьба его сложилась менее удачно; проработал он всего 15 лет, как и многое пав жертвой развала Союза.