Как в Киеве развязку тестировали

Dec 06, 2010 02:01



В прошлые выходные в Киеве прошло моделирование работы принципиального нового вида дорожной развязки с реверсным кольцевым движением (а говоря проще - по часовой стрелке). Набралось несколько десятков машин добровольцев и почти 3 часа все катались по кругу на небольшой площадке, вызывая недоумение проезжающих мимо водителей и посетителей соседних супермаркетов :)
На моделирование меня вытянул dfaw, а пока он катался с rostero и остальными, я слонялся с камерой, пытаясь запечатлеть происходящее.

Предыстория проекта
Проект новой развязки совсем не абстрактный, а прямо привязан к нынешнему Шулявскому путепроводу (тыц). Существующая развязка имеет целый ряд проблем, которые требуют скорейшего разрешения:
- по своей сути это типичный "листок клевера", а значит для поворота налево или разворота нужно проехать по обоим уровням развязки, тем самым снижая пропускную способность транспортного узла для транзитного транспорта.
- у Шулявского путепровода не хватает половины съездов/заездов. Их отсутствие компенсируется прилегающими улицами и лишним наматыванием кругов по самой развязке.
- после недавних пожаров конструкции путепровода ослаблены и он требует капитального ремонта.

Официальное разрешение проблем выглядит так:


Т.е. не много не мало, а всего лишь строительство дополнительного съезда, заезда + расширение путепровода до 8-ми полос.
Для реализации этого проекта нужно снести цех завода "Большевик" и один жилой дом, но большинство проблем "клевера" останется, да и четвертого съезда/заезда так и не появится.

Виктор Петрук, разработавший альтернативный проект, предлагает принципиально иную развязку, которая дает возможность повернуть в любую сторону "не отходя от кассы" и не сносить здания. Один из рендеров:


Кстати, подобная схема организации движения предлагается впервые и уже запатентована автором.

Несложно заметить, что основная фишка такой развязки - это движение по часовой стрелке на среднем уровне. Достоинства альтернативного проекта:
- пропускная способность в два раза превышает ту, что может дать официальный проект.
- исключено использование прилегающих улиц и эстакады для левосторонних поворотов.
- уменьшено число узлов с пересекающимися потоками, а значит должна быть меньше аварийность.
- не нужно сносить цех "Большевика" и жилой дом. Да и в целом подобная развязка занимает площадь меньшую, чем "клевер".
- для развязки действуют стандартные правила проезда перекрестков (в отличие от обычного кругового движения), но при этом можно выезжать на кольцо и съезжать с него в любую полосу по стандартным правилам левостороннего поворота.
- высоко- и низкоскоростные потоки изолированы друг от друга, а также от пешеходов.
и т.д.

Сомнительные моменты:
- непривычная схема движения;
- относительно малые радиусы поворотов.

Более подробное описание с большой дискуссией и ответами автора можно найти здесь.

Весь сыр бор начался из-за того, что альтернативную развязку никак не хотят утверждать, как официальный вариант реконструкции. Хотя развязка уже получила хвалебные рецензии в "КиевПроекте", "ДорГосУкрЭкспертизе" и не только.
Нужна ли в этом месте развязка подобной функциональности - вопрос для отдельной дискуссии. Мне об этом судить сложно, т.к. в районе Шулявки я бываю сранительно редко и как правило во внепиковое время, схем с распределением потоков также нет, а люди, разбирающиеся в вопросе, во мнениях разделились. В любом случае такая развязка интересна как сама идея и перспективное решение проблем крупных транспортных узлов.

Наибольшие споры разгорелись в отношении движения по кольцу по часовой стрелке. Противники идеи и сомневающеся приводят такие аргументы:
- движение по кольцу по часовой стрелке - это левостороннее движение.
- подобная организация движения запрещена ПДД.
- из-за непривычной схемы движения вырастет число аварийных ситуаций.

На все это есть свои контраргументы:
- движения по кольцу на самом деле нет. Формально нет. В ПДД стандартное круговое движение оговаривается отдельно, т.к. для такого движения существуют свои правила. Например, въезд на кольцо - это фактически поворот направо, а по стандартным правилам он возможен только из крайнего правого ряда в крайний правый ряд. Для кольца это ограничение не действует и выезд на кольцо возможен из любой полосы в любую полосу. Если внимательно посмотреть на схему кольца на предлагаемой развязке, то видно, что для него действуют стандартные правила проезда перекрестка: поворот направо из правого ряда, поворот налево в любую полосу, разворот только из крайней левой полосы. Т.е. специальных условий движения нет, есть только непривычная схема развязки.
- я не смог найти в ПДД пункт, прямо запрещающий подобную организацию движения.
- вопрос решается правильной установкой знаков и ограждений. Хотя некоторые нюансы есть.

Для подтверждения теории практикой и было проведено моделирование.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Надеюсь я никого не утомил слишком длинным текстом, дальше будет визуальная часть :)

1. Площадка, на которой проходило моделирование, находится на Окружной близ Жулянского путепровода (кстати, его дублер уже практически достроили, ура, товарищи). Сбор народа:


2. Набралось десятков пять машин добровольцев, если не больше.


3. Машины были разные :)


4. Инструктаж перед началом моделирования. Автор проекта Виктор Петрук рассказывает о новой развязке:


5. Каждому водителю вручили программку с маршрутами. Для моделирования был воссоздан кусочек развязки (на фото сверху); немного, но для проверки спорных моментов хватит. Нижняя часть круга нужна только для возврата машин на развязку; для этой же цели правый поворот на развязке закручен вокруг кольца.


Суть программы такая: моделирование разбивается на 50 маршрутов. Номер маршрута вывешивается на условной стартовой позиции и меняется раз в 3-4 минуты. Каждый водитель, начиная очередной круг, выбирает маршрут следования в соответствии с программой. У каждого водителя маршруты расставлены в своем порядке, поэтому одновременно на развязке выполняется и правый поворот, и левый с движением по кольцу, и разворот. Для некоторых номеров программы предусмотрен временный отстой вне развязки для регулировки потока.

6. Так выглядит часть развязки. Разметка нанесена мелом, расставлены знаки и бровка, блокирующая проезд на кольцо против часовой стрелки.


7. Последние приготовления:


8. Народ выстраивается перед условным стартом:


9. Вывешивается циферка "1"..


10. ..и начинается движение:


11. Общий вид действа:


12. Перед выездом на кольцо народ разумеется уступает дорогу транспорту, идущему справа:


13.


14. Выход из кольца:


15. Верчение по кольцу:


16. Возврат на развязку:


17.


18. Дальше я замерз и меня приютили в машине для сугреву.


19. Перед выездом с кольца:


20. Все происходящее тщательно фиксировалось на камеры как организаторами, так и участниками. Причем иногда это делалось весьма неожиданным способом :)


21.


Что сказать напоследок: конечно, реальные условия моделирование полностью не могло воссоздать: нет грузового транспорта, нет маршруток (еще лучше останавливающихся где попало) и т.д. Кроме того, мне не понравилось расположение стоп-линии для разворота: народ инстинктивно боится выезжать дальше середины полукольца, оставляя обзор потока по главной дороге только лишь в зеркалах заднего вида. Тем самым, частично стопорится движение транспорта, который намеревается выехать на кольцо. С привычками, как известно, бороться сложно и я уверен, что даже при установке перед стоп-линией разворота "разделительной полосы высотой 1 метр" водители все равно будут становится раньше. Чисто психологически.
Чтобы не заканчивать на пессимистичной ноте, скажу, что организация мне понравилась, пришел очень даже адекватный народ и моделирование в целом я считаю успешным.

Киев, события

Previous post Next post
Up