Днепропетровск. Общий обзор

Mar 15, 2010 02:20



Пора разбавить киевскую тематику другими городами и странами. Начну с города своего детства, в котором, как я люблю говорить, я был коренным жителем 23,5 года.
Днепропетровск никогда не считался каким-то сверхшедевром в плане архитектуры или обустройства, но, как известно, везде есть свои плюсы и минусы. Любителей искать негативные стороны и без меня найдется очень много; я же постараюсь раскрыть преимущественно положительные стороны, которые делают этот город привлекательным, уникальным и по-своему красивым.

Как-то очень систематически город я никогда не снимал, поэтому некоторых самых известных мест на фото может и не быть, а в предстоящих нескольких постах вы увидите сборную солянку фотографий с 2005 по 2009 г.
Сегодня речь пойдет про историю и объекты, расположенные вдоль главной магистрали города - проспекта Карла Маркса.

Краткая историческая справка
После ликвидации в 1775 г. Запорожской Сечи и образованием Азовской губернии, новому краю нужен был административный центр. Находящаяся тогда на престоле Российской империи Екатерина II была человеком амбициозным и новый губернский центр решила превратить в южную столицу империи. Так в 1776 г. началась история Екатеринослава. Поначалу его заложили в месте, где река Кильчень впадает в Самару (уточнение: есть р. Самара и в России, и в Украине; речь, конечно же, идет про украинскую). Через два года строительство города было практически завершено, и он начал заселяться. Однако, место для строительства было выбрано неудачно: город заливало во время половодья, летом после разлива оставались болота, из-за которых быстро распространялась малярия. К тому же, с точки зрения судоходства Самара оказалась плохим выбором. В итоге в 1784 г. Екатерина II издает указ о переносе города на правый берег Днепра поблизости старой крепости Кодак. В 1787 г. во время своего путешествия на юг России Екатерина II лично закладывает первый камень в основание будущего Преображенского собора.

Перенос города на новое место уже не первое десятилетие вызывает среди историков споры о том, какой год считать годом основания города: 1776 или 1787. Свое столетие город отмечал в 1887 г., а вот двухсотлетие уже в 1976. Сейчас принято считать датой основания города 1776 г., однако сторонники других дат (вплоть до первых поселений племен мумба-юмба на территории будущего города еще в 1-м тысячелетии) не унимаются. Мое личное мнение такое: если вы переселяетесь на другую квартиру, вы же не начинаете считать датой своего рождения дату переезда. Точно также и с городом.

Вернемся к истории раннего Екатеринослава. Амбициозным планам Екатерины II не суждено было сбыться: вскоре императрицы не стало, а ее последователи явно не разделяли стремления сделать Екатеринослав южной столицей. Город на долгие годы стал глубоким захолустьем, и окончательно умереть ему мешало только формальное звание центра губернии. К середине XIX века в городе насчитывалось всего 13 тыс. жителей, а многие улицы не имели даже названий. Ситуация резко изменилась со строительством в 80-х годах XIX века Екатерининской железной дороги, которая связала Екатеринослав с криворожской железной рудой и донецким углем. Таким образом определилась дальнейшая судьба города как крупного центра металлургической промышленности. Достаточно заметить, что всего за 15 лет после открытия железной дороги население города увеличилось с 50 до 180 тыс. (!). За строительство дороги и открытие криворожской руды нужно благодарить видного деятеля Александра Поля, который своими усилиями буквально поднял город из пепла.

Идем дальше. Как известно, там где много заводов, там и много рабочих, которые были одним из двигателей революции. Главным революционером города стал рабочий Брянского металлургического завода (ныне завод им. Петровского или "Петровка") Григорий Петровский. Этот человек пользовался доверием у рабочих всего юга России, и не мудрено, что с приходом Советской власти он стал "всеукраинским старостой". Опустим выяснение вопроса "хороший" или "плохой" Петровский по сегодняшним меркам и остановимся на том факте, что в 1926 г. город именно в его честь получает название Днепропетровск.

Кстати, о названиях. Кроме Екатеринослава, Днепропетровск носил еще два - Новороссийск (1797 - 1802) и неофициальное Сичеслав (1919). Название - еще один предмет для споров и дискуссий. Про Новороссийск и Екатеринослав сейчас никто, конечно же, не думает. Зато идея переименовать Днепропетровск в Сичеслав (причем иногда под прикрытием восстановления "истории") прочно закрепилась в некоторых горячих головах. Правда, пока эта идея далека от воплощения, т.к. нынешнее название давно прижилось, а насколько оно политкорректное - мало кого беспокоит. Мое имхо на этот счет такое: если уж и переименовывать, то единственное историческое название - Екатеринослав. Все остальные варианты имеют одинаковое право на существование.

Что у нас в историческом обзоре осталось? Во времена СССР город рос и развивался стремительными темпами и, к 1991 г. население достигло 1,2 млн человек. Появилось много заводов, в том числе и Южный машиностроительный, который известен своими космическими ракетами, город значительно застроился на левом берегу и обрел тот облик, который мы можем наблюдать сейчас. Поэтому с историей заканчиваем и переходим к современному облику.

Приезжая на поезде в Днепропетровск, вы, скорее всего, попадете на центральный вокзал. С него и начнем.
Здание ж-д вокзала было заново построено после войны по проекту Алексея Душкина с сохранением основных очертаний старого вокзала:

1.


2.


Алексей Душкин, кстати, тот же архитектор, который проектировал здания Сочинского и Симферопольского вокзалов и ст. метро "Маяковская", "Кропоткинская" и "Новослободская" в Москве.

3. Часы на здании каждый час проигрывают припев песни Иосифа Кобзона "Днепропетровск, мой дом родной". Если вы приедете на фирменном поезде из Киева, то эта же песня будет вас встречать и на перроне.


4. Перед вокзалом находится площадь им. Г.И. Петровского вместе с памятником ему же, установленным на 200-летие города. Своей левой рукой он указывает на просп. Карла Маркса (ранее Екатерининский проспект):


Теперь давайте сразу переместимся в другой конец просп. Карла Маркса и осмотрим город с его главного холма.

5. Зеленая крыша прямо под нами - корпуса университета, над ними можно разглядеть Преображенский собор, левее него башни на горизонте - ЖК "Башни", под горизонтом тянется Днепр, а справа над ним можно разглядеть устье Самары. По клику - 1775x850 (0,6 МБ):



6. Вид в сторону ЖК "Башни":


7. С этой же точки видно один из проектов, который не нашел понимания у многих днепропетровчан. ТЦ "Атриум" прозвали не иначе как "здание с тюремными окнами":


Раз я уже затронул тему архитектуры, то сразу скажу, что современное строительство в Днепропетровске является предметом больших разочарований. Дело даже не в качестве проектов, а скорее в том, что очень многое, что сейчас появляется в центре, во-первых, не гармонирует с окружающей застройкой, во-вторых, строится достаточно хаотично в архитектурном плане. Т.е. рядом с красивым старым домиком часто можно встретить современный стеклобетон, торчащий на десятки метров вверх, еще где-то рядом находится второй стеклобетон с архитектурой, противоречащей первому и т.д.

8. Долгострои, новострои...


Прежде чем отправиться к самому старому зданию современного Днепропетровска, отклонимся еще немного на восток.

9. Нагорная часть города содержит большое число военных памятников, главным среди которых является памятник Вечной Славы со смотровой площадкой в сторону Днепра и устья Самары. Здесь начинается просп. Карла Маркса:


10. Как это часто у нас принято, вечный огонь становится вечным только в День Победы :-(


Как бы это удивительно ни звучало, этот памятник создавался Южным машиностроительным заводом, основной специализацией которого почти всегда были ракеты. Макет памятника даже стоит в заводском музее.

11. Преображенский собор. Как я уже говорил, с закладки первого камня в его фундамент и началась история Екатеринослава в современном его местоположении. Собор долго оставался в стадии "нулевого цикла" и был построен только к середине XIX века. Поговаривают, что та ограда, которую вы видите на переднем плане - это старый фундамент собора, ведь как и водится в столицах - собор должен был стать самым большим в Европе:


12. Недалеко от собора находится исторический музей им. Д.И. Яворницкого с одноименным памятником. Яворницкий был самым выдающимся историком Днепропетровска:


13. Фасад главного корпуса Горного университета. Но не он главное на этом фото, а вот этот фонарь со светильниками, чем-то напоминающими свечки. Таких светильников почти не осталось в городе, в основном их заменили на банальные шары:


14. Ниже Преображенского собора находится один из двух крупнейших парков города - парк им. Т.Г. Шевченко (ранее Верхний парк и Потемкинский парк). При входе в парк в глаза сразу бросается здание летнего театра, который когда-то занял 1-е место на каком-то Всесоюзном фестивале. "Фишкой" театра является его крыша, через которую растут деревья (!):


15. Крыша заканчивается на противоположной стороне алеи:


Проектировал это здание выдающийся архитектор Днепропетровска времен застоя Павел Ниринберг. Его работы были предметом зависти по всему Союзу, т.к. ему удавалось совмещать уникальные архитектурные решения с требованиями постхрущевской эпохи к экономии на архитектурных излишествах. Многие его работы (в частности, здание цирка, горисполком) являются теперь визитными карточками города.

16. Если идти по аллее дальше, то мы попадем на смотровую площадку с видом на Днепр и набережную:


17.


18. На соседней аллее примечателен восседающий лев:


19. Недалеко от парка находится жилой комплекс "Башни". Строительство развернулось в начале 2000-х, и после событий 11 сентября 2001 г. у многих жителей название "Башни" некоторое время ассоциировалось не иначе как с печально известным ВТЦ. "Башни", пожалуй, один из лучших современных проектов в Днепропетровске: несмотря на изначальную критику, они достаточно хорошо вписались в городской ансамбль и теперь практически являются одним из символов города:


20.


21. Когда-то с "Башнями" я сделал фото под названием "Дорога в светлое будущее" :) Это не фотомонтаж, перед "Башнями" действительно долгое время были развалины; только сравнительно недавно это место начало застраиваться:


Теперь пойдем вдоль просп. Карла Маркса в сторону вокзала. Проспект задумывался главным стержнем города еще на заре его появления, но современные очертания в виде дороги, разделенной бульваром, начал обретать только в середине XIX века. Основная часть построек на проспекте сталинской эпохи (этому в первую очередь поспособствовала война), но встречаются и более ранние здания конца XIX - начала XX века.

22. Некоторые "излишества" сталинской архитектуры на проспекте:


23.


24. А этот элемент, скорее всего, относится к дореволюционной застройке:


25. Еще один дореволюционный персонаж:


26. Перекресток просп. Карла Маркса и ул. Гоголя:


27. Панорама города, прилегающего к проспекту. Слева направо: здание с башенкой - ТЦ "Босфор", зеленые купола внизу - бывшее здание городской думы, полоса зеленых насаждений из правой части кадра к горизонту - просп. Карла Маркса, чуть правее центра на горизонте торчит недостроенная гостиница "Парус", в правой части кадра находятся башни "Мост-Сити центра", центральный мост и купол цирка. По клику - 1908x850 (0,8 МБ):



28. Просп. Карла Маркса. Кусок проспекта с вырезанными деревьями - это пару лет назад срезали старые акации и посадили на их месте липы. Кстати, белая акация - такой же символ Днепропетровска, как и каштан в Киеве, правда об этом знают очень немногие:


29. Круглые стекляшки - это башни "Мост-Сити центра", правее расположен центральный мост, сооружение перед мостом с крышей в виде шляпы - здание цирка, зеленое здание с ржавой крышей - умирающая швейная фабрика "Мрія", рядом с ней еще одно зеленое здание с темно-зеленой крышей - прокуратура, верхушки деревьев в нижней части панорамы - просп. Карла Маркса. По клику - 1796x850 (0,8 МБ):



30. Новострои правобережья. За ними ж-м Солнечный и Нижнеднепровский трубопрокатный завод:


31. Центральный мост и здание цирка. Как я уже писал выше, главный архитектор цирка - все тот же П. Ниринберг:


32. Вид в сторону "Мост-Сити":


33. Отражение "Мост-Сити" в "Призме":


34.


35. Недалеко от "Мост-Сити" находятся две центральных площади города - Европейская (появилась недавно) и площадь им. Ленина. После ТЦ "Европа" на Европейской площади некоторое время на фонарях висели флаги всех европейских стран. Но теперь там, как и следовало ожидать, красуется реклама:


На заднем плане видно здание старой постройки - это пл. Ленина. Центральная площадь появилась только после войны. И, еще не родившись, умерла. Дело в том, что по изначальному замыслу главное здание площади должно было располагаться полукругом (так оно кажется более величественным), но в итоге оно было построено буквой "П" да еще и по упрощенному проекту из-за прихода хрущевской эпохи экономии. Поэтому смотреть там особо нечего, и у меня фотографий площади никогда не было.

36. Над площадью Ленина располагается Троицкий собор:


37. Гостиница "Украина" (бывший дом Хренникова). Основное направление в ее архитектуре - национальные украинские мотивы. С самого начала считалась одним из самых красивых зданий города:


38. После войны из экономических соображений гостиница потеряла свои старые купола:


39. Двигаемся дальше к вокзалу. Еще немного архитектурных деталей: муза, венчающая здание театра им. Шевченко:


40. Напротив театра на углу проспекта и нынешней ул. Ленина находится т.н. Дом губернатора:


41. Рядом с Домом Губернатора находится здание мэрии. И здесь постарался П. Ниринберг:


42. Напротив мэрии находится здание главпочтамта:


43. Чугунная ограда проспекта:


44. Просп. Карла Маркса с обновленными акациями на бульваре:


45. Мы дошли до второго центрального парка - парка им. Л. Глобы (ранее Нижний парк, Городской сад, а потом парк им. Чкалова). Кстати, Л. Глоба основал как этот парк, так и парк им. Шевченко. В парке Глобы есть озеро, на котором стоит еще одно интересное здание летнего театра:


46. "Ам-м-м!" :)


47. Предыдущая фотография была использована администрацией парка на одном из его входов. Когда я предпоследний раз был в Днепропетровске, я наконец осуществил давнюю задумку сфотографироваться рядом с этим плакатом. Из-за ремней штатива и кофра вид у меня получился смешной :)


48. Еще одним примечательным сооружением в парке является детская железная дорога. Когда-то она имела две станции, депо и два действующих поезда; сейчас осталась одна станция и один поезд. Второй локомотив уже годами стоит без движения:


49. Один из первых вагончиков дороги рядом со зданием станции:


См. также:
Набережная и мосты
Рассветы и закаты
Ночной Днепропетровск

Днепропетровск

Previous post Next post
Up