15 января мы с
dfaw'ом посетили презентацию процесса изготовления колонн, которая проводилась в Днепропетровске на заводе "Мастер-Профи". Посмотреть на металлоконструкции приехал министр по делам семьи, молодёжи и спорта Юрий Павленко, бывший губернатор Днепропетровской области Владимир Яцуба, представители ген. проектировщика (компания GMP) и различных подрядчиков, а также журналисты. Про
доставку первой колонны в Киев я уже писал; сегодня же я более детально расскажу о конструкциях навеса, и вы вкратце сможете увидете процесс их изготовления.
Конструкцию навеса можно условно разделить на две части: несущую и подвесную. Про подвесную - это ванты и мембранный настил навеса - мы поговорим тогда, когда начнется ее монтаж (а это будет приблизительно через полгода); сегодня же затронем несущие конструкции. Для наглядности я обозначил их на макете; ниже более подробное описание:
1 и 2 - это верхняя и нижняя части колонн. Полная высота колонны - 42 м. Вес - 50 т. Всего таких колонн будет 80, на момент посещения завода в различной стадии сборки находилось 14 колонн. Обе части создаются на заводе отдельно, а собираются в единое целое уже на стадионе перед установкой. Каждая колонна будет установлена на специальный сферический подшипник.
3 и 4 - нижнее и верхнее сжатое кольцо. Почему сжатое? Потому что после растяжки вант и настила навеса колонны будут стремиться "упасть" внутрь стадиона, и эти кольца, как противодействующие падению, будут испытывать на себе сжимающие усилия. Каждое кольцо будет состоять из 80 металлических балок, которые доставляются на стадион по-отдельности и устанавливаются между колоннами.
5 - литая вставка. На макете ее не видно, можно лишь представить точку установки. Литая вставка представляет из себя массивное прямоугольное кольцо весом порядка 4 т., при помощи которого будут соединяться верхняя и нижняя половина колонны, а также балки нижнего сжатого кольца.
Теперь давайте посмотрим на изготовление конструкций.
Прежде чем попасть в цех завода, стальные заготовки доставляются на склад металла. Вот один из них, справа от него тот самый цех, в котором металлические листы превратятся в колонны и балки:
Это не основной склад, поэтому металла относительно мало.
Со склада металл попадает в цех, где из него на газорезательной машине вырезаются заготовки необходимой формы:
Специально для изготовления конструкций "Олимпийского" закупили новый газорезательный станок, который своими пятью резаками может работать с листами металла толщиной до 35 см:
При нас вырезали "ушастую" деталь крепления балок верхнего кольца к верхней колонне:
Два "уха", которые видно на станке, будут цепляться к колонне, а основная поверхность детали будет крепиться к торцам балок верхнего кольца:
А здесь вы видите фигурную заготовку под торец верхней колонны, который через литую вставку будет крепиться к нижней колонне:
После разрезания по тем краям металла, которые будут вариться к другим частям колонны, снимается фаска:
Все неровности шлифуются, нарезаются заготовки под ребра жесткости и т.п.
Далее между двух основных стенок колонны ставятся продольные и поперечные ребра жесткости. В итоге получается вот такая конструкциями с кучей перегородок:
Теперь нужно приварить боковые стенки, и колонна примет почти законченный вид. Колонну перемещают в другую часть цеха, переворачивают на ребро и устанавливают стенки:
После чего устанавливают под сварочный аппарат. Теперь дело за сварщиками:
Торец колонны со стороны литой вставки:
Те колонны, у которых на торце оба конца тупые, - нижние:
А те, у которых есть один острый конец, - верхние:
Как я уже упоминал выше, этими торцами колонны будут крепиться друг к другу при помощи литой вставки (красным обозначена нижняя колонна, синим - верхняя, зеленым - литая вставка):
А вот и сама литая вставка:
На предпоследней стадии производства колонны перемещают на участок общей сборки. Здесь нижнюю и верхнюю части колонны предварительно подгоняют друг к другу, проверяя правильность сборки, и марафетят перед покраской. На фото на подмостках растянулась одна из нижних колонн; такая же колонна недавно
приехала в Киев:
При нас к нижнему торцу колонны подгоняли крепление для оси подшипника, на котором будет стоять колонна:
Опорный башмак со сферическим подшипником:
Башмак будет устанавливаться на закладные детали, которые заблаговременно устанавливают на конструкциях стадиона:
Сферический подшипник:
В кадр попал коллега, которому, кстати, нужно сказать очередное спасибо за организацию мероприятия ;-)
С балками нижнего и верхнего сжатых колец процесс немного проще, т.к. они пустотелые. Основной процесс в их сборке - это сварка стенок:
Удаление флюса между проходами сварочного аппарата:
Министр по делам семьи, молодёжи и спорта Юрий Павленко мечтательно смотрит на сварочную чудо-машину :-)
Часть цеха, в которой собираются балки нижнего кольца. На заднем плане одна из таких балок:
А вот одна из балок верхнего сжатого кольца. Как видите, она очень похожа на нижнюю сестру:
После осмотра завода была пресс-конференция, которую я отдельно затрагивать не буду - все необходимое уже сказано выше.
В завершение небольшая новость: в Киев уже начали завозить детали от крана Demag CC2800, которым будут устанавливать колонны. Кран достаточно интересный (Demag есть Demag), и про него еще будет отдельный отчет. А пока в качестве анонса фото разгрузки одной из гусениц крана: