Лучше старых эскизов станций метро могут быть только цветные старые эскизы! Сегодня вы увидите уникальную серию эскизов станций первого пускового участка Киевского метро, открытого в 1960 году. Она уникальна тем, что долгие годы цветные оригиналы хранились в музейных фондах Софии Киевской и практически никто их в подобном виде не видел уже несколько десятилетий. Максимум, что мы могли видеть раньше - это черно-белые копии.
Эта публикация подготовлена в рамках
серии "Метро, которого нет". Хотя серия давно не обновлялась и материалы по всем построенным станциям уже много лет доступны в блоге, на этом "Метро, которого нет" не заканчивается. Нам еще не хватает истории четвертой линии метро (а там очччееень много интересного!) + за последние годы у меня накопилось множество дополнений к старым публикациям. В основном в виде редких фото и эскизов, которые до этого пылились в архивах и нигде ранее не публиковались. Как и эта серия фото, которую мы сейчас с вами увидим. Что ж, давайте поблагодарим
camrador'а за извлечение этих картинок из недр архивов, и давайте смотреть!
Начнем мы с вами с "Вокзальной" и прежде всего обратим внимание на вестибюль, изображенный на заглавной картинке (архитекторы: А. Добровольский, И. Масленков). Это сооружение занимает особое место в Киевском метро. Дело в том, что в отличие от остальных вестибюлей первых станций, вестибюль "Вокзальной" полностью выполнен в неоклассическом стиле, который в СССР был характерен для послевоенной архитектуры. Изначальные архитектурные идеи по остальным станциям первого пускового участка также использовали неоклассическую стилистику. Но в 1955 году началась борьба с архитектурными излишествами и архитектурный облик как станций, так и вестибюлей был существенно изменен. Особенно это коснулось павильонов вестибюлей и станции "Днепр". Вестибюлю "Вокзальной" повезло больше: часть здания, в которой размещается пригородный вокзал, была открыта в 1955 году и борьба с излишествами ее не затронула. Вторая часть вместе с колоннадой и входом в метро была достроена уже в 1960 году и архитекторам удалось отстоять изначальную идею и завершить проект в некогда задуманном виде. Разве что шпиль так и не был возведен над башней с часами, хотя даже после открытия пригородного вокзала, он все равно изображался на всех эскизах практически до самого открытия метро.
1. В подобных эскизах, которые в те времена рисовались полностью вручную, очень интересно разглядывать детали. Вот тут внезапно проскочила едва заметная надпись "метрополітен ім. В.И. Леніна". Сделана она, кстати, с ошибкой. Сможете найти, что не так? :)
2. На реальном вестибюле над названием станции этой надписи никогда не было.
3. Еще одна деталь, которой не достает на заглавной картинке - скульптура украинки, которая встречает гостей с хлебом и солью. Еще в начале 1960 года она изображалась на чертежах и эскизах, а затем исчезла из проекта.
4. Но давайте вернемся к цветным эскизам из Софии Киевской. Следующий эскиз изображает кассовый зал "Вокзальной". На рисованной схеме почему-то выпала "Арсенальная" :) Так бывает на подобных эскизах, ведь это не рабочий чертеж, по которому ведется строительство.
5. Схема в торце этого зала существовала и в реализованном варианте.
6. Наконец, платформа станции (архитекторы: В. Ежов, Е. Катонин, В. Скугарев, И. Шемсединов). В цветном варианте эскиз смотрится шикарно, но впереди вас ждут не менее прекрасные работы.
7. Наземный вестибюль станции "Университет" (архитекторы: Г. Головко, Б. Дзбановский, Е. Иванов, М. Сыркин).
8. Этот же вестибюль со стороны ботанического сада. Эскизы словно живые.
9. Долгое время терраса использовалась как кафе. Увы, сейчас там ничего нет.
10. К сожалению, цветного эскиза подземной части станции пока не нашлось... Поэтому для полноты картины давайте вспомним, как выглядел один из последних вариантов оформления станции в черно-белом варианте (архитекторы: Г. Головко, М. Сыркин, Е. Иванов, Т. Елигулашвили, Л. Семенюк, О. Лозинская).
11. Аналогичная ситуация и по вестибюлю №1 станции "Крещатик" (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров, И. Масленков), поэтому смотрим черно-белый вариант, который вам уже показывал когда-то.
12. Кассовый зал.
13. Любопытный разрез эскалаторного зала.
14. Напомню, как в реальной жизни выглядит цветной ковер из плитки.
15. Платформенная часть станции (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, Ю. Кисличенко, И. Масленков, Г. Гранаткин, С. Крушинский при участии Ф. Зарембы и Н. Щукиной). Это еще не финальный вариант оформления: не хватает латунных карнизов, а в торце платформы видно панно.
16. Напомню, что глухая стена в торце станции просуществовала всего 5 лет, пока в 1965 году не был открыт второй выход. Тем не менее, архитекторы с художниками выбирали, как лучше оформить эту временную стенку: тогда не было принято оставлять подобные пространства пустыми.
17. Правда, итоговое оформление торца платформы все равно оказалось довольно скромным: кроме герба УССР больше ничего там не появилось.
18. Перемещаемся на "Арсенальную" (архитекторы: Г. Гранаткин, С. Крушинский, Н. Щукина). Из последних вариантов наземного вестибюля.
19. И шикарный цветной эскиз кассового зала станции. Три двери слева - бывшие телефоны-автоматы (сейчас вместо них киоск).
20. Разрез верхнего эскалаторного зала.
21. Промежуточный вестибюль станции. Эта картинка у меня была достаточно давно, но почему-то не вошла в предыдущие публикации. Что ж, это к лучшему: здесь она смотрится гармоничнее.
22. Короткий средний зал станции. Таким он был до 90-х годов.
23. Наконец, станция "Днепр" (архитекторы: С. Павловский, Г. Гранаткин, А. Игнащенко, П. Красницкий, С. Крушинский). Думаю, что формы станции и моста вы узнаете легко. А такие скульптуры вы точно еще не видели.
24. Тот же ракурс и... своеобразный зеленый вечер. Зато мы уже видим те скульптуры, которые будут установлены на станции. А также видим, сколько раз они переделывались.
25. С этими скульптурами (авторы: Ф. Коцюбинский, Е. Кунцевич) вышла довольно любопытная история. Изначально скульптуры "Труд" и "Мир" были выполнены из гипса и спустя несколько лет после открытия станции были заменены бронзовыми.
26. Но изменился не только материал, из которого были изготовлены скульптуры, но и сами скульптуры. Особенно это заметно на скульптуре "Труд". Хотя и девушка с голубями тоже незначительно изменилась.
27. Наконец, финальный эскиз из нашей сегодняшней серии - платформа станции со стороны портала.
См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет"