Пару лет назад я уже показывал вам фотографии с новенького металлургического завода "Интерпайп-сталь". Те фото были сделаны впопыхах в рамках обычной экскурсии (да, слово "экскурсия" на этом заводе не вызывает удивления), но спустя некоторое время мне удалось неспеша пройтись с камерой по всем цехам, отснять "неэкскурсионные" ракурсы и заодно краешком глаза посмотреть на соседний Нижнеднепровский трубопрокатный завод. Эту съемку я закончил обрабатывать лишь недавно и теперь вы тоже можете ее видеть на своих экранах :)
Напомню предысторию.
"Интерпайп Сталь" входит в группу предприятий "Интерпайп", специализирующихся на производстве труб и колес для железнодорожного транспорта. Комплекс был запущен в 2012 г. и стал первым за 40 лет металлургическим заводом, созданным с нуля в Украине. "Интерпайп Сталь" позволила заменить энергозатратное, морально устаревшее и экологически "грязное" мартеновское производство на прогрессивный электроплавильный способ производства стали и обеспечить трубное производство собственными стальными заготовками.
Первая плавка стали на заводе была выполнена 17 января 2012 г. Общая сумма инвестиций составила 700 млн. долларов. Мощность нового завода составляет 1 млн 320 тыс. тонн в год, что делает его крупнейшим предприятием такого типа в восточной Европе. Ввод предприятия в эксплуатацию и замена его мощностями устаревшего мартеновского производства стали позволила в 8 раз сократить энергозатраты на тонну стали и в 2,5 раза уменьшить выбросы в окружающую среду.
1. Интерпайп продолжает радовать глаз своей архитектурой. Да, это всего лишь заводские цеха:
2. Инсталляция на въезде:
3. Все начинается здесь. В качестве сырья завод полностью использует металлолом, который приходит в этот цех. Далее он загружается в ковш и шихта (так это правильно называется в металлургии) отправляется в соседний цех на переплавку.
4. Все это добро попадает в дуговую печь и начинается плавка. Я наивно полагал, что смогу увидеть весь процесс так же, как это было на видео с первой плавкой на Интерпайпе. Но нет, печь давно закрыта массивным кожухом (вон он уехал влево) и происходящее видно только на видеокамеры.
5. А вот и сама печь:
6. После плавки сталь отправляется на агрегат "ковш-печь". Здесь сталь доводят до необходимой температуры и химического состава:
7. После агрегата "ковш-печь" наступает черед вакууматора. Вакуумирование стали - это обработка жидкой стали вакуумом с целью улучшения ее качества за счет уменьшения в ней содержания газов (водород, кислород) и неметаллических включений.
8. Вакууматор в разных позах:
9.
10. Немного ада вам в ленты:
11. После вакууматора сталь попадает на машину непрерывного литья заготовки.
12. Когда в ковше заканчивается сталь, на подъемно-поворотный стенд машины сзади закрепляют следующий ковш и разворачивают всю конструкцию на 180 градусов. Внутри машины непрерывного литья заготовок есть собственный промежуточный ковш, в котором всегда есть запас стали на тот случай, когда меняют сталеразливочные ковши, поэтому процесс литья заготовок не останавливается ни на минуту.
13. Четыре ручья, из которых рождаются заготовки:
14. Ковш на расхолаживании после предыдущего металлургического цикла:
15. Склад готовой продукции:
16. Заготовки, которые внешне кажутся уже остывшими, на самом деле еще долго сохраняют тепло и в этой части цеха довольно жарко.
17. Кран с магнитом:
18.
19.
20. Установка дымоочистки:
21. Ну и сопутствующие ей трубы :)
22.
23. Справа цех, где готовятся различные добавки, которые закидывают в жидкую сталь. По конвееру между цехами они попадают в основной цех.
Ну а теперь давайте немного посмотрим на Нижнеднепровский трубопрокатный завод. Именно на нем раньше работал мартен, который заменил "Интерпайп-сталь", и именно для него на Интерпайпе выплавляют заготовки. НТЗ занимается не только трубами, как это следует из названия, но и знаменит своей колесной продукцией, которая имеет довольно широкую географию сбыта. Именно на колесное производство мне и удалось заглянуть.
24. Все начинается здесь. Заготовки разрезаются на необходимые кусочки, а затем отправляются в колесопрокатный цех. Увы, но он в тот день не работал и посмотреть, как рождаются раскаленные "блинчики" не удалось...
25. Цех мехобработки, кажется.
26. Склад готовой продукции:
27. Конкретно эти колеса должны были уехать куда-то в США.
28.
Предыдущее посещение Интерпайпа P.S. Спасибо администрации завода за помощь в проведении съемки.