Сейчас в Киеве насчитывается 52 станции метро на 3-х линиях общей протяженностью 67,6 км. Все они очень разные, создавались в самые разные эпохи и отличаются по духу, архитектуре и оригинальным решениям, которые больше ни где не применялись. Про каждую из них можно рассказать отдельную историю: про одну станцию небольшую, а про другую очень объемную, которая тянет на целую книгу. Некоторые станции менялись уже при жизни, причем иногда довольно сильно и этот процесс продолжается и сейчас.
Давно хотел составить такой каталог всех станций без исключения, в котором станции расположены в хронологическом порядке. Что ж, давайте посмотрим, как менялось наше метро с 1960 г. по наши дни. Из года в год, из десятилетия в десятилетие.
ДНЕПР (1960)
Простая и лаконичная наземная станция, которая давно уже используется не столько в транспортных целях, сколько для того, чтобы сделать красивую фоточку с видом на Днепр. Станция хранит память о важной и необычной роли, которую она выполняла на заре работы Киевского метро. Именно через "Днепр" в метро попадали первые вагоны. Здесь было здание мастерских, в которых выполнялся ремонт вагонов, и здесь был уникальный поворотный круг с подъемником, с помощью которого вагоны поднимались с уровня земли на высоту платформы станции. Ни мастерских, ни подъемника давно уже нет. Лишь поворотный круг сохранился в
электродепо "Дарница". Было бы круто в память об этом историческом факте развесить на стенах вестибюля фотографии станции 60-х.
АРСЕНАЛЬНАЯ (1960)
Существует мнение, что "Арсенальная" самая глубокая станция метро в мире (глубина заложения 105,5 м). Но объективно это подтвердить сложно, т.к. не по всем метрополитенам есть достоверные данные по глубине заложения. В частности, есть еще одно мнение, согласно которому в Пхеньяне имеются станции не менее глубокие, чем "Арсенальная". Кроме большой глубины, "Арсенальная" известна также тем, что здесь впервые в Киеве промежуточный вестибюль был целиком и полностью построен методом "опускаемого колодца". Т.е. сначала соорудили на поверхности, а затем, выбирая из под вестибюля грунт, опустили его на нужную глубину.
КРЕЩАТИК (1960)
Здесь официально начал работу Киевский метрополитен. Именно здесь прошла церемония открытия 6 ноября 1960 г. Кстати, на "Крещатике" находится самый длинный эскалатор в Киевском метро.
УНИВЕРСИТЕТ (1960)
Одна из визитных карточек Киевского метро. По праву считается самой красивой станцией первой очереди. А еще на пилонах станции можно встретить большие окаменевшие остатки древних организмов.
ВОКЗАЛЬНАЯ (1960)
Практически метроворота Киева. До недавнего времени эта станция занимала 1-е место по пассажиропотоку.
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1963)
Первая в мире станция глубокого заложения, построенная из сборного железобетона. Капризная киевская геология оказалась неожиданно благоприятной для отказа от чугуна при строительстве станций и проектировщики этим воспользовались на все 100%. Благодаря использованию железобетона стоимость строительства станции была значительно снижена.
ШУЛЯВСКАЯ (1963)
Сложно вспомнить станцию, в отделке которой использовано такое количество керамической плитки.
ГИДРОПАРК (1965)
Сезонная станция. Зимой здесь практически никого, а летом огромное число пляжников и других отдыхающих. Кроме того, станция интересна дополнительной боковой платформой, которая работала до открытия второго выхода.
ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ (1965)
Первая станция на левом берегу. "Левобережная" - это станция для людей с крепкими нервами :) Втолкнуться здесь в вагон в утренний пик - та еще задача :)
ДАРНИЦА (1965)
Третья из наземных станций-близнецов. Их отделка отличается лишь цветом керамической плитки и рисунком в верхней части колонн. Также "Дарница" интересна своим сложным путевым развитием. Рядом со станцией можно насчитать сразу 10 стрелок, а тупики и съезды расположены с обеих сторон станции. Всему виной близость электродепо "Дарница", соединительная линия к которому начинается от одноименной станции.
ЧЕРНИГОВСКАЯ (1968)
Необычная для Киева конструкция станции под путепроводом. У станции есть также небольшой артефакт прошлого: рядом с ней ранее располагалось ПТО (пункт технического обслуживания), которое было разобрано при продлении линии дальше на восток. От ПТО остались лишь стены, которые можно наблюдать по пути к "Лесной". И еще один артефакт - это, конечно, боковая платформа, которая также перестала действовать, когда линию продлили к "Лесной".
БЕРЕСТЕЙСКАЯ (1971)
Необычные колонны из нержавейки и, конечно же,
легендарная история борьбы метростроя с бактериями при строительстве перегона между "Шулявской" и "Берестейской".
НИВКИ (1971)
Зеленая станция, зеленые колонны, зеленый орнамент и керамические плитки с диковинными зверьками.
СВЯТОШИН (1971)
Одна из первых станций, которая утратила оригинальные светильники.
ПЛОЩАДЬ НЕЗАВИСИМОСТИ она же МАЙДАН НЕЗАВИСИМОСТИ (1976)
Первая колонная станция глубокого заложения в Киеве и единственная станция, менявшая свое название два раза. Здесь впервые в Киеве на путевых стенах появился такой привычный мрамор.
ПОЧТОВАЯ ПЛОЩАДЬ (1976)
Самая "тесная" станция. Из-за стесненных условий строительства ширина платоформы на "Почтовой площади" всего 8 м.
Из всех станций, подвергшихся тем или иным изменениям, эта, пожалуй, изменила свой облик наиболее сильно. Первоначально многое соответствовало проектному названию станции "Речной вокзал":
Но за последние годы сначала канули в лету старые светильники, а затем и голубой цвет старой плитки, которую так или иначе необходимо было чем-то заменить из-за ее плачевного состояния:
КОНТРАКТОВАЯ ПЛОЩАДЬ (1976)
В облике станции незаметно отражена история ее строительства: при раскрытии котлована были обнаружены древние орудия и предметы, в память о которых на дверцах кабельных шкафов, расположенных на путевых стенах, установлены чеканные композиции "оружейной" тематики.
ЛЕСНАЯ (1979)
Пока что последняя наземная станция в Киеве. Оригинальна своими витражами между колонн. Не так давно перехватила у "Вокзальной" пальму первенства по пассажиропотоку.
ТАРАСА ШЕВЧЕНКО (1980)
Учитывая, что станция фактически расположена в промзоне, ее архитектура достаточно необычна и богата. Недаром проектным названием станции была "Заводская".
ПЕТРОВКА (1980)
Одна из самых тихих киевских станций благодаря использованию аккустических панелей на потолке. Ну и самая "забитая" на синей линии.
ОБОЛОНЬ (1980)
Первая из трех оболонских станций. Очень необычные кованые композиции на путевых стенах и наиболее насыщенная узбекистанским мрамором "Газган" станция, который здесь буквально повсюду.
ПЛОЩАДЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО (1981)
По легенде архитекторы пытались воссоздать атмосферу первого бала Наташи Ростовой. Но это больше легенда, чем правда.
ОЛИМПИЙСКАЯ (1981)
Первая из тройки станций с уникальными сверхузкими пилонами. Увы, но вместо запланированного белого мрамора ее пришлось одеть в серый уральский "Уфалей".
МИНСКАЯ (1982)
Первый односвод в Киеве и первый мелкий односвод, построенный из сборного железобетона. Впрочем, впоследствии односводы все равно будут строить из монолитного бетона, а нам в память о попытке повысить эффективность и снизить стоимость конструкции, останется станция с необычными карнизами и 100-метровой росписью на своде.
ГЕРОЕВ ДНЕПРА (1982)
Северные ворота второй линии. Оригинальное решение с "кругом" внутри развязки, в который выходят выходы со станции и подземные переходы с близлежащих улиц.
ДВОРЕЦ УКРАИНА (1984)
Первые годы своего существования станция имела необычный светильник - "трубу":
Экспериментальный световод в итоге был признан неудачным и освещение на станции в корне изменилось еще в 80-х. Ну и красноармейца уже нет, вернее теперь он прикрыт белой фальшстеной. Никакой замены ему пока не придумали.
ЛЫБЕДСКАЯ (1984)
Одна из самых необычных и запоминающихся станций Киевского метро благодаря раскрытым внутрь пилонам и характерной "кольцеобразной" архитектуре. С 2011 г. станция является объектом культурного наследия местного значения.
ТЕАТРАЛЬНАЯ (1987)
Станция со сложной историей. Изначальный довольно таки интересный проект с аллюзиями на тему музыки был отклонен в пользу более идеологического и монументального:
Но и он недавно канул в лету. Получилось ни то, ни сё: обрезанная копия "Ленинской" и неродившаяся полноценно "Театральная". Впрочем, история станции более интересна другим, ведь она появилась на уже действующем отрезке линии специально для организации пересадочного узла с "Золотыми воротами".
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА (1989)
Станция с необычной историей и необычной для своего времени архитектурой. Ее запросто могло бы не быть в том виде, в котором мы ее знаем, появись она на год раньше или позже. Ныне один из самых узнаваемых символов Киевского метро. Также, как и "Лыбедская", с 2011 г. является объектом культурного наследия местного значения.
ДВОРЕЦ СПОРТА (1989)
Здесь впервые в Киевском метро стали широко применять алюминий для отделки. Также, как и на "Петровке", на этой станции сравнительно тихо благодаря аккустическим панелям на сводах. Еще здесь необычный зеленый мрамор из Кубы.
КЛОВСКАЯ (1989)
Еще одно царство алюминия и экспериментальный участок виброзащитного пути рядом со станцией.
ДРУЖБЫ НАРОДОВ (1991)
Станция, которая так и не стала глубоким односводом. А в 2012 г. еще и потеряла оригинальные светильники. Было:
Стало:
ВЫДУБИЧИ (1991)
Красивые золотистые пирамидки на потолке:
СЛАВУТИЧ (1992)
Одно из самых оригинальных архитектурных решений среди киевских станций. Тема "ночь на Днепре" раскрыта чуть более, чем полностью.
ОСОКОРКИ (1992)
Простая на первый взгляд станция имеет несколько интересных деталей. Вестибюли здесь как бы вывернуты наизнанку и в торцах станции находятся характерные балконы подземных переходов. На платформе станции изначально работали два небольших фонтанчика, которые позже были демонтированы, а из-за пожара в 2012 г. станция лишилась аутентичного светильника, аналогичного тому, который был на "Дружбы народов".
ПОЗНЯКИ (1994)
Первая двухярусная станция Киева. Родилась она такой отнюдь не спроста, ведь в этом месте запланирован пересадочный узел на левобережный скоростной трамвай, который, увы, дальше городской электрички так и не построили.
ХАРЬКОВСКАЯ (1994)
Рядом со станцией остались артефакты от непостроенного депо "Бортничи". Увидеть их может каждый, достаточно пройтись немного вдоль берега озера "Вырлица" и вы найдете там недостроенные тоннели.
ЛУКЬЯНОВСКАЯ (1996)
Из-за косяков в гидроизоляции и каких-то других неведомых причин станция утратила свой оригинальный светильник, который в метро называли "рыбьим скелетом":
Так станция выглядела до недавнего времени. В конце прошлого года временные светильники наконец заменили на более приличные постоянные, хотя на вид они мало чем отличаются от того, что вы видите на фото:
ПЕЧЕРСКАЯ (1997)
Бывшая станция-призрак. В отличие от "Львовской брамы", таковой она являлась всего 6 лет. А еще эта станция вторая по глубине на просторах бСССР: ее глубина заложения около 90 м.
ДОРОГОЖИЧИ (2000)
Станция с необычным вестибюлем и кассовым залом, расположенным между маршей эскалатора.
ЖИТОМИРСКАЯ (2003)
Единственная станция, на путевой стене которой написано не просто название станции, а "станція метро Житомирська". Капитан Очевидность обливается горькими слезами от зависти.
АКАДЕМГОРОДОК (2003)
Вторая по счету двухярусная станция, но уже с двумя галереями над путями.
СЫРЕЦ (2004)
Последняя станция глубокого заложения на Сырецко-Печерской линии, да и во всем Киеве (пока).
БОРИСПОЛЬСКАЯ (2005)
Станция с "дирижаблем". Так называли конструкцию на своде во время строительства "Бориспольской".
ВЫРЛИЦА (2006)
Необычная выгнутая платформа, пока единственная в своем роде в Киеве.
КРАСНЫЙ ХУТОР (2008)
Не ту станцию назвали "Лесной"...
ДЕМИЕВСКАЯ (2010)
Необычная конструкция с эскалатором, спускающимся в середину платформы.
ГОЛОСЕЕВСКАЯ (2010)
Довольно таки приземистая и низкая станция благодаря тяжелой гидрогеологии на одноименной площади. Но по архитектуре многие ее считают наиболее удачной среди остальных станций пускового участка.
ВАСИЛЬКОВСКАЯ (2010)
От васильков из изначального проекта, увы, ничего не осталось.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР (2011)
50-я "юбилейная" станция Киевского метро. К сожалению, как и на соседней "Васильковской", изначальный проект претерпел очень большие изменения. А еще здесь прошла
уникальная операция про транзитному проходу щита через готовую станцию.
ИППОДРОМ (2012)
В отличие от предыдущих двухярусных станций, двухярусность "Ипподрома" обсуловлена расположением служебных помещений вдоль юго-восточного "борта" станции.
ТЕРЕМКИ (2013)
Финальная точка эпопеи "Метро на Теремки".