Пока пост про "Лукьяновскую" и "Дорогожичи" задерживается, давайте посмотрим на картинки по другим станциям, которые по разным причинам не были включены в предыдущие публикации. В основном это те фотографии, которые были найдены позже публикации соответствующего поста, но представляют из себя хотя бы небольшой исторический интерес. Накопилось их достаточно много, поэтому заранее прошу прощения за объемный пост.
Святошинско-Броварская линия
Традиционно мы начнем со станции "Днепр". Про нее и мост Метро сегодня будет довольно таки много фотографий. Это не удивительно: красивый арочный мост, открытый взору тысяч глаз, в отличие от подземных станций как-то сам по себе попадал в объективы камер, в открытки и на страницы различных буклетов.
1. Станция "Днепр" в 60-х: трехвагонные составы из вагонов типа "Д", большой пассажиропоток на станции и еще живой поворотный круг с подъемником под платформой.
2. Современная картинка, условно современные "номерные" и практически нулевой пассажиропоток:
3. Станция "Днепр" - единственная на открытом участке линии, которая не защищена от дождя и снега. Еще в советское время предлагалось ее накрыть, но воз и ныне там. Это эскиз накрытия, который я не показывал ранее:
4. Статуя "Труд":
5. Фото со строительства моста Метро, которое не встречалось мне ранее. Здесь мы видим самое-самое начало стройки. Надпись на кране - "комсомольсько-молодіжна будова"
6. Фото моста с лаврской колокольни. Судя по количеству мелких "островков" рядом с мостом, сделано оно скорее всего до заполнения Каневского водохранилища.
7.
8. Изгиб трассы метро со стороны Гидропарка и четырехвагонные составы:
9. В 1987 г. этот ракурс еще не был закрыт деревьями:
10.
11. 1982 г. На заднем плане строится гостиница "Турист" (фото
Укринформ):
12. Этот же ракурс спустя 16 лет (фото
Укринформ):
13. Набережная в начале 90-х (фото
Укринформ):
14. Просто красивая картинка с мостом (фото
Укринформ):
15. Следующей после "Днепра" традиционно идет "Арсенальная":
16. Еще живой барельеф, посвященный восстанию завода Арсенал 1918 г.:
17. Деревья, которых давно нет перед вестибюлем станции:
18. "Крещатик". Станция в период между 1960 и 1965 гг., когда на ней еще не было второго выхода:
19. Вы еще помните эти светильники?
20.
21. Вестибюль на Крещатике в советское время:
22. Он же ночью:
23. Вестибюль на Институтской:
24. Предположительно это тоже "Крещатик", хотя так могла выглядеть и "Вокзальная", и "Университет":
25. Вестибюль "Университета" без подземного перехода рядом (фото
Укринформ):
26. Он же. Радует глаз полное отсутствие торговли:
27. Неожиданно нашлось фото строительства станции на завершающей стадии: пилоны уже обшиты кирпичом, под сводом подвешен зонт.
28. Второй выход со станции, про который иногда можно услышать среди прочих обещаний чиновников, начинал создаваться на бумаге еще в 80-х годах. Но в виду низкой приоритетности он до сих пор не построен. Интересно, что на втором выходе так же, как и на первом, предполагалось создание двух эскалаторных тоннелей:
29. Вестибюль "Вокзальной" за 54 года практически не изменился. Наиболее заметное изменение - замена деревянных дверей на обычные.
30. Вагон типа "Д", асфальт на платформе и старые ромбики, которыми были размечена ограничительная линия:
31. Еще пару слов о строительстве первого пускового участка. Заморозка грунта на участке между "Вокзальной" и "Университетом":
32. Уже при строительстве участка между "Днепром" и "Вокзальной" в Киеве применили механизированный проходческий щит. Щит был адаптирован под местные геологические условия и в дальнейшем его модификации под общим названием "Киевский щит" неоднократно применяли на строительстве метро. На фото разработанная спондиловая глина на ленте конвейера.
33. Собственно, сам щит. То ли монтаж, то ли демонтаж.
34. Вестибюль "Шулявской". Чисто, ни одного киоска и рынка и даже людей нет. Красота!
35. "Левобережная". Давненько я уже не видел эти желтые Икарусы:
36. Русановский мост из кабины машиниста, 1985 г. (фото
Укринформ):
37. "Дарница" со старыми скамейками:
38. Внезапно западный торец платформы без второго выхода:
39. Эскизы второго выхода со станции. Получилось почти также, как и нарисовали:
40.
41. Строительство линии метро рядом с путепроводом ул. Строителей:
42. Где-то между "Дарницей" и "Черниговской":
43. "Черниговская". Старый окрас вагончиков и старое местоположение названия станции, вместо которого сейчас стоит очередной киоск:
44. Дополнительная платформа, которая работала для высадки пассажиров с 1974 по 1979 г. Интересно, что на этом фото она подписана, как "Платформа Малютинка", хотя она так никогда не называлась.
45. "Берестейская". Здесь, как и на многих первых станциях, также когда-то были урны. Над путевой стеной за вентиляционными видно подсветку, которая сейчас не работает:
Куреневско-Красноармейская линия
46. Отыскалось еще одно фото котлована станции "Почтовая площадь" во время ее строительства, на котором просматривается вся улица Сагайдачного:
47. Вид на строительную площадку со стороны площади и трамвай Татра Т2:
48. Что изображено на этом фото, думаю, ни для кого не секрет. Внизу видно метростроевский кран - там была 119-я площадка, на месте которой сейчас находится памятник Петру Сагайдачному, а рядом возвышается метрошная вентшахта. Так вот на этой 119-й площадке случилось интересное.
49. В 1970-х здесь была обнаружен деревянный сруб усадьба киевлянина Х века, построенная в технике "в обло". Реконструкция этой усадьбы сейчас находится в парке "Киевская Русь". Подобные находки были и на станции "Почтовая площадь", и на станции "Контрактовая площадь".
50. Торжественный митинг, который состоялся на "Контрактовой площади" 17 декабря 1976 г. по случаю открытия синей линии метро:
51. Разруха перед выходом из метро в сторону Валов. Не ожидал, что там было все так запущено. Впрочем, сейчас там тоже не сильно гламурно. Автор фото Евгений Маковский.
52. Строительство метро на Оболонь через дамбу между озерами Иорданское и Кирилловское:
53. Дамба с засыпанными тоннелями до строительства над ней Оболонского проспекта:
54. Площадь Дружбы народов в те времена, когда она еще была площадью, а не торговым бедламом (что-то меня потянуло на ностальгию по улицам без киосков, к чему бы это?). Слева виден вход на станцию "Оболонь":
55. Аутентичные лавочки на "Минской" без встроенных в них лайтбоксов (фото
Укринформ):
56. Выход со станции "Героев Днепра" в 1988 г. Пространство между вестибюлями с лавочками и клумбами, которые позже были зачем-то полностью демонтированы (фото
Укринформ):
57. Эту фотографию митинга, посвященного открытию станции "Площадь Льва Толстого" и нынешней "Олимпийской", я уже показывал. Но тогда она была в ужаснейшем качестве, поэтому продублирую ее еще раз:
58. Неожиданно нашелся вот такой необычный эскиз "Демиевской":
Сырецко-Печерская линия
59. "Золотые ворота". Об этой удивительной станции можно писать, наверное, бесконечно. И, как оказалось, она тоже уже имеет утраченные элементы (!). Первый из них - это кубик с неоновой буковкой "М" со стороны Золотых ворот. Его давно уже заменили на обычную люминесцентную букву "М" над входом (фото
Укринформ).
60. Кстати, так выглядели сами Золотые ворота до реконструкции 80-х:
61. Узнаете промежуточный вестибюль станции? А когда в последний раз вы там видели большую люстру под куполом? Люстра, кстати, имела специальную систему подвеса, которая позволяла ее опускать вниз для замены лампочек. Но кому-то показалось, что люстра может упасть на пассажиров и ее демонтировали (фото
Укринформ).
62. А это практически тоже самое место во время строительства. Мы с вами находимся в нижнем эскалаторном тоннеле, впереди нас видно будущий промежуточный вестибюль, а вдалеке выглядывает проход к верхнему наклонному тоннелю (фото
Укринформ):
63. Напомню, что станция в первые дни своей работы была практически без люстр, т.к. их банально не успели изготовить. Обратите внимание: многие пассажиры не просто ждут поезда или идут по платформе по своим делам, а разглядывают многочисленные мозаики (фото
Укринформ).
64. И это "Золотые ворота". Только еще во время строительства. Ради экономии металла в классическую конструкцию колонной станции из чугуния со стороны путевых стен были установлены железобетонные тюбинги. К сожалению, в лучшем качестве это фото пока неизвестно.
65. Долго искал место, в котором была сделана эта фотография. Известно, что это строительство первого участка Сырецко-Печерской линии. Наиболее вероятным вариантом является тоннель перед станцией "Дворец спорта" (фото
Укринформ):
66. В посте, посвященном "Печерской", возникла дискуссия на тему светильников: в комментариях несколько читателей вспомнили, что раньше на светильниках были еще и прозрачные крышки. Это фото было сделано в первые месяцы работы станции. Крышек здесь не видно, но видно, что лампочки были явно крупнее обычных (фото
Укринформ):
67. Не смог пройти мимо такого вкусного ракурса Южного моста. Здесь у нас еще 1988 г.: вантовый пролет уже надвинут, но ванты еще не подвешены (фото
Укринформ).
68. Завершит наш сегодняшний пост фотография, которая была сделана накануне открытия "Харьковской". Здесь мы видим не сохранившиеся скамейки оригинальной формы:
См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет" То, что осталось за кадром (часть 1) P.S. Спасибо Диме Ермаку,
81412,
estrella_de_sur и пресс-службе Киевметростроя за предоставленные архивные материалы.