Метро, которого нет: "Позняки" и "Харьковская"

Mar 20, 2014 02:43



После открытия "Осокорков" дальнейшее развитие Сырецко-Печерской линии на восток было лишь вопросом времени, ведь в начале 90-х основная застройка Позняков, Осокорков и Харьковского массива все еще находилась на значительном удалении от метро. Кроме того, в районе озера Вырлица планировалось разместить депо, которого тогда у третьей линии еще не было. В результате, 28 декабря 1994 г. на левом берегу заработали еще две станции: "Позняки" и "Харьковская". Участок протяженностью 2,6 км обошелся в 1,5 триллиона карбованцев (вы еще помните эти банкноты с огромным количеством нолей? :) ). После этого метростроевцы оставили левый берег и ушли расширять зеленую линию на правом.

1. Участок целиком и полностью был построен открытым способом на намывных территориях. С годами тут образовались многочисленные просадки, из-за чего практически на всем отрезке линии от "Осокорков" до "Харьковской" скорость движения ограничена до 40 км/ч, а на перегоне "Позняки"-"Харьковская" имеется 300-метровый участок с ограничением до 30 км/ч (!). Именно поэтому паровоз с "Харьковской" вползает на "Позняки", как черепаха. Два года назад был подписан договор с "Киевметростроем" на проведение работ по химическому закреплению грунтов (в т.ч. и на этом участке), что позволило бы снять ограничение скорости, но фактически работы до сих пор не начались и в обозримом будущем врядли начнутся: финансовое состояние Киевского метрополитена сейчас с трудом позволяет выполнять своевременный ремонт даже самых критичных объектов и узлов.


2. Арматурные работы на фундаментной плите станции "Позняки":


3. Строительство тоннеля 2-го пути за "Харьковской". Сейчас по этому тоннелю поезда следуют от "Вырлицы" в сторону центра. Эта картинка, кстати, интересна еще и с точки зрения истории застройки массива Осокорки. На заднем плане отчетливее всех виден дом по просп. Бажана, 28, хотя сейчас он находится в глубине дворов и со стороны Вырлицы его уже не видно.


4. Пробный поезд по новому участку был пропущен 23 декабря, а торжественный митинг по случаю открытия состоялся 28 декабря на "Харьковской". На фото вы видите высоких гостей уже на "Позняках". Слева направо: ген. директор "Киевметростроя" В. Петренко, Президент Украины Л. Кучма и глава Киевсовета Л. Косаковский.


5. "Позняки" в день открытия (фото УкрИнформ):


6. Свежая "Харьковская" (фото УкрИнформ). Висячие указатели, как здесь, так и на "Позняках", позже будут демонтированы.


ПОЗНЯКИ

Варианты проектных названий - "Промузел", "Проспект Бажана". Рабочее название станция получила по расположенному рядом жилому массиву Позняки. Конструкция станции колонная двухпролетная мелкого заложения. Станция имеет два яруса: на нижнем расположены посадочные платформы, а верхний ярус, выполненный в виде галереи над платформой 1-го пути, предназначен для разделения пассажиропотоков планируемого пересадочного узла между "Позняками" и линией левобережного скоростного трамвая (или Левобережной линией метро).

Архитекторы: Т. Целиковская, В. Гневышев, А. Панченко при участии И. Веремовской.

По данным официального сайта метро пассажиропоток по станции сейчас составляет 40,3 тыс. в сутки.

7. План станции, на котором видно предполагаемое расположение пересадки на скоростной трамвай или Левобережную линию метро.


8. Неосуществленные варианты оформления станции:


9. Некоторые проекты (в частности этот) впоследствии предлагались для оформления станции "Новобеличи".


10. Из описания эскиза: "Архитектурная концепция построена на контрастном сочетании отделочных материалов. Стены, потолки, включая ограждение балконов, облицованы алюминиевыми профилями, окрашенными цветными эмалями по специальной технологии: потолки и балконы - белая эмаль; путевые стены - эмаль ультрамаринового цвета"


11. Вот такой вот забавный эскиз с полосками фольги:


12. Еще варианты:


13. К сожалению, эскиз реализованного оформления станции мне неизвестен.


14. "Позняки" имеют асимметричную конструкцию, а потолок станции опирается только на один ряд колонн. Лестница в центре зала ведет на галерею, также соединяющую между собой кассовые залы станции. Подобное конструктивное решение было применено впервые в Киевском метро. Позже идею с дополнительной галереей повторили на станциях "Академгородок" и "Ипподром".


15. Из-за того, что крайние лестницы вынесены внутрь объема станции, "Позняки" имеют нестандартную длину платформы: между лестницами обычные 100 м, а вот по 1-му пути (под галереей) - 125 м. Противоположная сторона платформы короче примерно на 10 м.


16. Потолок "Позняков" имеет значительную высоту, существенно увеличивая зрительный объем станции. Потолок покрыт алюминиевыми панелями под которыми размещены ряды ламп дневного света. В перилах лестничных маршей, ведущих в кассовые залы, вмонтирована декоративная подсветка, но включали ее редко. Во время последней съемки станции в ответ на мою просьбу включить подсветку дежурная заверила, что она уже совсем не работает. В рабочем виде эту подсветку можно увидеть на 5-м фото (на дальней лестнице).


17. Путевые стены покрыты белым и розовым мрамором, а также лентами из плит серого и красного гранита в нижней части стен. Колонны станции облицованы белым мрамором, пол выложен плитами серого и красного гранита.


18. На колоннах имеются небольшие декоративные элементы из металла, которые раньше подсвечивались сзади.


19. Название станции под галереей выложено каким-то чересчур мудреным шрифтом:


20. С противоположной стороны название станции выполнено в виде светящихся панелей. Аналогичным образом раньше были оформлена схема линии:


21. Галерея верхнего яруса. После демонтажа киосков, которые тут стояли много лет, оказалось, что подвесной потолок над ними просто был срезан, но назад пока не вернулся.


22. Напротив центральной лестницы на галерее можно увидеть заделы под проходы на пересадку:


Из-за нарушения технологии проведения гидроизоляционных работ станция регулярно течет, из-за чего ее потолок и стены давно потеряли эстетический вид, а часть светильников была демонтирована. Ко всему прочему, после появления киосков на галерее верхнего яруса были частично демонтированы подвесной потолок и светильники на галерее. В результате всех этих событий станция "Позняки" потеряла свой внешний вид, хотя в изначальном виде она была интересна и привлекательна для метроархитектуры тех лет. Также один из выходов станции неоднократно подтапливало во время сильных ливней; станцию и вестибюль при этом спасал гермозатвор, расположенный в переходе.

ХАРЬКОВСКАЯ

Проектное название - "Бортничи". На заре строительства линии на схемах также встречались названия "Позняки" и "Новая Дарница". Нынешнее название станция получила от расположенных рядом Харьковского массива и Харьковского шоссе. Конструкция станции односводчатая мелкого заложения. За станцией предполагалось разместить депо "Бортничи", но этого так и не случилось. Тем не менее, от депо остались некоторые артефакты, к которым мы вернемся ниже.

Архитекторы: В. Гневышев, Т. Целиковская

Современный пассажиропоток - 30,2 тыс. в сутки.

23. Варианты оформления станции:


24. Нечто близкое к построенному, но с каким-то "космическим" светильником:


25. С фонарями на платформе:


26. Этот и 23-й эскиз впоследствии предлагался для "Житомирской".


27. Эскизы наиболее близкие к реализованному оформлению. Здесь также видно поперечный разрез станции:


28.


29. Станция выглядит мрачновато и освещена крайне неравномерно. Возможно, здесь не помешало бы закарнизное освещение, которое имеется на других киевских односводах.


30. Пространственное решение станции основано на визуальном объединении объемов центрального зала и вестибюлей. Иллюзия единого объема достигается в первую очередь с помощью двух групп световых линий, которые начинаются в вестибюлях и заканчиваются в центральном зале. Кроме того, порталы тоннелей объединены с обзорными балконами, на которых размещены входы в различные служебные помещения.


31. Вид на станцию из кассового зала:


32. По центру станции также размещаются три большие многоуровневые люстры с шарообразными плафонами молочно-белого цвета.


33. На путевой стене дуговые сегменты из серого гранита чередуются с вертикальными вставками из белого мрамора. По центру станции на путевой стене из камня выложено название станции. На мраморных вставках пару лет назад была смонтирована дополнительная подсветка, но работает она (внезапно!) редко. Кабельканалы, которые обычно прокладываются в путевой стене, на "Харьковской" вынесены за пределы односвода, поэтому привычные дверцы на путевой стене отсутствуют. Пол станции выложен из плит серого гранита и габбро, а по оси платформы рядом с кассовыми залами на полу продублировано название станции. В общем, переименование "Харьковской" совершенно не страшно :)


Сразу после открытия "Харьковской" дальнейшее развитие линии на восток в обозримом будущем не планировалось и за станцией предполагалось разместить депо "Бортничи". Связь с депо предполагалась через 3-й и 4-й путь станции аналогично "Героев Днепра". Поэтому еще во время строительства "Харьковской" тоннели 3-го и 4-го пути были выведены к озеру "Вырлица". Однако строительство самого депо так и не началось. Долгие годы на него попросту не выделялось финансирование, а в начале 2000-х концепция развития линии неожиданно изменилась и было решено разместить депо в районе Красного хутора. Тогда это объяснялось заботой об экологии и местных жителях (для строительства депо предполагалось намыть северную часть озера Вырлица). Однако достоверность этого объяснения выглядит сомнительно: во-первых, та часть озера, которая отводилась когда-то под депо, в нынешнем виде заболочена; во-вторых, на этой территории не так давно началось строительство многофункционального комплекса "Вырлица". Скорее всего депо "Бортничи" просто стало жертвой чьих-то земельных интересов. А пока власти решали вопрос финансирования и размещения депо, метрополитен был вынужден испытывать множество неудобств и нести дополнительные затраты из-за отсутствия отдельного депо у третьей линии. С 1989 по 2007 г. зеленая и синяя линия обслуживались в одном депо - ТЧ-2 "Оболонь". Это депо рассчитано лишь на одну линию и все поезда Сырецко-Печерской линии на ночной отстой размещались в тоннелях и на станциях, что в свою очередь приводило к сокращению времени ночного окна, необходимого на обслуживание тоннелей и оборудования. Уже по состоянию на 1996 г. процедура ночной расстановки задерживала снятие напряжения с контактного рельса на 35 мин. Кроме того, сильно увеличивался холостой пробег подвижного состава утром и вечером и связанные с ним ежесуточные непродуктивные затраты около 5 тыс. квт*часов электроэнергии, а полноценное техническое обслуживание поездов было сильно затруднено.

34. От несостоявшегося депо остался небольшой отрезок тоннелей, выходящий на поверхность у озера Вырлица. Проход из них к оборотным тупикам "Харьковской" давно уже наглухо забетонирован, а действующий отрезок тупиков сейчас имеет протяженность более 200 м.


35. Наземный кусок недостроенных тоннелей давно уже затерялся среди камышей, деревьев и кустарника:


36. Совершенно обычные два тоннеля из блоков цельно-секционной обделки. На тоннелях просматривается горбик - в этом месте внутри должны были стоять гермозавторы.


37. Рядом с горбиком имеется аппендикс - похоже, что здесь должен был быть вентузел или другое оборудование.


38. Затопленный ходок в один из тоннелей:


39. Где-то там должно было быть депо:


40. Вот такой вот своеобразный памятник безхозяйственности.


Следующая остановка на станции "Львовская брама".

См. также:
Метро, которого нет: станции Святошинско-Броварской линии
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия
Метро, которого нет: Сырецко-Печерская линия
ТЧ-3 "Харьковское"

P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя"за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

Харьковская, ТЧ-3, метро которого нет, СПЛ, метрополитен, Киев, история, Позняки

Previous post Next post
Up