Сегодня исполнился 21 год с момента первого и последнего полета советского космического челнока "Буран".
Несмотря на такую недолгую историю полетов, это событие - высшая точка развития отечественной космонавтики (а может и вообще мировой, т.к. по ряду параметров за прошедшие два десятка лет в мире не появилось систем, равных нашей).
Вообще, эра космических челноков имеет две... нет, даже три стороны:
1. Как и многое, что было создано в ракето-космической области во времена Холодной войны, проект "Space Shuttle" предназначался не только для решения задач, представляющих научных интерес, но и для задач военного характера. Этот факт очень сильно повлиял на конструкцию челнока у американцев, его функциональность и, конечно же, стоимость проекта. Это же стало причиной создания в СССР аналогичного проекта. В качестве итога - колоссальные средства были использованы фактически в никуда. Ко всему прочему, даже для выполнения мирных задач экономическая целесообразность челноков у США до сих пор очень сомнительна.
2. За годы существования программы "Space Shuttle" погибло 14 человек (7 во время старта "Челленджера" в 1986-м году и еще 7 при вхождении "Колумбии" в атмосферу в 2003-м). Безопасность наших одноразовых "Союзов" на порядок выше.
3. Создание челноков стало первым и достаточно весомым шагом к разработке космических систем многоразового использования. Ряд новых технических решений для челноков используются теперь и в других системах, а сами челноки и сопутствующие им системы позволили установить ряд мировых рекордов и по праву могут считаться достижением человечества.
Первые две стороны - это отдельная тема, о которой я,возможно, еще напишу в тот день, когда NASA закроет программу "Space Shuttle" (это должно произойти в 2010-м году). Сегодня же мне хочется рассказать о том, что является гордостью отечественной космонавтики.
К сожалению, так сложилось, что мы привыкли помнить преимущественно о негативных "достижениях" советской эпохи, на фоне которых забываются наши рекорды и завоевания, достойные того, чтобы ими гордиться. Многие о них просто не знают и не слышали вообще (убеждался неоднократно). Или же часто на слуху достижения западных ученых и инженеров, а про наши информации крайне мало.
Что ж, надеюсь, сегодняшний пост поможет немного усилить чувство гордости за нас ;)
Небольшая предыстория
После 6-ти высадок американцев на Луну, NASA свернуло лунную программу и приняло решение развивать новое направление многоразовых космических систем. Так появилась программа "Space Shuttle". Создание и испытание первых шаттлов происходило в течение 70-х, а первый "чистовой" запуск в космос был произведен в 1981 году. Наблюдая за активностью американцев и понимая дополнительные военные возможности, которые даст челнок для США, а также после неудачных испытаний ракеты Н-1, которая должна была доставить наших космонавтов на Луну, в СССР приняли решение создать аналогичный проект.
Тем не менее, наши не просто скопировали функционал шаттла и его конструкцию. При внешней схожести проектов наш функционал был намного шире, универсальней и надежней. Вот основные отличия:
1. Для доставки отечественного челнока на орбиту используется отдельная ракета "Энергия". Это означает, что ракета может выводить на орбиту не только челнок, но и другие космические аппараты. Американский комплекс заточен для вывода на орбиту челнока и только челнока.
2. Сама по себе ракета "Энергия" может являться универсальным средством доставки грузов и людей как на орбиту Земли, так и на Луну и даже на Марс (!). Обеспечивается это наращиванием вокруг ракеты так называемых "пара-блоков". Для того, чтобы понять о чем идет речь, достаточно посмотреть на первую фотографию поста: с каждой стороны основной части ракеты прикреплены ускорители, которые в конфигурации с "Бураном" служат первой ступенью. Предполагалось, что вместо "Бурана" можно прикрепить дополнительные ускорители и тем самым получить больший запас тяги и топлива. Ни о каком наращивании у американских шаттлов не может быть и речи.
3. "Буран" мог управляться как вручную, так и полностью автоматически, включая посадку (!). Шаттлы на полностью автоматический режим не рассчитаны.
4. Безопасность для космонтов в "Буране" была построена намного лучше, чем на шаттлах. В частности, была предусмотрена система экстренного спасения экипажа.
5. Для транспортировки "Бурана" и его крупных деталей был создан специальный самолет АН-225 "Мрія". Американцы же используют грузовой вариант Боинга-747, что ограничивает некоторые возможности транспортировки.
6. Предполагалось даже, что АН-225 будет использоваться как первая ступень челнока (т.е. будет осуществляться воздушный старт космической системы). Этим планам, увы, не суждено было сбыться.
Работы по созданию новой системы начались в 1976 г. За последующие годы предстояло буквально с нуля спроектировать и создать новую ракету, космический челнок, огромный самолет, построить новый комплекс на Байконуре (включающий два стартовых стола, ЦУП, монтажно-испытательный комплекс, различные стенды для испытаний и т.д.), провести тысячи различных испытаний и много чего другого.
К работе по созданию новой системы были привлечены десятки тысяч людей по всему Союзу. В отличие от лунной ракеты Н-1, все работы выполнялись максимально тщательно. Исправлялись любые самые мелкие ошибки; все испытания отрабатывались много раз. Всё было подчинено одной цели - создать надежнейшую систему, успешный полет которой - не удача, а закономерность. Это один из немногих примеров в нашей истории, когда работа выполнялась настолько тщательно. И результат превзошел ожидания.
К 1987 г. ракета "Энергия" была готова. Т.к. "Буран" задерживался, было принято решение провести пробный запуск с экспериментальным спутником "Полюс".
Запуск был совершен 15 мая 1987 г. Ракета успешно стартовала, хотя комплекс на орбиту так и не был выведен (из-за ошибки в самом "Полюсе"). Во время старта ракета совершила "кивок" в сторону. Благодаря самокоррективке траектории ракета выровнялась, но в результате был незначительно поврежден стартовый стол. Впрочем, первый запуск - он на то и первый, чтобы выявить недоработки.
В 1988 г. был готов и "Буран". В сочетании с ракетой он представлял собой захватывающее зрелище на фоне остальных сооружений Байконура, транспортивочных теплозов и людей:
Ракета "Энергия" с "Бураном" на установщике:
Памятное фото создателей системы:
Ракету с челноком устанавливают на стартовый стол:
Свой первый полет "Буран" должен был совершить в автоматическом режиме без космонавтов. Таковы требования запуска новых космических систем. Американцы отошли от этой "традиции" и свой первый шаттл запускали сразу с людьми (а по-другому и нельзя было - ведь шаттлы не умеют летать сами).
Старт был назначен на конец октября, однако менее чем за минуту до запуска двигателей произошел отказ площадки прицеливания, и она не отвелась в сторону от ракеты. В результате, старт был перенесен на 15 ноября. Опять сотни рассчетов, проверок, испытаний...
Наступил день нового старта. В 6:00 по московскому времени ракета оторвалась от стартового стола и через несколько секунд растворилась в низкой облачности.
Через какое-то время она вышла из облаков и устремилась в космос. Все прошло гладко. Слишком гладко. Не верилось, что это происходит наяву (ведь отказы в первых полетах новой системы - обычное дело).
Ракетчики с трудом скрывая свою радость, уже пожимали под столом друг другу руки. "Корабелы" (так называли создателей "Бурана") были гораздо осторожней в эмоциях - ведь еще нужно вернуть "Буран" на "Байконур".
Через 10 минут после старта ракета завершила вывод "Бурана" на орбиту. Обернувшись два раза вокруг Земли, "Буран" совершил тормозной маневр и начал снижаться, взяв курс на "Байконур".
Через три с лишним часа после начала полета он уже приближался к космодрому. Люди в ЦУПе с замиранием сердца следили затем, как машина самостоятельно заходит на посадку (а ведь посадка, как известно, самый сложный процесс в авиации). По расчетам специалистов "Буран" должен был пройти справа от влетно-посадочной полосы и за ней развернуться влево, чтобы выйти к так называемой "ключевой точке". Однако, ЭВМ "Бурана" посчитала совершенно иначе и решила, что ей нужен дополнительный вираж для сброса скорости. В результате "Буран" резко повернул влево, пронесся над взлетно-посадочной полосой и уже затем развернулся вправо, выйдя на ключевую точку:
Наблюдавшие за происходящим пришли в ступор. Неужели на последней минуте полета произошел непредвиденный сбой в ЭВМ и весь труд пойдет коту под хвост? Но через считанные секунды специалисты доложили, что все в порядке и "Буран" счел такую траекторию более оптимальной для снижения.
Наконец из-за облаков показался и сам "Буран". Борясь с сильным боковым ветром, он уверенно приближался к взлето-посадочной полосе:
Мягкое касание задних шасси поверхности полосы - и люди, наблюдавшие за происходящим на большом мониторе в ЦУПе, уже не смогли сдерживать своих эмоций. Рукопожатия, приветствия, объятия, слезы от счастья... 12 лет кропотливой и напряженной работы завершились невероятным триумфом. При посадке "Буран" отклонился от оси полосы лишь на полметра. Эта посадка была занесена в Книгу рекордов Гинесса как первый (и пока последний) полет многоразовой космической системы с полностью автоматизированным полетом и посадкой.
Рядом с "Бураном" пролетает самолет слежения, который был послан для наблюдения за челноком во время его посадки:
Сразу после посадки к "Буран" проходит первоочередное обслуживание:
Затем наступил самый сложный перестроечный период СССР. Потом исчезла и сама страна. Второй полет "Бурана", который должен был произойти в 1993-м г., так и не состоялся. Из-за дороговизны системы она оказалась невостребованной.
Сборка новых ракет и челноков была остановлена, а ряд технических решений из системы "Энергия-Буран" постепенно были применены на других системах (в том числе американских).
Сам же "Буран" с новой ракетой на долгие годы стал на прикол в 112-м монтажно-испытательном комплексе "Байконура":
По прошествии десятка лет стало ясно, что "Энергия-Буран" больше никогда не совершит даже второго полета: площадки и стенды "Байконура", которые предназначались для "Энергии", пришли в полный упадок. Заросли травы, проржавевшее из-за отсутствия обслуживания оборудование, разобранные рельсы для установщика..
В конце концов время и бесхозяйственность похоронили и самое главное - ракету с "Бураном". Из-за врожденных недоработок конструкции и отсутствия надлежащего обслуживания 12 мая 2002 г. рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, в котором находились "Буран" с "Энергией". Разрушения были настольки сильными, что прибывшие специалисты сначала не смогли понять, куда исчез "Буран":
В результате от былого достижения отечественной космонавтики остался только самый большой самолет в мире - АН-225 "Мрія".
В свой первый полет "Мрія" отправилась в декабре 1988 г. В мае 1989 г. она прилетела на "Байконур" для проведения испытательных полетов вместе с "Бураном" и доставки его на всемирную авиакосмическую выставку в Ле-Бурже.
В 1991 г. на 30-летие полета Ю. Гагарина "Мрія" вновь поднялась в воздух вместе с "Бураном". На этом ее участие в этой программе завершилось. Сейчас самолет используется для транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов и в свою очередь успел установить несколько мировых рекордов в авации.
"Буран" закрепляют на "Мрії" с помощью специального перегрузчика:
Хотел бы я присоединиться к тем фотографам :)
Обратите внимание на размеры людей и самолета:
Использованы фотоматериалы сайта
http://www.buran.ru Кстати, этот же ресурс категорически рекомендуется к самостоятельному изучению сабжа как наиболее полный и интересный сборник информации по проекту.
Также можно посмотреть отличную подборку видео на тему "Бурана":
http://art-aka-primus.livejournal.com/85519.html