Метро, которого нет: "Дворец спорта" и "Кловская"

Oct 30, 2013 01:06



Сегодня мы продолжим знакомство с первыми станциями Сырецко-Печерской линии. Как и "Золотые ворота", "Дворец спорта" и "Кловская" были открыты 31 декабря 1989 г. Ситуация на строительстве этих станций была такой же непростой, как и на "Золотых воротах", особенно последние годы перед пуском. Например, очень напряженной была поставка и механическая обработка чугунных тюбингов (особенно большого диаметра), которая выполнялась за пределами Киева, из-за чего раскрытие станционных тоннелей велось неудовлетворительными темпами. Для спасения ситуации мех. обработку наладили на одном из местных предприятий, а часть станционных конструкций после перепроектирования выполнили в железобетоне.

Если по "Золотым воротам" победителем архитектурного конкурса изначально был московский Метрогипротранс, то "Дворец спорта" сразу достался Киевметропроекту, а "Кловская" - местному Гипрограду. Хотя на фоне "Золотых ворот" эти две станции не так выразительны (да и в принципе они совсем другие), они все же имеют свой индивидуальный стиль и хорошо отражают веяния метроархитектуры тех лет. В частности, с этих станций в Киевском метро началась эра широкого использования алюминия в отделке.

ДВОРЕЦ СПОРТА

Станция получила название от расположенного рядом Дворца спорта. Конструкция станции трехсводчатая колонная глубокого заложения.

Относительно конструкции станции существует некоторая неоднозначность: по конструктивной схеме она относится к колонным, однако по документам из-за нетипично большого сечения колонн значится как пилонная (что, в частности, указано и на официальном сайте метрополитена). Такая путаница возникла из-за незапланированного изменения проекта станции. Изначально она должна была иметь классическую колонную конструкцию наподобие "Майдана" или "Золотых ворот" с увеличенным шагом колонн и собираться из чугунных тюбингов. Но из-за хронических проблем с поставками чугуна, которые появились в конце 80-х в следствие тяжелого состояния экономики СССР, строители предложили перепроектировать станцию на сборную железобетонную с металлическими или железобетонными колоннами. В короткие сроки это было осуществлено и дало возможность сэкономить более 4 тыс. тонн чугуна (1,5 млн. советских рублей), ускорив пуск первого участка новой линии. Однако в результате перепроектирования станция получилась весьма нестандартной конструкции: центральный зал представляет собой эллипс, "сплющенный" со стороны боковых тоннелей, а своды залов опираются на достаточно массивные колонны из сборного железобетона.

1. Вот для сравнения поперечный разрез перепроектированной колонной "Дворца спорта" (сверху) и пилонной "Кловской" (снизу).


Вместе с соседней "Площадь Льва Толстого" станция "Дворец спорта" образует пересадочный узел с Куреневско-Красноармейской линией.

Архитекторы: Н. Алёшкин, А. Крушинский, а также Н. Гороховская (вестибюль станции).

По данным официального сайта суточный пассажиропоток на вход составляет 17,8 тыс. пассажиров.

2. Всевозможных вариантов оформления станции существовало очень много.


3. Т.к. станция изначально должна была иметь классическую колонную конструкцию, в некоторых эскизах колонны изображены значительно тоньше построенных впоследствии.


4.


5. Глядя на такие эскизы, мне всегда было интересно, как бы эти светильники выглядели в реальной жизни.


6.


7. Станции у Дворца спорта - соответствующий рисунок на колоннах:


8.


9. Когда я впервые увидел этот эскиз, я сначала подумал, что это "Золотые ворота". Но нет, оказалась именно "Дворец спорта".


10.


11. Что за станция изображена на этом эскизе - неизвестно. Но по некоторым элементам она напоминает нынешнюю "Дворец спорта", возможно, это именно она.


12. Наконец, тот эскиз, по которому была построена станция. Обратите внимание на откидные сидушки, которые так и не были реализованы; говорят, под них даже остались закладные детали в колоннах.


13. Вид со стороны Бассейной на шахтный ствол 228-й площадки, через который строилась станция. Сейчас этот вид закрывает БЦ "Гулливер".


14. Такое вот фото еще есть. Ничего не понятно, но будем считать, что картину строительства вестибюля станции я вам показал. На заднем плане можно разглядеть один из венткиосков станции.


15. Комиссия, состоящая из представителей Киевметростроя, Киевметропроекта и городского совета, рассматривает проект оформления станции прямо в центральном зале самой станции.


16. Образ интерьера продиктован спортивной тематикой станции. Необычная "сплющенная" конструкция центрального зала способствовала созданию декоративного свода трапецевидной формы.


17. Увеличенная высота зала позволила авторам создать впечатление ее динамичности. По оси станции проходит световая линия из стандартных люминесцентных светильников, которые, тем не менее, хорошо вписываются в общее оформление станции. Пол станции выложен плитами серого гранита с продольными и поперечными светлыми полосками. Несколько лет назад продольные полоски превратились из мраморных в кафельные, т.к. мрамор стирается намного быстрее гранита и за годы работы станции полоски превратились в небольшие ямки.


18. Колонны станции облицованы необычным зеленым кубинским мрамором и алюминиевым профилем.


19. Боковые тоннели имеют правильную цилиндрическую форму. Своды всех трех залов покрыты акустическими панелями, которые не только придают станции индивидуальности, но и значительно снижают уровень шума на станции. Кто бывал на станции, наверняка обращал внимание, что поезда на нее прибывают непривычно тихо. Более того: в позднее время на станции можно даже услышать, как со стороны "Лукьяновской" на "Золотые ворота" прибывает поезд.


20. Название станции на путевой стене выполнено буквами оригинальной формы. "Дворец спорта" - единственная станция в Киеве, на которой сохранилось название на русском языке. Скорее всего во время тотального переименования станций эту станцию пожалели из-за необычной формы букв, не став менять надписи на стандартные, и отложили вопрос "на потом". Но денег на изготовление новых букв как всегда не нашлось, а потом об этом и вовсе забыли.


Многое в отделке этой станции было очень необычно и современно для своего времени, но по прошествии лет панели покрылись грязным налетом, местами образовались потеки и отделка потеряла былую привлекательность.

КЛОВСКАЯ

Проектное название - "Улица Мечникова". С момента открытия до 1993 г. станция носила название "Мечникова". Нынешнее название произошло от исторической местности Клов, в которой расположена станция. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. "Кловская" имеет сборную железобетонную конструкцию "киевского типа" с узкими пилонами. К станции примыкает служебно-соединительная ветка, через которую поезда в случае необходимости могут попасть на "Майдан" и "Крещатик".

Архитекторы: М. Соляник, а также А. Крушинский, Л. Качалова, О. Черевко (вестибюль станции).

Пассажиропоток - 12,5 тыс. пассажиров в сутки.

21. Один из первоначальных вариантов оформления станции:


22. Станция практически в том виде, в котором мы ее видим сейчас. Только пилоны оформлены иначе.


23. А тут уже и пилоны соответствуют построенному.


24. Проект вестибюля, выполненный по круговой схеме.


25. А вот и строительство этого же вестибюля.


26. Отделка станции близится к завершению, строители вывозят какой-то хлам.


27. Пробный поезд на станции:


28. Одна из камер съезда перед станцией. Прямо ушел тоннель в сторону "Дворца спорта", направо идет съезд на служебно-соединительную ветку.


29. Станция в первые годы работы. В общем-то, с тех пор почти ничего не изменилось.


30. Станция решена в спокойных тонах, лаконично и без излишних декоративных элементов. Своды станции покрыты панелями алюминия индивидуального изготовления, которые окрашены эмалью в зеленый цвет, и из профилей, анодированных под бронзу. Пол покрыт гранитом серого цвета в сочетании с полосами красного и черного цветов.


31. Станция освещается люминесцентными светильниками, расположенными продольными рядами в нижней части свода, и зрительно как бы разрезают свод, усиливая контрасты цвета материала.


32. Пилоны станции облицованы объемными блоками и плитами из белого мрамора "Коелга". В проходах между пилонами раньше были подвешены четыре небольших круглых светильника, но впоследствии их зачем-то демонтировали. В память о них остались дырки и заплатки в алюминиевых профилях. Как выглядели эти светильники, можно представить по фото 23 и 29.


33. В торце центрального зала находится декоративная композиция на биологическую тематику, созданная из объемных блоков мрамора, внутри которых закреплена черная мраморная сфера. Композиция напоминает об изначальном названии станции.


34. Путевые стены облицованы мраморными плитами светлых ("Коелга") и розовых тонов ("Роза Аврора").


35. Из-за близости Республиканского дома звукозаписи (ныне Национальная радиокомпания Украины) путь рядом с "Кловской" впервые в Киеве был уложен не на традиционных деревянных шпалах, а на экспериментальных лежнях с резиновыми прокладками. Это позволило снизить вибрации на поверхности, а также уменьшить динамические нагрузки на конструкцию и подвижной состав.


36. Лежни крупным планом. На слух этот участок легко идентифицируется: при отправлении со станции в сторону "Печерской" (и перед прибытием на "Кловскую" в обратном направлении) некоторое время отчетливо слышно непривычно громкий гул.


37.


Следующая остановка на станциях "Печерская", "Дружбы народов" и "Выдубичи".

См. также:
История станции "Золотые ворота"
Метро, которого нет: Святошинско-Броварская линия
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия

P.S. Спасибо Диме Ермаку, 81412, estrella_de_sur и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

Дворец спорта, история, Киев, Кловская, метро которого нет, СПЛ, метрополитен

Previous post Next post
Up