Что-то я пренебрегаю в последнее время своими обязанностями. Про последнюю поездку так и не рассказала. Щас исправлюсь и начну все-таки не с Салехарда, местного музея и нашей там выставки, а с развлекательно-познавательной, хоть и тоже вполне профессионально оправданной поездки в пос. Горнокнязевск неподалеку от Салехарда. Выкроили как-то время вечерком (а вечерки в то время, которое мы там были, плавно переходят в утра, минуя ночь...) для поездки в
природно-этнографический комплекс, где мне даже свезло покормить хлебом молодого, ручного и одуревшего от аномальной для тех краев жары оленя...
Неподалеку от входа в комплекс вас встречает вырезанный из дерева остяцкий (хантов в прежние времена называли остяками) князь Тайшин, а в комплексе всем заправляют всем также северные ханты... Да, в Ямало-Ненцком АО помимо титульной нации - ненцев - поживают теперь также и уже давно русские, коми-зыряне, северная группа хантов, сибирские татары... В последнее время много мигрантов из числа представителей Средней Азии и Кавказа, а кроме того еще и турки. Но отвлечемся от урбанизации, индустриализации и разных современных этнических процессов и углубимся в лесотундру... поближе к чумам :)
У входи деревья, повязанные цветными ленточками... Если вы умудритесь попасть в это место, то и вам предложат повязать такие в знак почтения к духам-хозяевам данной местности. Специалисты по угро-самодийским культурам утверждают, что традиции повязывания лент на деревья в качестве приношения духам-хозяевам у автохтонных товарищей никогда не было... (Содрали с моих подопечных тюрко-монголов, между прочим)... Но хоть это и не традиционно, а клюква для туристов - почему бы и не повязать? Кто знает - может местным духам тоже нравятся ленточки?
Галина Гавриловна - наша хозяйка, гид и коллега...
Для начала вам предложат пройти обряд очищения огнем. Не бойтесь - это не страшно :)
Ну, а после вы можете посмотреть хантыйское оленеводческое стойбище... Если кто-то не в курсе - оленеводы крайнего севера традиционно живут вот такими стойбищами, постоянно передвигаясь по просторам западносибирских тундр и лесотундр. Оденеводство в этих местах крупнотабунное. Стадо богатого оленевода могло насчитывать несколько тысяч голов и чтобы прокормить всю эту ораву необходимо преодолевать огромные расстояния... Ягель - основной олений корм - съедается быстро, а растет крайне медленно... Природные маршруты миграций тундровых оленей простираются с севера (летом) на юг (зимой)... Летом - поближе к побережью... северноледовитые ветра помогают хоть как-то спасаться от комаров, мошкИ, слепней, оводов и прочих кровопийц... Летом - на юг... и поближе к материку... там потеплее и дует все-же не так отчаянно... Местное население приспособилось к миграциям животных... И еще не известно кто кочует с кем - олени с людьми или люди с оленями... А когда и где произошла доместикация северного оленя - это, насколько я понимаю, в науке до сих пор вопрос дискуссионный... Но впадать в научные дискуссии еще и энторнетах - это не мое... Да и регион не мой... А по моей Тыве я так скучаю... Эх... когда теперь?..
Все в культуре ненцев, северных хантов и коми приспособлено к долгим и постоянным кочевкам... Тут говорят не кочуют, а каслают... Потому и жилища - запросто собираемые и разбираемые чумы (чум традиционно всегда ставят женщины за какой-нибудь час-полтора...), и удобные натры, на которых разъезжают по тундрЕ, не только зимой, а во все времена года... Караван нарт называется аргиш. На фотке выше - мужской аршиш со священной нартой впереди... На священной нарте перевозят идолов (семейных охранителей) и прочие реликвии...
А тут Галина Гавриловна показывает правильный способ посадки на женскую нарту. Она со специальными бортиками, чтобы ребетня и щенки не повыпадали во время движения :)
И все бы хорошо... Только вот стали теперь нарты красить масляной краской... Когда мы простонали - зачееееем - нам было сказано, что сохраняются лучше, а во-вторых - КРАСИВО! Кстати... боюсь переврать цифры, но, мне кажется, я правильно запомнила... Сейчас из 26 тыс. ненцев Ямало-Ненецкого АО каслают со своими оленями (а заодно и ведут практически традиционный образ жизни) 14 тыс. Надо бы потом уточнить...
Галина Гавриловна показывает, как работает дверь в берестяной чум.
Зимние чумы кроются полотнищами, сшитыми из оленьих шкур, летние - старыми покрышками с изрядно вытертым мехом... В лесо-тундре и поближе к тайге традиционно покрышки делались из бересты (см. выше), теперь берестяной чум - редкость и очень дорого стоит... Это целая наука - изготовить такие покрышки... Нужно в нужный период заготовить бересту, выварить и т.д. Но умельцы пока еще есть, не смотря на то, что в последние десятилетия в качестве летних покрышек (а зимой и поверх зимних меховых) используют брезент...
Внутри
Вот такое вот хантыйское стойбище... Если вас нелегкая занесет в Салехард, не поленитесь позвонить в Горнокнязевск и заказать себе экскурсию. В чумах можно отведать местных деликатесов - различных блюд из оленины и роскошной обской рыбы, которой у нас и не купишь никогда - муксун, нельма, чир и прочая... К сожалению, теперь еду сюда привозят из салехардского ресторана "Охота", а раньше женщины все тут делали сами по традиционным рецептам... Поедете в Горнокнязевск берите побольше антикомариных мазей и спреев! Но если вас посадят в чуме за трапезу, то включат фумигатор и вам ничто не помешает поглощать вкусности.
Колыбель
Также вам Галина Гавриловна и ее коллеги могу сплясать и спеть традиционные хантыйские песни. Очень, кстати, красивые... Обе эти женщины, что на фотке выше заканчивали наш факультет Народов Севера, что при пед. Университете им. Герцена, и по специальности культурологи. Но кроме этого они, конечно, прежде всего ханты! Который раз обращаю внимание, что жители тундры (как и степи), где пейзаж часто блекл и однообразен, любят яркие наряды :) Кстати, обские угры (ханты и манси) - одни из немногих жителей Сибири, которым было известно ткачество до прихода русских. Ткали из крапивного волокна. Хантыйские и мансийские рубахи из крапивного волокна сплошь покрывали красивейшей кавровой вышивкой. Теперь такие вещи только в музеях. А русские, павловопосадские и прочие, платки так давно и прочно вошли в традиционный костюм этих народов, что уже не воспринимаются как заимствование.
В какой-то момент я вылезла из чума и отправилась к двум несчастным, оставленным в поселке на забаву гостям оленям... Другие их братья и сестры в это время были уже далеко-далеко на тундровых пастбищах...
Вот этого кормила хлебом, пытаясь потрогать молодые мягкие рожки... Но наглая морда все время потребительски тыкалась носом в ладонь за добавкой, а рогов пощупать так и не дала...
Галина Гавриловна и коллеги из
музея им. Шимановского.
Всю дорогу обнимались и хохотали... Хорошо там было. Психологически очень даже комфортно, не смотря на комаров...
Старинная хантыйская срубная постройка на берегу Оби.
Обь.
Тут, наверное, можно не пояснять...
Традиционно декорированные вещицы... Одна из самых распространенных техник декора тут - меховая мозаика, т.е. когда орнамент вырезается из шкуры по трафарету, а потом детали из контрастного по цветц оленьего меха сшиваются стык в стык. Ювелирная работа... Орнаменты называются очень смешно - оленьи рожки, заячьи ушки и тому подобное...
Вот такой вам от мяу привет из Горнокнязевска :) Берегите себя сегодня, в пятницу 13-го, особо тщательно!
На обратном пути через окно машины немножко пощелкала лесотунру... Фотки плохие, но единственные...