Наконец-то количество сетований по поводу того, что не успели попасть на эту
очень недолгоиграющую выставку, переросло в качество и я решила сделать специальный пост. Выставку эту мы делали с моей коллегой Мариной Федоровой. В ее создании принимало участие множество других людей, которым я навсегда безмерно благодарна. Это дизайнер Дима Маевский, команда наших монтажников, самоотверженные как всегда реставраторы, фотографы, хранители, научные сотруники из других научных заведений Питера, ламы нашего дацана и многие-многие другие. Работа была проделана огроменная, главным обраpом потому, что к этому материалу в нашем музее мало кто до нас прикасался всерьез, множество вещей было либо плохо, либо вообще никак атрибутировано... В общем, сам себя не похвалишь - никто не похвалит :) вспахали целину... Не смотря на быстротечность этой выставки, она, к счастью, имеет сейчас продолжение в виде выставки копийной, сделанной для Индии и Бутана, которая будет сопровождаться очень красивым иллюстрированным каталогом на английском. Вот уж и макетик прислали на проверку и виден свет в конце очередного тоннеля :) Если у кого-то возникает вопрос: а почему только на английском и не для нашей читательской аудитории, сразу спешу оправдаться... работаем параллельно и над русскоязычным изданием... Медленно, но верно... Рассчитываем, что оно будет значительно полнее и подробнее этого ближайшего англоязычного и будет издано также и на англяйском языке... По тому же принципу, что было сделана вот
эта книжка.
Издание, конечно, суперпупершикарное, потому недешевое... Поэтому в продаже все еще имеется. Хотя, конечно, далеко не каждый может себе позволить... Но вернемся к выставке.
Фотки могу предоставить только самые любительские, которые мог сделать любой посетитель выставки. Но все же общее представление получить можно... Ну, и комметнтарии от одного из авторов, надеюсь, компенсируют какчество фоток.
В центре зала располагался импровезированный храмовый алтарь...
Скульптуры по сторонам от большого Будды находятся на постоянной экспозиции Особой кладовой нашего музея. Нижний ряд - разнообразные атрибуты - также в основном Особая кладовая, т.к. драгметаллы и камни. Каждую вещь, разумеется, обсказывать тут нет ни сил, ни возможностей, но у кого назреют вопросы - задавайте.
Мандалу сама делала... Насмотрелась в храмах :) Рисом потом кормили соседских птиц :)
С двух сторон от "алтаря" костюмы служителей культа. Тут монгольский (слева) и бурятский. Танка "Будда Шакьямуни под деревом бодхи"
Тут - калмыцкий (слева) и тибетский. Танка "Ваджрапани".
Да, вот еще несколько предварительных слов... Выставка наша не искусствоведческая или религиоведческая... Выставка этнографическая... Т.е. в ней производится попытка раскрыть именно тему "Буддизм в КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ России"... Интересовали нас (и продолжают интересовать) прежде всего, таким образом, буряты, калмыки и тувинцы. Но мы также для полноты картины показывали монгольские и тибетские вещи, как и различные атрибуты культа китайского производства, выполненные в сино-тибетском стиле... Это было сделано для того, чтобы отразить религиозную и культурную связь наших исповедующих буддизм этносов с Монголией и Тибетом, в частности - бытование предметов культа монгольского, тибетского и китайского производства у бурят, калмыков и тувинцев. Высавка имеела два основных тематических блока. Первый - это монастырский буддизм на территории нынешней России, второй - буддизм народный.
Экспонаты раздела "Буддийская космология". Танки (слева направо): "Амитабха в раю Сукхавати", "Мандала", "Бхавачакра".
На переднем плане - объемные мандалы.
Алтарные ступы и рельефы на классические сюжеты: "8 ступ" и "Цогшин Дзонхавы"
Танки "Ушнишавиджая", "Калачакра", "Ямантака", скульптурки, изображающие различных персонажей.
Разумеется в рамках одной выставки весь пантеон представить не представляется возможным, но мы постарались пополнее... и получили порцию критики в свой адрес - витрины перегружены. Согласна! :) Но выставочная площадь всегда ограничена, потому всегда разрываемся между соображениями дизайна и информативной наполненности... В данном случае второе у нас было в приоритете :)
Тут слева и в центре различные формы бодхисаттвы Авалокитешвара, справа - Белая и Зеленая Тары.
Тут справа от Майтреи на троне - Будда Шакьямуни в позе свидетельства, маленький Падмасамбхава, далее - самый мой большой любимчик - Манджушри... и гипсовая раскрашенная скульптурка бурятской работы - Дзонхава на престоле. Вверху - Будда Шакьямуни Учащий...
На переднем плане - Ваджрапани и белый Махакала
Лхамо и Ямантака
Ваджрадхара с Праджней (Яб-Юм), Ушнишавиджая, Ваджрадхара
Танка "Будда Амогхасиддхи" и "Вайрочана". Костюмы тувинского и бурятского лам, молитвенный калмыцкий барабан.
Атрибуты: колокольчики, ваджры, капалы, пурбу и т.д.
Сцена, посвященная медицине. Вверху - танка "Будда медцины" (Бхайшаджьягуру, Отошо, Манла)
Витрина, посвященная книгопечатанью и производству бурханов.
Буддийские музыкальные инструменты и костюм калмыцкого ламы.
Барабанчики дамару.
Трубы - ганглин'ы с раструбами в виде головы Макара. Маска персонажа мистерии Цам - Бегче.
Тоже музыкальные инструменты. Среди них - раковины дунг.
Жемчужина буддийской коллекции - набор миниатюрных изображений персонажей мистерии Цам.
Теперь немного о народном буддизме. Тут условный интерьер калмыцкого жилища... С праздничным костюмом калмычки, который, кстати, мы демонстрировали еще в 2006-м в Китае и который так полюбился там, что его взяли на афишу выставки... Периодически я его замечала, то там, то сям на улицах Пекина :) Люблю его :)
Домашний алтарь. Демонстрируется влияние буддизма на интерьер жилища.
На стене танка "Будда Шакьямуни в позе свидетельства" (там, где ручка вниз) и "Будди Шакьямуни Учащий"
Мужской и женский праздничные костюмы бурят. Тут мы иллюстрируем влияние буддизма на костюм. Показываем - какие новые элементы и орнаментальные мотивы появляются в традиционном костюме под влиянием буддизма.
Женский костюм и ряд серебряных украшений можно видеть на постойнной экспозиции нашей Особой кладовой.
Тема синкретизма буддизма, шаманизма и дошаманских верований раскрывается прежде всего на тувинском материале.
Про все рассказывать я замучаюсь.... поэтому немножко и выборочно... Связка бараньих лопаток с мантрой "ом мани падме хум" на монгольском языке. Принадлежность оваа.
Деревянные фигурки - заменители жертвенных животных - принадлежность оваа.
То же самое, но только глиняные и алтайские. На Алтае в начале ХХ в. возникает очень причудливая форма религии, основанная на смешении шаманских и буддийских черт - бурханизм.
И опять-таки синкретизм.
На рукоятке тувинского шаманского бубна, например, вырезана фигура молящегося человека в ламском головном уборе и с молитвенно по-буддийски сложенными руками. В Туве в конце 19 - начале 20 вв. появилась очень любопытная переходная категория шаманов-лам. Бубен, вероятнее всего, принадлежал представителю именно этой категории...
Немало внимания на выставке было уделено и нашим фотоколлекциям. Все они, как и большинство экспонатов датируются концом 19 - началом 20 вв. На фотографии выше - настоятель Агинского дацана. Ниже слева - лама-художник из Цугольского дацана. В этих дацанах нам с Мариной довелось побывать во время экспедиции в Агинский Бурятский автономный округ в 2005-м году... Так интересно смотреть архивные фотографии тех мест, в которых удалось побывать в реальности... Это что-то...
Небольшое ощущение раздвоения личности и провала во времени :)
На фото справа - ламы-печатники.
Такая вот беглая виртуальная экскурсия...
Немножко фоток из музейного закулисья:
Фотосъемка.
Марина и дизайнер Дима.
Настоящим подарком на следующий день после открытия выставки было неожиданное явление Веры Павловны Дьяконовой.
Вера Павловна - один из крупнейших специалистов по этнографии тувинцев (и даже шире - тюрков Южной Сибири вообще) в мире... автор многочисленных работ, в прошлом - сотрудник института этнографии и антропологии. И мой учитель, конечно же... Огромных познаний человек, исключительная личность, в обыденном (ненаучном) общении остроумная, насмешливая, бескорыстная, великодушная... Сочетание качетв редкостное... Знала я ее со студенческих лет... Потом, разумеется, общались регулярно по работе... Последние годы - очень мало, т.к. году примерно в 2003-м Вера Павловна переехала жить к сыну в США. На нашей выставке нам случилось ее принимать в музее и вообще видеть последний раз... В мае этого года ее не стало. Мне будет всегда ее не хватать, конечно... И сейчас бы с удовольствием ей показала фотографии свежие тувинские, обсудила бы кое-что... Но, чтобы на печальной ноте не заканчивать... все же скажу по-другому: спасибо, что все это было. Мне повезло знать ее лично, не только по книгам и статьям.