Ничего-ничего... скоро опять будут дикие джунгли, а пока еще один обязательный цивилизованный пост про Национальный музей Республики Тыва.
( Read more... )
Да, насчёт Веры Павловны я только вчера узнал - решил посмотреть, нет ли в интернете её статьи по цаму (у меня чёрно-белая ксерокопия). И увидел эту новость. Насчёт реставрации - это не всегда так. Некоторые экспонаты находятся в таком плохом состоянии, что их даже широкому кругу посетителей показывать не имеет смысла. Я знаком с М.Н.Лебель, она реставратор Эрмитажа, она реставрировала маски в музее истории Бурятии им. Хангалова, там придерживались других принципов - восстанавливали утраченные детали по имеющимся в наличии оставшимся, но делали их немного отличающимися по цвету, чтобы было видно, что именно восстановлено. Не так давно Майа Николаевна отреставрировала несколько цамовских масок для музея в Кяхте. У меня есть их фото до и после. Они находились в ужасном состоянии. Ей пришлось выправлять их и заново делать детали короны из черепов. А маска Ворона (из материала типа фетра) была так плоха, что я даже её не сфотографировал, о чём сейчас жалею. Просто если бы не реставрация, люди никогда не узнали бы, как выглядел тот или иной экспонат. Вспомните Данаю! Имело бы смысл показывать её людям после происшествия? Я попозже обязательно выложу эти фотографии в жж, испросив у М.Н. разрешения. В Кунсткамере есть несколько масок и фигурок цама, малая часть в постоянной экспозиции, остальные в запасниках. Они описаны в статье А.М.Решетова "Монгольский цам в коллекции МАЭ". Я видел только то, что в постоянной экспозиции.
Да-да, я именно статью Решетова хотела Вам порекомендовать оттуда :) Но вижу, что Вы осведомлены гораздо лучше, чем я сама... впору мне у Вас консультироваться :)
Насчёт реставрации - это не всегда так. Некоторые экспонаты находятся в таком плохом состоянии, что их даже широкому кругу посетителей показывать не имеет смысла. Я знаком с М.Н.Лебель, она реставратор Эрмитажа, она реставрировала маски в музее истории Бурятии им. Хангалова, там придерживались других принципов - восстанавливали утраченные детали по имеющимся в наличии оставшимся, но делали их немного отличающимися по цвету, чтобы было видно, что именно восстановлено. Не так давно Майа Николаевна отреставрировала несколько цамовских масок для музея в Кяхте. У меня есть их фото до и после. Они находились в ужасном состоянии. Ей пришлось выправлять их и заново делать детали короны из черепов. А маска Ворона (из материала типа фетра) была так плоха, что я даже её не сфотографировал, о чём сейчас жалею.
Просто если бы не реставрация, люди никогда не узнали бы, как выглядел тот или иной экспонат. Вспомните Данаю! Имело бы смысл показывать её людям после происшествия?
Я попозже обязательно выложу эти фотографии в жж, испросив у М.Н. разрешения.
В Кунсткамере есть несколько масок и фигурок цама, малая часть в постоянной экспозиции, остальные в запасниках. Они описаны в статье А.М.Решетова "Монгольский цам в коллекции МАЭ". Я видел только то, что в постоянной экспозиции.
Reply
Reply
Leave a comment