«Иди и смотри». Разбор 1 серии

Nov 16, 2019 15:32





ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ

Уже в самом его названии - строке, взятой из Откровения святого Иоанна Богослова, высказана не только косвенная полемика со слащавой экранной ложью о войне, но и библейски-суровое предупреждение зрителю: ему предстоит увидеть апокалипсическую картину мира.



ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Также режиссер рассматривал фильм как «сквозной крупный план героя». Исследуя влияние войны на человека, Климов в деталях фиксирует изменения главного персонажа, рефреном, буквально через эпизод показывая его крупные планы. Режиссер считал такой прием относительно простым, но эффективным: «Мы сознательно избегали всех мыслимых ухищрений - световых, звуковых, ракурсных, ставя своей целью просто зафиксировать то, что являет собой человек в данный момент». На наших глазах жизнерадостный наивный мальчик, в романтических тонах представляющий себе будни партизанского отряда, превращается в глубокого, поседевшего и морщинистого старика. По тому же принципу «вглядывания» в героев, во время диалогов в фильме почти отсутствует съемка из-за плеча - актеры обращены прямо в камеру, а значит и к зрителю.

Фильм принципиально снимался в цвете. Хотя Климов признавал, что мы привыкли видеть войну, особенно если речь идет о ее реалистичном воплощении, черно-белой. Цветом режиссер хотел передать вечное богатство красок мира и природы. Одновременно он создавал контраст с помощью реквизита, построек, одежды героев, в том числе жителей, партизан и карателей. Все это специально фактурилось и нивелировалось по тону, лишалось красочности и приобретало мрачный характер.

СИМФОНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Собственно, присутствие немцев и исходящая от них угроза долгое время ощущаются лишь через косвенные признаки, в том числе создаваемые звуком. Так описывал сам режиссер необходимый ему эффект: «Весь этот мир постепенно населялся невидимым, давящим ужасом. Каждое произведение божественной природы вдруг начинало источать из себя опасность, таило смерть». Во многом этого эффекта удается добиться именно благодаря звуковому сопровождению. Климовым и звукооператором Виктором Морсом активно используются всевозможные шумы: рычание двигателей, голоса птиц, жужжание насекомых, свистящий гул, возникающий после сцены бомбардировки, дыхание героя, колокольный звон, церковное пение, искаженные речи Гитлера, песня Любови Орловой из фильма «Цирк». Все это сталкивается с исполняемой словно бы на расстроенных инструментах музыкой Моцарта, Штрауса и Вагнера. Сливаясь, звуки формируют зловещую симфонию апокалипсиса, эффектно дополняющую страшный визуальный ряд.

КИНЕМАТОГРАФ ЖЕСТОКОСТИ

Одна из ключевых составляющих фильма - шоковая эстетика, заключающаяся в подчеркнутом и программном натурализме, достоверности и безжалостной реалистичности происходящего на экране.

Поскольку речь тут идет о полемике со «слащавой ложью», подразумевается, что в фильме Элема Климова будет показана «реальная правда» о войне. Вообще это кино очень часто называют «прививкой от войны», «фильмом, который нужно показывать в школах» и т.д. К тому же, учитывая тот факт, что в фильме нет ни одного лишнего кадра и звука.
Так какую же «правду о войне» показал Климов, прикрываясь зверствами фашизма?



ВИНТОВКА-АРТЕФАКТ

На самых первых кадрах фильма появляется деревенский староста Юстин:
- Ну копайте, копайте, щенки собачьи. Теперь не спрячетесь. Под землей найдут. И достанут.

«Правда о войне» по версии Климова начинается практически сразу, ведь судя по всему, это партизаны заставили Флера искать себе оружие. Что подтверждает и мальчик, когда говорит, что без пушки в лес не примут. Кстати в тот момент когда Флера выкопал винтовку, мальчик подползает к нему на четвереньках с костью в зубах и лает.

Вообще на протяжении всего фильма режиссер будет постоянно подчеркивать, что «винтовка СВТ» - это своеобразный артефакт. И, забегая вперед необходимо отметить, что она ни разу не выстрелит по прямому назначению.



САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК «FOCKE-WULF»

Как только Флера выкопал винтовку в небе появился немецкий самолёт-разведчик «Focke-Wulf Fw 189 Uhu».

Самолет тут символизирует Германию. В кадре где «Focke-Wulf» смотрит на Флера сверху вниз звучит речь Гитлера. Таким образом отыгрывается тема превосходства высшей расы.
«Focke-Wulf» появляется в самые ключевые моменты фильма. Именно от него будет зависеть каким образом будет развиваться сюжетная линия.



РЕАКЦИЯ МАТЕРИ

Узнав что Флера «собрался» идти в лес к партизанам, мать сначала пытается его отговорить от этого поступка. А затем передает ему в руки топор и предлагает зарубить себя и сестренок. Она категорически против.

Мать: Что ты батьке скажешь, когда он вернется? (кстати, где его отец, и почему он должен вернуться, если идет война? Уж не в ГУЛАГе ли он?)
- Пожалей себя сынок.
- Коли меня не жалко их (сестренок) пощади.
- Сам забей нас (топором) чем ждать.



РЕАКЦИЯ ФЛЕРА

Флера в этой Вселенной Климова ничем не мотивирован: все ж идут, а я что?
По сценарию действие фильма происходит в Белоруссии в 1943 году. Война идёт уже третий год, а Флера всё это время прекрасно живет в каком-то искусственном вакууме.



ПОХИЩЕНИЕ ФЛЕРА

Когда в деревне появляются ряженые под фашистов партизаны, никакого намека на то, что это действительно партизаны в фильме нет. С момента появления в кадре автор постоянно подчеркивает, что не симпатизирует партизанам. Они ведут себя довольно бесцеремонно, как натуральные патентованные фашисты. Один персонаж-пародия на Берия. Другой в форме полевой жандармерии (Feldgendarmerie). Кстати, в отряде Feldgendarmerie уже нет. Это персонаж-фантом (второй раз в фильме эта форма появится у немецких мотоциклистов).

Feldgendarmerie: Так. А пушка где?
Партизан в очках (о сестрах): А это кто такие? Близнецы?
Мать: Двойнятки.
Feldgendarmerie (грубо): Однобрушники.
Feldgendarmerie выпив, молока, просит самогон.
Партизан в очках: Заверяю у нас с этим строго, только по праздникам.
Feldgendarmerie: И на поминках.
Feldgendarmerie рассказывает, как их командир Косач (садист и маньяк) убил спящего часового. Довел сестренок до слез.
Партизан в очках (презрительно): Поспать любят бабы ваши. Что с коровами?
Feldgendarmerie: Шмальнуть бы разок, в раз проснулись.

Партизаны берут «винтовку СВТ».

Ряженые партизаны пинками выгнали Флера из дома и попутно украли индейку. А у матери начинается реальная истерика.
Зачем автору понадобилась эта сцена? «Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что партизаны насильно угоняли детей.

Автор намекает, что война для семьи Флера началась не 22 июня 1941 когда фашисты напали на СССР, а в 1943, когда в их дом пришли партизаны!
А ещё партизаны нужны режиссеру для того, чтобы запустить адскую карусель ужаса.



СЦЕНА В ТЕЛЕГЕ

Автор намекает, что Флера станет «молодым стариком». Это он сам с собой пытается говорить.
Флера: Гляди, староста наш, Юстин. Придурок.
Старик: nicht verstein.



В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

В партизанском отряде фантасмагория.
На фоне песни «Будьте здоровы, живите богато», звучат крики из лазарета:
- Да ты ж со шкурой дерешь!
- Что ж ты делаешь, я же живой!

Абсурдность ситуации добавляет партизан, который смотрит через бинокль на лежачего Флера.
Придурковатый фотограф-хохмач, с приклеенными усиками Гитлера, пару раз пытается повернуть руками забинтованное лицо раненного человека.

- Стул штабной не занимать!
- О, батя наш пришел!
- А вот и товарищ начштаба!
Тут стоит обратить внимание на то, что среди фотографирующихся нет Косача.

«Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что партизаны - это какая-то гремучая смесь скоморохов с бандой батьки Махно.
Очень странную реакцию вызывает у них корова. Автор позволяет себе использовать песню «Священная война» на фоне коровы с надписью «сами съедим, но врагу не отдадим». Что это если не откровенное глумление над подвигом реальных советских партизан?



ПОЯВЛЕНИЕ КОСАЧА

Косач, как и положено садисту и маньяку, появляется ночью. Он идет в лагерь молча и провоцирует Флера. И хотя Флера ни разу его не видел до этого, он заявляет, что узнал командира. Косач наказывает его нарядом вне очереди. Когда Флера в ответ на это улыбаясь говорит спасибо, Косач едва заметно усмехается!

Вслед за Косачем бежит Глаша. Говорит задыхаясь:
- Где он? Куда он ушел? Ты не видел?
Глаша не воспринимает Флера как бойца, и он во второй раз нарушает устав караульной службы.



НАРЯД ВНЕ ОЧЕРЕДИ.

Автор показывает, что Флера попадает в плавильный котел войны.
А Глаша молча высыпает букет с цветами на Флера под музыку «и кто его знает на что намекает».



ПЕРЕД СТРОЕМ

Ну типичная банда Махно:
- У тебя в руках винтовка а на плечах голова. Или как говорит наш начальник штаба: «прожить и не сказать «Эх», это не по мне.

Хотя по лицу Флера видно, что он проникся и горит желанием поскорее начать борьбу.
Косач перед строем спрашивает, кто больной и не может идти. Все молчат. А потом выходит немощный старик, с порванными сапогами. Косач приказывает поменяться обувью с Флером. В наказание за тот ночной проступок.

Флера психует и сбегает. Он не собирается больше чистить котлы.

Вообще после этого партизаны надолго пропадают и появляются только в конце 2 серии, в сцене под мостом.
Время проведенное в лагере: 11 мин. 28 сек. (собирался дольше)



ВСТРЕЧА В ЛЕСУ

Флера плачет от обиды, что его не взяли с собой партизаны. Он хотел и хочет им помогать.
Глаша плачет от обиды на свою не устроенную судьбу. Она не хочет оставаться в отряде: ей это просто не интересно и не нужно. Она вроде бы вначале смирилась (в платочке), но бунтует её натура (она мечется между Косачем, партизанами и Флером). Она не хочет держать в руках холодные инструменты (несла железную коробку), ей нужны цветы, и каждый раз новые (букет цветов от партизан она высыпала в котел на Флера). Ей чужды все эти партизанские распорядки и поэтому она сбегает на волю.

Так происходит встреча двух героев на распутье. Она городская взрослая девушка, он деревенский мальчик.

1. Автор раскрывает персонаж Глаши. У неё эйфория от свободы. Она сбегает на волю, цветет и пахнет Разговаривает с ним насмешливо и передразнивая.
Глаша: Тебя как зовут?
Он: Флера.
Глаша: А имя?
Флера: Так и зовут Флера. Флориан - имя такое.
Флера: А тебя?
Глаша: А я Роза. Роза из колхоза.

2. Флера: А ты как сюда попала?
Роза из колхоза: Везли в Германию, попала сюда.
Флера: Спасли? Косач?

Она ничего не отвечает: ни да, ни нет. Вот её личная трагедия. Если бы не партизаны, то она бы просто уехала в цивилизованную Германию, из этой варварской страны. Автор словами Глаши подленько намекает, что город был готов принять «западные ценности».

Флера: Слухай, Роза. А что это ты там выфрантилась, як на фэст?
Роза из колхоза: меня зовут Глаша. Глафира. Понял?

3. Глаша говорит Флеру, что Косач его пожалел.
Глаша: Пожалели мальчика. Оставили. Косач пожалел.
Флера (возмущенно): Меня?
Глаша: Пожалел, пожалел.
Флера: Как бы я кого не пожалел!
Глаша: Он может иногда. Только потом кричит во сне.
Но на самом деле Косач его не пожалел, а просто отсрочил его знакомство с ужасами войны. Флера уже был обречен с того момента, как попал в партизанский отряд.

4. Глаша говорит как под гипнозом и пытается соблазнить Флера:
- Я любить хочу, рожать, слышишь? (в конце фильма Флера повторяет эту фразу, когда видит другую).
- Дура! Дура! Дура! У меня 60 патронов, граната, и «винтовка СВТ».

В небе появился «Focke-Wulf». Она выхватывает у Флера «винтовку СВТ» и говорит: хочешь собью?

В ответ на это дерзкое поведение со стороны Глаши, начинается бомбежка леса и высаживается карательный отряд. После бомбежки Флера контузило и Глаша проявляет инициативу и уводит его в укрытие.
Но в лесу им не комфортно. И тогда лежа в шалаше в обнимку, Флера берет инициативу на себя.
- Завтра мама обрадуется, как придем. (И спрячет). У меня сестрички смешные.
Говорит что-то непонятное про отряд Косача, но Глаша закрывает ему рот ладонью.

5. Перспектива найти укрытие обрадовало Глашу. Утром она танцует под песню «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса» (копирует сцену из фильма «Цирк»).

Автор полностью на ее стороне. Это единственный персонаж которому он сочувствует на 100 %.



СНОВА ДОМА

Далее они возвращаются в деревню Флера, маскируя «винтовку СВТ»
Зачем автор показывает омерзительную сцену с едой и мухами. И если Глашу в конце концов стошнило, то Флера ест, как ни в чем не бывало.
Автор показывает контраст городской цивилизации и варварского колхозного быта.
Глаша все время молчит.



НА ОСТРОВЕ В БОЛОТЕ

1. На острове Глаша пытается докричаться до Флера и объяснить ему, что видела убитых в деревне. Но он не верит ей.
- Их нет! Они там! Они убиты!

2. Автор словами обгоревшего старосты Юстина обвиняет Флера:
- Говорил я вам не копайте.
- Всех до одного человечка.
- Меня бензином.
- Говорил я вам не копайте.

3. Автор показывает местных жителей.
Женщины и старухи воют, а мужики чучело Гитлера лепят. Тема Гитлера появляется не случайно. Изначально фильм должен был называться «Убейте Гитлера».
Рубеж: Я их уже штук 5 ставил.

Сначала местные мужики хотели забрать «винтовка СВТ» у Флера, но потом позвали его с собой. Уходя на поиск питания они обещают оставшимся вернуться:
- Сыночки родненькие, не покиньте нас.
- Да мы что алиментщики, чтоб от вас тетки бегать?

4. Автор навсегда оставляет Глашу в болоте: была в красивом платье, а стала серой массой!
Вообще с Глашей происходит точно такая же метаморфоза как и с Флерой. Только автор из жалости не доводил ее до состояния «молодая старуха». Он просто переместил её из города в болото. И она смирилась: сначала подносит Флеру еду в руках, затем ловит у него вшей, и в конце держит ребенка на руках.

5. Флера взял вину на себя: это я виноват, я.
Глаша впервые говорит естественным голосом взрослой женщины:
- Разве ты знал, что так будет? Ты же не знал. Флера посмотри на меня.
(обращаясь к ребенку на руках): Скажи дяде, что мы его ждем.

Автор намекает, что это ещё не все. Весь ужас ещё впереди.

Продолжение следует.

Великая Отечественная война, Антисоветчики, Кино, Подвиг

Previous post Next post
Up