О проблемах синтеза христианства и коммунизма. Часть VIII (1/3 конец)

Jan 19, 2019 20:40




Лето 1990 года. Архиепископ Куйбышевский и Сызанский Иоанн (Снычев) с Анатолием Петровым после встречи с жителями Самары, посвященной возвращению имени города

КУЙБЫШЕВ. ЛЕНИНГРАД. ЗАГОРСК.

В России есть как минимум три города, к переименованию которых причастна церковь. Это Самара, Санкт-Петербург и Сергиев Посад.



Сначала церковь просто присоединилась к процессу переименования городов, который начался во время перестройки. Архиепископ Куйбышевский и Сызанский Иоанн(Снычев) входил в комитет «Самара», целью которого было возвращение городу исторического названия.
25 января 1991 вышло постановление ВС РСФСР «О переименовании города Куйбышева в город Самару и Куйбышевской области в Самарскую область».

А благословила церковь десоветизацию 10.7.1991, когда на церемонии инаугурации Ельцина Алексий II попросил переименовать города Ленинград и Загорск. После чего, осенил Ельцина крестным знамением (см. 00:14: 20).

6 сентября 1991 вышло постановление ВС РСФСР «О возвращении городу Ленинграду его исторического названия Санкт-Петербург».
23 сентября 1991 вышло постановление ВС РСФСР «О переименовании города Загорска Московской области в город Сергиев Посад и Загорского района Московской области в Сергиево-Посадский район».

309 На церемонии присяги Президента России. [Обращение Святейшего Патриарха Алексия II к Б.Н. Ельцину] (10.7.1991)
Мы также надеемся, что древним городам России будут возвращены их исторические наименования, в первую очередь я имею в виду возвращение городу Загорску исконного названия "Сергиев Посад", тем более что в будущем году исполняется 600 лет со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского - великого подвижника и патриота земли Русской, а также возвращение граду Святого Петра его исторического имени. (см. [5.1])

313 Слово Святейшего Патриарха Алексия II в Исаакиевском соборе [по случаю возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург] (6.11.1991)
Сегодня знаменательный день в жизни этого великого города. Ему возвращается его исконное историческое имя. Наш град имеет небесных покровителей в лице святого благоверного князя Александра Невского, святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Ксении Петербургской. А сегодня он обретает небесное предстательство святого апостола Петра!.. [5.9]



ДЕКЛАРАЦИЯ 1927

10.6.1991 в интервью для газеты «Известия» патриарх Алексий II официально «отрекся» от Декларации 1927. За год до этого, в июне 1990 церковь начала подготовку к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений. А в марте 1991 Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников».

307 Святейший Патриарх Алексий II: Принимаю ответственность за все, что было [отношение Патриарха к Декларации 1927 года. Интервью для "Известий"] (10.6.1991)
Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации.
Трагедия Митрополита Сергия была в том, что он пытался "под честное слово" договориться с преступниками, дорвавшимися до власти.
Но сегодня мы вполне в состоянии заявить, что не эта Декларация лежит в основе сегодняшних отношений Церкви и государства. [5.10]

КАНОНИЗАЦИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ

281 [Из определений Поместного Собора Русской Православной Церкви. Улучшение условий для церковной жизни] (7-8.6.1990)
Поручить Комиссии Священного Синода по канонизации святых иметь особое попечение о подготовке материалов к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений, обрушившихся на нашу Церковь в XX веке. [5.11]

304 [Из определений Священного Синода. Канонизация митрополита Владимира и митрополита Вениамина] (25.3.1991)
Постановили: 1. Одобрить историческое исследование Комиссии по канонизации святых "Об отношении Церкви к подвигу мученичества" и принять его за основу в подходе к этому вопросу при подготовке канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX веке.
2. Одобрить предложение Комиссии о возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917-1918 годов от 5/18 апреля 1918 года. [5.12]

315 В память о безвинно убиенных [о создании храма-памятника на месте убийства царской семьи] (декабрь 1991)
В октябре 1990 года земельный участок, на котором находился дом инженера Ипатьева, передали Свердловскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви, и тогда было принято решение о строительстве на этом месте храма-памятника. В январе 1991 года президиум Свердловского (ныне Екатеринбургского) горсовета решил объявить конкурс на разработку эскиза-идеи храма-памятника и застройки территории Вознесенской горки.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил освятить храм во имя Всех святых в земле Российской просиявших. По замыслу устроителей, конкурс на храм-памятник на месте расстрела царской семьи должен стать символом общественного примирения. (МЦВ. 1991. № 21) [5.13]



РАСПАД СССР

Своё отношение по поводу распада СССР церковь высказала заранее, ещё в октябре 1991. И никакой трагедии в этом процессе не усмотрела. Наоборот, она заявила, что эти политические процессы имеют свою закономерность и историческое объяснение. И данное заявление со стороны церкви можно, безусловно трактовать, как очередное (третье по счету) одобрение действий Ельцина.

311 Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви [по поводу распада СССР] (22.10.1991)
В последнее время мы становимся свидетелями важных перемен в жизни нашего многонационального государства. Республики, составлявшие еще недавно, казалось бы, монолитный Союз, провозглашают ныне государственный суверенитет, а иные из них твердо взяли курс на достижение полной независимости. В свою очередь, республики Прибалтики восстановили свою государственную независимость, признанную мировым сообществом. Эти политические процессы, имеющие свою закономерность и историческое объяснение, в принципе, не должны влиять на внутреннюю жизнь Церкви, но поскольку в настоящее время на практике происходит обратное и политическая реальность оказывает отрицательное воздействие на церковную жизнь, то сказанное побуждает нас дать объяснение по вопросам, касающимся устройства нашей Церкви. (МЦВ. 1991. № 19) [5.14]



1993 ГОД. РАССТРЕЛ ДОМА СОВЕТОВ. (ПРЕДИСЛОВИЕ)

При оценке событий октября 1993 года существует соблазн рассматривать их, как противостояние двух диаметрально противоположных сил. Но в данном случае категорически нельзя делить участников конфликта (Ельцина и Верховный Совет) на «хороших» и «плохих». Да, безусловно, Ельцин является воплощением зла, но слишком много претензий и вопросов имеется и к Верховному Совету (в частности к Р.И Хасбулатову).

Это же Верховный Совет принял декларацию «О государственном суверенитете РСФСР» (12 июня 1990); постановления «О государственном гимне РСФСР» (23 ноября 1990); «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР» (22 августа 1991); «О денонсации Договора об образовании СССР» (12 декабря 1991); «О ратификации Соглашения о создании СНГ» (12 декабря 1991).

С мая 1990 по июль 1991 Ельцин был председателем ВС РСФСР. Хасбулатов сначала был его первым заместителем, а затем сам стал председателем ВС РСФСР.
12 июня 1991 А.В. Руцкой (еще один участник конфликта) был избран вице-президентом в паре с президентом РСФСР Ельциным.

Сегодня Руцкой рассказывает о том, как он «боролся» за сохранение СССР. А в августе 1991 все трое были в одной команде, и принимали активное участие в развале страны.

Тут нужно напомнить, что президент РСФСР Ельцин и его единомышленники стали центром сопротивления ГКЧП.
Хасбулатов лично написал воззвание «К гражданам России» осуждающее ГКЧП. Его подпись стоит в постановлении Верховного Совета «О политической ситуации в республике, сложившейся в результате антиконституционного государственного переворота в СССР» (22 августа 1991)
И Руцкой в «обращении вице-президента РСФСР к военнослужащим вооруженных сил» (19 августа 1991) призывал переходить на сторону Ельцина.

В стране предпринимается попытка военного переворота с целью установления диктатуры сталинского типа.
Я призываю вас переходить на сторону законно избранных народом органов власти: Президента РСФСР и Совета Министров РСФСР. [7]

Тот факт, что в октябре 1993 Ельцин расстрелял своих бывших единомышленников (Руцкого и Хасбулатова) никоим образом его не оправдывает. Но в то же время и не снимает ответственности с Руцкого и Хасбулатова за те действия, которые привели в итоге к развалу страны. Ни симпатии, ни сострадания, ни сочувствия Хасбулатов и Руцкой не заслуживают. Сочувствие вызывают только защитники Верховного Совета, которые в те роковые для страны дни, вынуждены были выбирать из двух зол наименьшее.

Согласно третьей версии, октябрьские события 1993 г. - это организованная Кремлем провокация, цель которой заключалась в том, чтобы с ее помощью оправдать и роспуск парламента, то есть государственный переворот, и расстрел Белого дома.
Однако дело заключается не только в том, как рассматривать события 1993 г. Возникают и другие вопросы.
Разве не А.В. Руцкой весной 1991 г. сорвал попытку народных депутатов отстранить Б.Н. Ельцина от должности спикера, а затем в том же году поддержал его на президентских выборах и таким образом стал вице-президентом?
Разве не Р.И. Хасбулатов, как утверждают некоторые, первоначально «служил Борису Николаевичу» так, что готов был «вылезти из сорочки»? И разве не Борис Николаевич, уйди с поста спикера, навязал депутатам Руслана Имрановича в качестве своего преемника?
А разве не с молчаливого согласия Верховного Совета Б.Н. Ельцин сначала приостановил, потом запретил деятельность КПСС? Разве не Верховный Совет осенью 1991 г. поддержал курс Б.Н. Ельцина на проведение «шоковой терапии»? Разве не Верховный Совет ратифицировал Беловежское соглашение и тем самым одобрил уничтожение СССР?
Почему же вчерашние соратники стали врагами?
Что развело их по разные стороны баррикад?
Иначе говоря, из-за чего в октябре 1993 г. на улицах Москвы лилась кровь? [8.1]



1993 ГОД. РАССТРЕЛ ДОМА СОВЕТОВ. (РЕАКЦИЯ РПЦ)

В биографии патриарха Алексия II особо подчеркивается, что продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, он принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. [см. 9]

Противоборствующие стороны согласились вступить в переговоры при посредничестве РПЦ… В последний раз делегации встретились в Свято-Даниловом монастыре 3 октября в 16.00, разговор откровенно не клеился, а вскоре пришли новости о событиях на улицах Москвы, и переговоры было решено прервать до 20.00. К означенному времени представители противоборствующих сторон в Свято-Данилов монастырь не прибыли. [10]

Почему патриарх Алексий II считается христианским миротворцем не совсем понятно, ведь он так и не смог примирить оппонентов. Но это в общем-то пустяк, по сравнению с тем, что произошло далее.

Итак, кровь пролилась. И кровь на руках Ельцина. И это несмотря на угрозы патриарха отлучить от церкви и предать анафеме всякого, кто прольет кровь соотечественников.

1 октября состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви. Синод «пригрозил анафемой всякому, кто прольет невинную кровь своих соотечественников: "Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от церкви и предан анафеме"». [8.2]

Как должен был поступить в той ситуации любой патриарх, на месте Алексия II?
Либо прекратить любые контакты с президентом, в знак протеста. Либо, наоборот, забросать Ельцина гневными письмами и посланиями. Ради приличия, хватило бы даже одного осуждающего послания.

Тут можно провести аналогию с патриархом Тихоном и его анафемой в адрес большевиков. Конечно, угрожать большевикам религиозными карами было в высшей степени глупо. Но, по крайней мере, патриарх Тихон был честен и перед собой, и перед церковью. Он обещал проклинать большевиков, он и проклинал их неоднократно.

А как повел себя Алексий II? 08.10.1993 в обращении патриарха и Синода РПЦ было сказано, что пролитая кровь - есть наказание за грехи народа! И мстить никому не надо, иначе страна окончательно сорвется в пропасть.

С горечью и скорбью ныне говорим: велики грехи народа нашего!
Мы наказаны по грехам нашим.
Люди попрали нравственные принципы и пролили невинную кровь (примечание: в Рождественском послании 1994 он вновь повторит, что виноваты какие-то абстрактные «люди»). Эта кровь <…> останется несмываемой каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих.
Все, что произошло с нами в минувшие трагические дни, есть свидетельство нашего духовно-нравственного падения.
Если пойдем мы по пути мести, насилия, хаоса - страна окончательно сорвется в пропасть.
Ныне же, как можно быстрее необходимо вернуться к мирной жизни, к обеспечению человеческих прав и гражданских свобод.
Надо оставить все распри и созидать жизнь нашего отечества. [11]

В тот момент, когда у церкви появилась возможность встать на сторону униженных и оскорбленных, она демонстративно встала на сторону агрессора.
«Каинова печать» не помешала Алексию II принять 25 февраля 1994 орден Дружбы народов из рук «богопротивного убийцы». 1993 год в очередной раз показал, что церковь беспринципная и циничная машина.


Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» 30 октября 2017.

«РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА ВЕЛИКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ...»

Не скрывает своих антисоветских убеждений и патриарх Кирилл (Гундяев). Одно только возложение цветов к памятнику Колчаку в 2011 чего стоит.

Периодически патриарх Кирилл высказывается на тему революции, но всегда делает это в осуждающем ключе.

Всякий раз, переступая порог этого храма, я чувствую некую духовную сопричастность четырем поколениям русских людей, которые покинули родину в годы страшного лихолетья и приехали сюда, на гостеприимную сербскую землю.
<…> всякий раз, когда какие-то силы затевают слом общественной и государственной жизни, который получил названия «революция», «мятеж», они направляют свой удар на Церковь. Не было ни одной революции, которая бы не гнала Церковь. (2014) [12]

Революция была великим преступлением.
И грянул этот исторический гром, - сколько невинных жертв, сколько горя! Наверное, в какой-то момент люди, которые одержали победу в этих революционных конфликтах, восторжествовали. И что? Почти каждый, кто совершал революцию, пал жертвой последующих репрессий, - те, кто проливал невинную кровь, кто пытал и мучил, кто разрушал основы народной жизни, кто искоренял веру и разрушал храмы.
Божий суд над кровавыми событиями 1917 года уже произошел в истории нашего народа. (2017) [13]

Непонятно правда, какую конкретно революцию имеет в виду патриарх Кирилл. В 1917 было две революции: Февральская и Октябрьская.
Но скорее всего, патриарх просто не понимает значение слова «революция». Он оценивает революцию субъективно, только с позиции церкви, игнорируя интересы народа и страны в целом.

А Революция - это переход из одной общественно-экономической формации в другую, более прогрессивную. Это объективный и закономерный ход развития человеческого общества. Хотя существуют и противоположные процессы.

Революция (социальная), способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. [6.3]

И тут нужно понимать, что только в 1917 году Февральская революция смогла вырвать страну из феодализма. Из средневекового болота, которое очевидным образом тормозило ее развитие. И, между прочим, слова патриарха Кирилла вступают в прямое противоречие с тем, как оценивали Февральскую революцию непосредственные участники тех событий, в т.ч. и церковь.
И Февральская революция, и уж тем более Октябрьская, являлись безусловным благом и для народа и для страны.

Продолжение.

_____________________________________________________________
Примечания:

[1] Закон «О выборах народных депутатов СССР» 1 декабря 1988.
I. Общие положения. Статья 1. Основы выборов народных депутатов СССР.
[2] Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР».
Глава 13 Избирательная система, Статья 98. Глава 15 Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, Статья 109.
[3] ХРОНОС. Алексий II.
[4.1] Островский А.В. «Глупость или измена? Расследование гибели СССР». Заключение.
[4.2] Там же. Часть третья. У последней черты. Глава 4. Крушение. Государственный переворот.
[4.3] Там же. Часть первая. Время надежд. Глава 5. По «сигнальной ракете». Какая улица ведёт к Храму?
[5] «Русская Православная Церковь в советское время». Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. Книга 2.
[5.1] Документ № 309
[5.2] Документ № 314
[5.3] Документ № 320
[5.4] Документ № 321
[5.5] Документ № 323
[5.6] Документ № 291
[5.7] Документ № 324
[5.8] Документ № 325
[5.9] Документ № 313
[5.10] Документ № 307
[5.11] Документ № 281
[5.12] Документ № 304
[5.13] Документ № 315
[5.14] Документ № 311
[6.1] Большая Советская Энциклопедия. «Денацификация».
[6.2] Там же. «Контрреволюция».
[6.3] Там же. «Революция».
[7] «Обращение вице-президента РСФСР А. Руцкого к военнослужащим вооруженных сил»
[8] Островский А.В. «1993. Расстрел «Белого дома»». Введение. Мятеж или провокация?
[9] Официальный сайт Московского патриархата.
[10] Октябрь 1993 года - «странная революция».
[11] Обращение Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, Священного Синода РПЦ и иерархов, прибывших в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру 08.10.1993г.
[12] Патриарх Кирилл совершил богослужение на белградском подворье Русской Православной Церкви.
[13] Слово патриарха Кирилла после литургии в Неделю мясопустную.

Антисоветчики, РПЦ, Развал СССР, Религия

Previous post Next post
Up