На фото: Представитель германского командования передает протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков. 22 марта 1942 года.
Чего только не выдумают сегодня "адвокаты" Псковской миссии:
"
Благословение Самой Божией Матери - так восприняли отцы Псковской миссии передачу им великой святыни"
"Владыка Иоанн не хотел покидать Россию, его заветным желанием было спрятать Тихвинскую икону и дождаться с ней прихода советских войск.
Владыка Иоанн вместе с приемным сыном своим, ставшие Божиим Промыслом хранителями чудотворной иконы, были насильно эвакуированы немцами"
Патриарх Кирилл: "И святыня покинула не только монастырь, но и землю русскую - как некий знак того, что Господь отвернулся от согрешившего народа"
Иоанн (Гарклавс) слева.
Но если добавить несколько деталей, то картина будет не такая уж благостная. Тогда получится, что миссионеры были хранителями украденной фашистами иконы.
Факт кражи Тихвинской иконы зафиксирован в двух официальных государственных документах. В Акте о разрушении и ограблении немецко-фашистскими оккупантами Успенского Тихвинского монастыря от 17 апреля 1942г.(документ № 1) И в отчете Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков 1945г.(документ № 3)
И теперь получается, что не по божьему промыслу, а по злому умыслу, миссионеры уже сами незаконно вывезли икону сначала из Пскова в Ригу (документ No 16), потом в Либаву, Яблонец-над-Нисоу, а затем в американскую зону оккупации Германии. И, несмотря на протесты РПЦ и МИД СССР, в 1950 году икона оказалась в США.
Описанная попом Николаем Барановичем в рапорте патриарху Алексию(Симанскому) версия “насильственной эвакуации” иконы и миссионеров из Риги разительно отличается от того, как происходила процедура ограбления Успенского Тихвинского монастыря в 1942 и Псковско-Печерского монастыря в 1944.
Во-первых, в г. Тихвине, с целью скрыть преступления, фашисты взорвали и подожгли три церкви Тихвинского монастыря и пять корпусов. А при отступлении из Пскова, они заранее подготовили ценности, отправив соответствующую рекомендацию германского районного комиссара игумену Псково-Печорского монастыря.
Во-вторых икону из Риги вывезли не фашисты, на специально подготовленном транспорте, а поп Николай Веглайс, вместе со своими личными вещами. Какое-то странное “ограбление” получается. И в чем интерес фашиста, украсть бриллиант и положить в карман попу?
Н. Вейглас
В-третьих, Иоанн (Гарклавс) из Риги
курировал Псковскую миссию, созданную под эгидой фашистов. И поскольку он был коллаборационистом, то бежал от наступающей Красной армии, как черт от ладана, предчувствуя неизбежность справедливого возмездия. Впрочем, как и все активные пособники фашистов.
Сомнения вызывает и объективность показаний самого Николая Барановича. Ведь он явно заинтересованный и всем обязанный своим работодателям “свидетель”. Четыре с половиной года Баранович
находился за штатом, а восстановлен и допущен к служению Сергием (Воскресенским) 1 июня 1943 г. С того же дня Иоанном (Гарклавом) назначен вторым священником Свято-Троице-Сергиева женского монастыря.
По поручению Иоанна (Гарклавса), торжественно встретившего икону в Риге, была проведена оценка её стоимости в рижском кафедральном соборе.(документ № 4) Дата оценки совпадает с датой прибытия - 4 марта 1944 г. Что характерно, эта процедура - чисто поповская инициатива, в акте нет упоминаний о присутствии кого-либо из фашистского руководства. Какой-то явно нездоровый интерес проявляет Иоанн (Гарклавс), назначая экспертизу иконы в день прибытия.
31 июля 1944 г. ключарь городского кафедрального собора И. Легкий получает распоряжение епископа Рижского Иоанна (Гарклавса) перевезти икону из городского в монастырский собор.
27 сентября 1944 года, по версии попа Н. Барановича, фашисты прибыли за настоятелем церквей женского монастыря Николаем Веглайсом.
И скорее всего, произошло следующее. Собрав свою семью и вещи, Веглайс воспользовался служебным положением, и по приказу Иоанна (Гарклавса) прихватил ещё и Тихвинскую икону. Не зря же Иоанн (Гарклавс) так торопился оценить икону и распорядился переместить её в женский монастырь. Естественно, с женщинами проще справиться, тем более прикрываясь фашистами. А ведь есть донесение, в котором говорится, что “епископ Иоанн (Гарклава) увез эту икону с собой, несмотря на просьбы духовенства (во главе с протоиереем Н. Македонским) оставить ее в Риге.” (документ No 12)
Вот так, по словам патриарха Кирилла, господь, руками коллаборационистов дал знак, что отвернулся от согрешившего советского народа.
Тихвинскую икону вернул в Россию в 2004 году приемный сын Иоанна Гарклавса Сергий Гарклавс. И сегодня на различных православных сайтах наперебой поют дифирамбы последним хранителям краденой иконы.
Сергий Гарклавс
В 2010 году власти Ленинградской области выделили земельный участок под строительство дома для Сергия возле Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. В 2012 году получил российское гражданство. В декабре 2012 года, накануне своего 85-летия, вернулся в Россию и поселился в Тихвине, возле Тихвинского Успенского монастыря, где нес послушание духовника братии.
[ссылка] Документы(либо фрагменты) по Тихвинской иконе. Нумерация сохранена, как в первоисточнике:
(№ 1)
17 апреля 1942 г.- Акт о разрушении и ограблении немецко-фашистскими оккупантами Успенского Тихвинского монастыря
В Успенской церкви на царских вратах похищены 6 овальных икон и в иконостасе 2 серебряные позолоченные иконы; также похищена икона Тихвинской Божией Матери. С целью сокрытия своих преступлений немцами при отступлении были взорваны и подожжены три церкви Тихвинского монастыря и пять корпусов.
(No 3)
1945 г.- Из отчета Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков
Неописуемому разгрому подвергся Тихвинский монастырь Ленинградской области, в котором с целью сокрытия грабежа взорваны три старинных храма и пять монастырских корпусов... Из Успенской церкви того же монастыря украли 6 овальных икон с царских врат, 2 серебряных позолоченных иконы с иконостаса и икону Тихвинской Божией Матери.
(No 4)
4 марта 1944 г. - Акт осмотра чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в рижском православном кафедральном соборе
1944 года 4 марта комиссия, состоящая из золотых дел мастера Ивана Бэтиня и серебряных дел мастеров Ивана Ридуса и Леонида Ридуса в присутствии Его Преосвященства епископа Рижского Иоанна, священника о[тца]Николая Лауциса, священника о[тца] Василия Евстафьева, заведующего хозяйством рижского кафедрального собора Ивана Платера и юрисконсульта Латвийской епархии помощника присяжного поверенного Ростислава Дидковского, осмотрели по поручению Его Преосвященства епископа Рижского в рижском православном кафедральном соборе из Пскова привезенную и рижскому православному кафедральному собору переданную чудотворную икону Тихвинской Божией Матери с целью установить ее стоимость.
(No 5)
20 декабря 1945 г.- Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР
В Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР
Мною получен от 5 сего декабря от архиепископа Фотия рапорт следующего содержания: «В докладе своем о поездке моей в Среднюю Европу, я, между прочим, сообщил Вашему Святейшеству, что в Праге мною дано письменное поручение о[тцу] Петру Кудринскому отправиться в Мюнхен и вручить находящимся там карловацким архиереям Патриаршее обращение,с целью воссоединения их с Московской Патриархией, причем протоиерей П. Кудринский обязался, кроме того, получить в Мюнхене у еп[ископа] Иоанна(Гарклавса) икону Тихвинской Божией Матери, вывезенную им из Риги, и временно поместить ее в Успенской церкви гор[ода] Праги, впредь до особых распоряжений Патриархии.
No 7
21 июня 1945 г.- Рапорт священника Николая Барановича Патриарху Алексию I об изъятии чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери фашистами из Успенского храма Рижского Троице-Сергиевского монастыря
4 марта 1944 г. чудотворная икона Б[ожией] М[атери]«Тихвинская» была привезена в городской кафедральный собор, где и была после полудня торжественно встречена рижско-градским духовенством во главе с еп[ископом] Иоанном (Гарклав[сом]), еп[ископом] Рижским. Там русская национальная святыня пребывала до 18 (31) июля 1944 г
18 (31) июня 1944 г. ключарь городского кафедрального собора прот[оиерей] И. Легкий получает распоряжение по телефону епископа Рижского Иоанна перевезти икону из городского в монастырский собор ко дню праздника пр[еподобного] Серафима
мы, запаковав икону Б[ожией] М]атери] в ящик, на извозчике доставили к святым воротам м[онасты]ря, где торжественно сестры св[ятой] обители встретили чудотворный образ.
14 (27) сентября та же охрана явилась за настоятелем церквей м[онасты]ря (он же и секретарь по хозяйству экзархата)свящ[енником] Н. Веглайсом
Тогда стало ясно, что икону берут насильно, и, во избежание лишнего и ненужного кощунства со стороны фашистов, сами сестры понесли образ святой к подводе, где уже были нагружены вещи семьи священника Н. Веглайса.
Возле подводы на земле забили ящик, водрузили на вещи свящ[енника] Н. Веглайса, привязали веревками и отправили на пристань, а там пароходом в г. Либаву, где икона чудотворная, как писал свящ[енник] Н. Веглайс, была поставлена в церкви и пред ней эвакуированное немцами духовенство во главе с епископом Рижским Иоанном совершало богослужения. Как передают возвращающиеся с той стороны фронта, духовенство во главе с епископом было из Либавы вывезено в Чехословакию под Прагу; про икону ничего пока не слышно. Дальнейшая судьба нам не известна.
No 9
30 октября 1948 г.- Сообщение помощника уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации полковника Киселева председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову о местонахождении Тихвинской иконы Божией Матери
Секретно.
Репатриированный из Американской зоны [оккупации] Германии советский гражданин Белой Г. Г. сообщил, что в лагере перемещенных лиц в г. Херсбрук (20 км северо-восточнее г. Нюрнберг) по Ямбергерштрассе, 64, у епископа Иоанна Рижского и протоиерея Веглайса Николая находится подлинная икона Тихвинской Божией Матери, захваченная в свое время немецкими оккупантами и вывезенная в Германию рижским духовенством. Икону в ближайшее время собираются вывезти в США. Наш представитель по репатриации в Германии генерал-майор Т. Юркин сообщил об изложенном в Отдел реституций и доложил командованию СВАГ.
Приложение: копия заявления Г. Г. Белого
В Управление уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации
Заявление
Местонахождение подлинной Тихвинской иконы, захваченной в свое время немецкими оккупантами и вывезенной рижским духовенством, следующее: г. Херсбрук, Ямбергерштрассе, 64. Дом на Ямбергерштрассе, 64, принадлежит лагерю ИРО для ДП и заселен привилегированными лицами. Икона находится в первой комнате, направо при входе в упомянутый дом. На дверях надпись «Boznica». Распоряжаются и отвозят в Америку икону епископ Иоанн Рижский и протоиерей Николай Веглайс. Оба живут в том же доме. В недалеком будущем предстоит выезд всей группы с иконой в Соединенные Штаты Америки.
Белой Г. Г. 13 октября 1948 г.
(No10)
8 декабря 1948 г.- Письмо председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССРГ. Г. Карпова А. А. Смирнову(*) по поводу направления в МИД СССР описания Тихвинской иконы Божией Матери
(*)Примечание: Смирнов Андрей Андреевич (1905-1982), в 1943-1949 гг. начальник 39го европейского отдела Наркомата МИД СССР.
(No 11)
5 февраля 1949 г.- Письмо В. А. Зорина(*) Г. Г. Карпову о необходимости создания комиссии для установления подлинности Тихвинской иконы Божией Матери
Примечание: В. А. Зорин, заместитель министра иностранных дел СССР.
(No 12)
8 февраля 1949 г.- Донесение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Патриарху Алексию I по поводу местонахождения Тихвинской иконы Божией Матери
Когда 22 сентября 1944 г. по требованию немцев Рижский епископ Иоанн (Гарклава(32)) вместе с епископом Иаковом Митавским и епископом Даниилом Ковенским и частью духовенства эвакуировался из Риги, он увез эту икону с собой, несмотря на просьбы духовенства (во главе с протоиереем Н. Македонским) оставить ее в Риге.
По сообщению прот[оиерея] Кудринского (г. Врацлава), переданному А. Ф. Шишкину, епископ Иоанн находится сейчас в Мюнхене, в ориентации митр[ополита] Анастасия, и хранит эту икону у себя как некую свою «семейную святыню» и не собирается ее возвращать иначе, как если сам возвратится в СССР.
(No 16)
16 февраля 1949 г.- Письмо председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССРГ. Г. Карпова заместителю министра иностранных дел СССР В. А. Зорину по поводу Тихвинской иконы Божией Матери
Известно также, что из Тихвина икона была привезена в г. Псков, где кто-то из высшего командования (по одним сведениям, даже сам Розенберг) с большой церемонией передал икону в местный собор, а начальник Псковской духовной миссии протоиерей К. Зайц (умер в 1948 г.) принимал эту икону, и он же в начале 1944 года привез икону из Пскова в г. Ригу к митрополиту Сергию (убит немцами в апреле 1944 г.)
В связи с тем, что Патриархия ранее ставила вопрос перед Советом о целесообразности кратковременной поездки в Советскую зону Германии церковной делегации от Патриархии для службы в русских церквах гг. Берлина, Лейпцига и Дрездена и принимая во внимание многократные просьбы Управления информации СВАГ о необходимости приезда представителей Патриарха в Германию, Совет входит с предложением соединить эти две задачи(служба в церквах Советской зоны Германии и получение иконы в Американской зоне - г. Херсбрук) и для этого срочно командировать на двухнедельный срок в Берлин (с поездкой в указанные выше города) церковную делегацию.
Принимая во внимание, что оформление вопроса о поездке займет известное время, Совет такое же письмо написал в Совет Министров СССР т. Ворошилову с представлением проекта распоряжения Совета Министров СССР.
(No 20)
9 апреля 1949 г.- Письмо Г. Г. Карпова А. Я. Вышинскому по поводу обращения митрополита Ленинградского и Новгородского Григория(Чукова) в связи с отказом американских властей вернуть Тихвинскую икону Божией Матери
Секретно. 19 апреля 1949 г. No 382/с.
Министру иностранных дел СССР товарищу Вышинскому А. Я.
Совет при этом направляет текст обращения Ленинградского митрополита Григория по вопросу о иконе «Тихвинской Божией Матери» для опубликования в берлинской печати и просит сообщить замечания МИДа по тексту обращения. Со своей стороны Совет полагал бы целесообразным на второй странице после слов «похитивший икону» вставить «изменник Родины и Матери Церкви бывший епископ Рижский и т. д.». По получении от Вас ответа по рекомендации Совета Патриарх Алексий поручит своему экзарху в Берлине архиепископу Сергию опубликовать обращение в печати.
Приложение: по тексту.
Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпов.
Обращение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова)
Г[осподин] редактор!
Позвольте чрез Вашу уважаемую газету сделать достоянием широкой гласности приводимые ниже факты недостойного отношения представителей американской военной администрации в Германии к религиозным нуждами чувствам верующих людей Православной Русской Церкви.
Всем известно, какие неисчислимые бедствия принесло нашей стране нашествие гитлеровских банд, варварски уничтожавших на своем пути драгоценные памятники русской старины, культуры, искусства, живописи, зодчества...Не пощадили они и священных памятников Русской Православной Церкви, кощунственно уничтожив или разграбив много искони чтимых народом монастырей, огромное количество храмов, святых икон, церковной утвари.
К числу таких памятников священной старины и древнего русского искусства относится и всему православному миру известная и высокочтимая Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. С давних веков в древнем г. Тихвине Новгородской области эта святая икона сияла и своим благодатным светом озаряла весь Северный край Святой Руси, и православные русские люди глубоко чтили и текли на поклонение этой святыне.
Попущением Божиим в дни последней Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровской Германии, во время отступления вражеских войск эта великая и дорогая для русского народа святыня была увезена из Тихвина немцами, прельстившимися, очевидно, ее большими драгоценностями, принесенными в дар чтимой иконе миллионами верующих на протяжении ряда веков. По мере отступления немцев эта святыня оказалась сначала в г. Пскове (в 1943 г.), потом в г. Риге (в 1944 г.) и, наконец (в 1945 г.), вместе с небольшой группой рижского духовенства, бежавшего с немцами, была перевезена в Американскую зону в неизвестном направлении.
С неизъяснимым чувством радости была нами воспринята весть о том, что Управлением репараций и реституции Советской военной администрации в Германии эта святыня была найдена и что 28 сентября 1948 г. на нее предъявлено было американским властям официальное требование об ее возвращении. Однако, вместо того чтобы возвратить икону, американские власти сначала стали отрицать факт нахождения ее в Американской зоне; когда же и свидетельские показания, и фотографические снимки, и, наконец, специальная брошюра, выпущенная в Американской зоне, с одобрения ЮНРА, явно подтвердили нахождение иконы в Американской зоне, отрицать далее этот факт уже не представляется возможным. При этом точно установлено, что кона находится в г. Херсбрук, по Амбергерштрассе, в доме No 64, принадлежащем самим американским властям, у которых укрывается и похитивший икону бывший епископ Рижский Иоанн Гарклав, перешедший в ориентацию митрополита Анастасия, отколовшегося от Русской Православной Церкви.
Тогда высшие официальные лица Американской зоны оккупации Германии стали заявлять, что они не возвращают икону потому, что якобы этим они защищают интересы верующих и способствуют удовлетворению их религиозных потребностей. Однако поведение американских властей явно обнаруживает лживость их заявлений. На просьбу допустить представителей Русской Православной Церкви в Американскую зону к месту нахождения иконы они отвечают отказом .
По благословению главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и от имени верующего народа всего северного края нашей Родины как митрополит Ленинградский и Новгородский, в области которого находится г. Тихвин - место исконного нахождения и почитания чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери,- я решительно и настойчиво протестую против таких незаконных и произвольных действий американских властей, насильно задерживающих возвращение на Родину нашей родной великой святыни, прикрываясь всякого рода формальными отговорками, и уверен, что все православные верующие нашей великой Родины и самой Америки, равно как и всех других стран мира, присоединят свой голос к моему справедливому протесту и вместе с нами осудят незаконные действия американских властей.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.
(No 21)
24 июня 1949 г.- Справка по вопросу о вывозе иконы Тихвинской Божией Матери за пределы СССР и об отказе в ее возвращении
Маршал СССР тов. Соколовский, в бытность его Главноначальствующим Советской военной администрации в Германии, сообщил в МИД СССР о том, что в период немецкой оккупации гор[ода] Тихвина немецкими захватчиками была вывезена так называемая икона «Тихвинской Богоматери», которая находится в Американской зоне оккупации Германии, гор[оде] Херсбрук, у бывшего Рижского епископа Иоанна. В осмотре и реституции этой иконы американцы ответили отказом по мотивам, что якобы эта икона не является Тихвинской, а вывезена из Латвии.
Тов. Соколовский поставил вопрос подобрать авторитетных в церковных кругах высококвалифицированных представителей Церкви, которые могли бы по первому требованию прибыть в Берлин для последующего выезда в Американскую зону для опознания и в случае возможности получения самой иконы. В связи с этим Советом были собраны необходимые документы, подтверждающие факт вывоза немцами из г. Тихвина указанной иконы и место ее нахождения.
В качестве представителей Московской Патриархией были намечены епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий (Ларин Сергей Иванович), управляющий делами Московской Патриархии Николай Федорович Колчицкий и наместник Троице-Сергиевской лавры архимандрит Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович), видевшие лично эту икону и могущие опознать ее.
О командировании в Германию указанной делегации Совет вошел с ходатайством в правительство 16 февраля 1949 года. Позже были получены из МИД СССР данные о том, что американцы не отрицают факта нахождения «Тихвинской иконы» в зоне их оккупации, но отказывают в самой выдаче иконы по причинам необходимости ее для религиозных нужд местного населения.
Член Совета Уткин.