или притча о том, как агнцы становятся львами.
Новый фильм Ридли Скотта ставит в тупик. Сугубо коммерческого режиссера трудно представить в ином амплуа, но его «Робин Гуд» разительно отличается от прочих голливудских блокбастеров. Конечно, в нем присутствуют стандартные элементы: «фрейдистский» штамп о взаимоотношениях отца и сына, любовная линия между главными героями, но эти элементы скорее для галочки, они явно отодвинуты на второй план основным содержанием.
Прогулки с йоменами
В фильме чувствуется влияние европейского, а точнее британского кинематографа с его стремлением к предельному реализму, подражанием документальному кино. Как режиссер, Ридли Скотт сформировался все-таки в родной для него английской среде. Явный успех - созданная им атмосфера средневековой Англии. Режиссер с мастерством настоящего художника пишет картины бытовой жизни королевского двора, дворянских усадеб, крестьянских хозяйств. Буквально каждый кадр фильма насыщен «правдой жизни»: от пейзажей с лесами и замками до крыс на обеденном столе дворянина. Аналогично режиссер рисует и портреты своих персонажей. В них нет ничего лишнего. Даже похабные шутки - это не юмор ниже пояса американских молодежных комедий, а мазок кисти, дополняющий картину нравов, царящих в простонародье. Прекрасно подобрано и музыкальное сопровождение. Наиболее яркие с этой точки зрения сцены - праздники в деревне близ Ноттингема. Все эти живые подробности и элементы сплетаются в вихре народных танцев, создавая поразительный эффект присутствия.
Этим «Робин Гуд» напомнил многочисленные британские фильмы о современных обитателях городского дна, в которых авторам удается достичь аналогичного эффекта. Сходству способствует и подбор актеров. Принц Иоанн и его ближайший приспешник-предатель больше всего напоминают парочку гангстеров турецкого происхождения из южного Лондона, которые попали на экран из среднестатистического фильма Гая Ричи.
Два класса, два бога.
Свой метод изображения обыденной жизни режиссер распространяет и на социальные реалии. И это тоже характерная черта творчества современных британских деятелей культуры, ведущих повествование от лица представителей рабочего класса. В обществе «Робин Гуда» голливудский режиссер с поразительной пролетарской прямотой демонстрирует два социальных полюса.
Представители правящей династии - это сборище типов, способных вызывать лишь ту или иную степень отвращения. Все мы привыкли к изображению Ричарда Львиное Сердце как сурового, но справедливого монарха. В фильме же это лицемерный, безжалостный, вероломный ублюдок, готовый ради военных авантюр пустить по миру собственный народ, а родную мать и брата заточить в темнице. Что уж говорить о жителях Палестины и Франции, которых он грабит и убивает, прикрываясь именем бога. Иоанн в свою очередь и вовсе лишен единственного положительного качества старшего брата - личной храбрости. Их маменька на первый взгляд проявляет больше благоразумия, но по ходу фильма становится понятно, что главный предмет ее забот - это благополучие собственной семейки, а отнюдь не интересы страны.
Закономерный итог разложения знати олицетворяют молочный брат нового короля - сэр Годфри и шериф Ноттингемский. Эти деятели, словно сошедшие со страниц национал-патриотической литературы о компрадорском характере правящей «элиты», являются англичанами только в те жизненные моменты, когда это выгодно. Ради личных интересов они предают все: правящую династию, страну, народ.
На другом социальном полюсе - бедные, грубоватые, порой жестокие, не лишенные многочисленных недостатков, но все же «честные малые». Это и будущий Робин Гуд, его соратники по военным походам, крестьяне, лесная колония беспризорников. Режиссер показывает, как классовый конфликт раскалывает и само дворянство. В фильме есть королевские льстецы и их антагонисты - северные бароны, готовые с оружием в руках требовать от короля подписания Хартии вольностей. Есть слуги короны, грабящие собственный народ, и есть леди Мэриан, которая лично вместе с крестьянами пашет землю. Не остается в стороне от данного процесса даже церковь. Лицемерный священник, отправляющий епископу в Йорк зерно крестьян, оставшихся без запасов, - это представитель ненавистного класса феодалов. Другое дело - веселый монах-медовар Тук, быстро соглашающийся экспроприировать церковный обоз. Это уже представитель своей, народной церкви.
Точно так же и бог на каждом из полюсов свой. Для знатной верхушки он лишь предлог пограбить и унизить собственный и любой другой народ, для «честных малых» - это олицетворение закона всеобщей справедливости.
Поднимайтесь снова и снова, пока львами не станут агнцы.
Именно этим девизом можно выразить основное содержание фильма. Все описанное выше - это фон, на котором разворачивается сюжет, представляющий условную схему, универсальную для всех времен, превращения несознательного представителя социальных низов в лидера революционных масс. Условность подчеркивают явные исторические нестыковки, противоречия с легендарным образом благородного разбойника.
Первоначально Робин - это обычный бродяга, готовый за скудное жалование выполнять чудовищные приказы короля. После десяти лет рефлексии по поводу грабежей, массовой резни и побоищ главный герой приходит к пониманию несправедливости происходящего. Об этом он честно говорит самому королю и с тех пор становится настоящим народным трибуном, произносящим при каждом удобном случае эгалитарные речи. После возвращения на родину Робин по воле случая оказывается ответственным за жизнь бедных крестьян и решительно становится на их защиту. Поверив обещаниям нового короля даровать стандартные «буржуазно-демократические» вольности, «честные малые», как и во все трудные времена, спасают отечество от завоевателей. Французы намеренно показаны как вневременное олицетворение абсолютного зла. Сцена массового сожжения мирных жителей в амбаре, например, в деталях, за исключением финала, повторяет аналогичную сцену их фильма «Иди и смотри». Но вместо благодарности король, естественно, сжигает обещанную Хартию и объявляет Робин Гуда вне закона, по старой традиции оправдывая свое вероломство волей бога.
Робин Гуд с соратниками тем временем уходит в Шервудский лес и создает там коммунистическую общину, в которой каждому достается равная доля от даров природы. Утопично? А чего вы хотели от коммунизма в условиях феодального общества, да еще и изображенного голливудским режиссером?
(Опубликовано -
rksmb.ru/get.php)