Наброски к книге по Кампучии. Кампучийский социализм. Часть 4.

Feb 02, 2025 01:31


Когда «исследователи» и «историки» говорят о непосредственном проведении эвакуации, то они постоянно упоминают, что «тысячи» или даже «десятки тысяч» человек погибли в ходе «варварского переселения», а также «были расстреляны красными кхмерами». Уже приводимая ранее пропагандистская книга «Кампучия: крах маоистского эксперимента» описывает эвакуацию как «исход, представший собой страшную картину». Естественно подобные оценки берут откуда-то свое начало.

Впервые заявления о массовых «ужасах эвакуации» появились в западной прессе со слов «очевидцев» - некоторых послов буржуазных стран и иных иностранцев, наблюдавших за процессом из французского посольства, и журналистов. Естественно послы, депортируемые из страны, как и журналисты, были заинтересованы в весьма однобоком освещении события, дабы впоследствии назвать эти события «величайшим злодеяний с тех пор, как нацисты загоняли евреев в газовые камеры», как это сделал американский обозреватель Джек Андерсон. Подробнее «ужасы эвакуации» описал известнейший распространитель легенды о «геноциде в Кампучии» Франсуа Поншо.



Советские пропагандисты, к слову, когда рассказывали об «ужасах эвакуации», не стеснялись не то что цитировать, но и прямо ссылаться на западную прессу. Например, в сборнике «Кампучия: от трагедии к возрождению» прямо цитируется статья из газеты «Ридерс дайджест», который (да прямо из «Википедии» цитирую!): «сохранил консервативные и антикоммунистические взгляды на политические и социальные вопросы». Кстати, именно Советский Союз лучше всего опровергает байки об «ужасах эвакуации» одним этим фактом. Дело в том, что, как уже было сказано ранее, до конца 1977 СССР на словах относился положительно к кампучийской революции, никакие рассказы из западной прессы не ретранслировал. Некоторые апологеты советских ревизионистов утверждают, дескать Советский Союз тогда еще «не был в курсе тех зверств». Однако, как показывает этот сборник, советские пропагандисты не стеснялись брать информацию прямо из антикоммунистической прессы западных стран, то есть они были прекрасно осведомлены об этих «фактах». И это означает либо то, что Советским Союзом руководили невероятные лицемеры, которые поддерживали «кровавый режим» и пытались включить его в свою зону влияния несмотря на «преступления», а факты «преступлений» стали публиковать только после того, как «кровавый режим» отказался подчиняться. Либо то, что в Советском Союзе знали реальную обстановку в Кампучии, а широкомасштабная пропагандистская кампания, шедшая в один голос с такой же кампанией капиталистических стран, была развернута лишь в тот момент, когда готовилось вторжение в Кампучию и продолжилась после вторжения. Причем в момент развертывания пропагандистской кампании, никак не комментировался тот факт, что в 1975-77 Советский Союз относился положительно к кампучийским революционерам.

Опровержением лжи об «ужасах эвакуации» я вовсе не хочу сказать, что эвакуация прошла идеально и абсолютно без жертв. Конечно нет! Перемещение столь большого количества человек в столь сжатый срок, безусловно, не могло пройти гладко. Где-то были перегибы, а где-то больные и истощенные люди (напоминаю, что в Пномпене были серьезные проблемы с продовольствием) не выдерживали пути и умирали (хотя стариков и больных, по возможности, старались вывозить имеющимся транспортом, которого у красных кхмеров было немного). Однако смысл эвакуации был в сохранении нескольких миллионов жизней людей, которые вынуждены были бы умереть в случае, если бы эвакуация не была осуществлена. Также имеются некоторые положительные свидетельства об эвакуации, которые не берутся во внимание «исследователями», и заваливаются массой баек об «ужасах эвакуации».

Также отдельно стоит отдельно упомянуть о численности населения Пномпеня в период Демократической Кампучии. Широко распространено подобное мнение, что город был пустынным: «Пномпень превратился в город-пустыню, в опустошенный город, где даже дипломатам трудно было обеспечить себе продукты питания, не было врачей и даже аспирина» («Китайское руководство во главе с Дэн Сяопином предприняло военное нападение на Вьетнам», Zëri i Popullit, 21 февраля 1979 г.). Известны кадры югославской делегации тележурналистов, которые в 1978 запечатлели пустынные улицы Пномпеня и задали об этом соответствующий вопрос Пол Поту, на который он ответил обоснованием причин необходимости эвакуации. В действительности Пномпень не был пустынен. Олег Самородний, комментируя кадры югославской делегации, заявил, что в Пномпене жило около 100 тысяч человек. Однако нигде более такая цифра не встречается и, вероятнее всего, этот исследователь взял среднюю цифру из тех, что даются.

Наверное самой известной в советской пропаганде оценкой населения Пномпеня в период существования Демократической Кампучии, является неоднократно повторенная цифра 20 тысяч человек. В книге «Кампучия: крах маоистского эксперимента» говорится: «Вместо 3 млн. в Пномпене осталось всего 20 тыс. человек, в основ ном солдаты, офицеры, административный аппарат». Однако в статье «План потерпевший провал: китаизация Кампучии» Рауля Вальдеса Виво, члена секретариата ЦК «компартии» Кубы, говорится: «В Пномпене официально осталось 30 тысяч человек! На самом деле не осталось никого, за исключением Пол Пота, Иенг Сари и других китайцев...» («Кампучия: от трагедии к возрождению». М.: Издательство политической литературы, 1979). Не будем хохмить над «китайцем Пол Потом», а запомним данную «официальную цифру».

Наибольший смех в том, что в этом же сборнике в статье А.Усватова и Г.Шмелева приведена другая цифра и тоже подписанная как «официальная»: «В Пномпене прежде жило свыше двух миллионов человек. Теперь, согласно заявлению одного из лидеров кампучийского режима, Иенг Сари, здесь насчитывается не более 200 тысяч жителей»

И вот уже в «Советском энциклопедическом словаре» (за предоставление цитаты и фотографии из словаря выражаю огромную благодарность блогеру lefturals) 1985 года издания в статье «Пномпень» (стр. 1013) дается такая же оценка в 200 тысяч человек на 1977 год



Такая же оценка населения Пномпеня, но уже на 1979 год, содержится в изданном в 1982 «Атласе мира (Зарубежная Азия)» (см. стр. 32).

И, вероятнее всего, именно оценка в 200 тысяч человек на 1977-78 годы соответствует действительности. Дело в том, что сразу же после эвакуации в город были возвращены и жили в промышленных районах, а также в пригородах города, рабочие восстанавливаемых после войны предприятий. Также в городе находился административный аппарат партии и правительства, дивизия революционной армии и дипломатические работники. Оценка в двухсоттысячное население Пномпеня подтверждается американскими делегатами (марксистско-ленинской партии), которые беседовали с Йенг Сари и, следовательно, давали официальные данные правительства Демократической Кампучии: «Сегодня в столице живут и работают 200 000 человек, и с каждым месяцем их становится все больше.»



Рабочие бригады убирают обломки и мусор, 1978 год. Фото американских делегатов



Пномпень, 1978 год. Фото канадской делегации марксистско-ленинской Лиги



Фото из норвежской газеты Klassekampen, 1978 год



Рабочие у фабрики. Пномпень, 1978. Фотография из газеты Klassekampen

Реквизиты для желающих поддержать: 2200 1529 1214 1705. Заранее всех благодарю

Previous post Next post
Up