Попалась хорошая статья антиревизионистов от 7 декабря 1978 года с некоторыми любопытными фактами о кампучийско-вьетнамском конфликте. Как обычно привожу перевод статьи и кое-какие комментарии.
Вьетнам стремится свергнуть правительство Камбоджи
Восемь лет назад вьетнамские и камбоджийские партизаны бок о бок сражались против вторжения Никсона в Камбоджу. Сегодня две страны смотрят друг на друга через оружейные прицелы. Ханой утверждает, что повстанческие камбоджийские войска организуют восстание в районах вблизи вьетнамской границы. Камбоджа (Кампучия) возражает, что «повстанцы» являются вьетнамцами и что вьетнамские агенты пытаются свергнуть правительство в ее столице Пномпене.
Кто говорит правду? Неужели два бывших союзника теперь борются друг с другом, чтобы увидеть, кто из них будет господствовать в Юго-Восточной Азии?
Чтобы решить эту головоломку, нужна еще одна деталь - Советский Союз. С момента полного поражения США в 1975 году Советы маневрировали, чтобы включить Индокитай в свою сферу контроля. Эта некогда социалистическая, а теперь капиталистическая страна приобрела значительное влияние в правительстве Вьетнама. Они используют это влияние, чтобы раздувать пограничные различия между вьетнамцами и кампучийцами.
Советский Союз, который никогда не поддерживал камбоджийскую революцию, особенно стремится дискредитировать и разгромить ее лидеров теперь, когда они строят социализм. Они хотят нарушить независимость Демократической Кампучии, чтобы укрепить просоветский южный фланг в своей стратегии окружения Китая. Они хотят стать доминирующей державой во всей Азии.
Прошлые противоречия
Даже когда обе страны воевали с американским империализмом, существовали различные разногласия. В 1967 году крестьяне в Западной Камбодже, почти безоружные, восстали против своего правительства. Камбоджийские коммунисты оказались перед выбором: присоединиться к народному восстанию или объединиться с правительством, которое предоставило помощь и убежища Вьетнамскому фронту национального освобождения.
Они присоединились к восстанию, несмотря на возражения вьетнамцев, которые говорили, что как только Южный Вьетнам будет освобожден, Камбоджа равно последует за ним. Это стало началом народной войны за освобождение Камбоджи. Благодаря этому правильному решению, когда США организовали переворот Лон Нола в Камбодже в 1970 году, Коммунистическая партия Кампучии и ее вооруженные силы смогли продолжать предоставлять убежище и снабжение вьетнамским боевикам. А в 1975 году камбоджийский народ был освобожден от США и их марионетки Лон Нола своими собственными усилиями.
После того, как война закончилась и у двух стран больше не было общего врага, отношения ухудшились. Например, камбоджийцы попросили вьетнамцев покинуть свои бывшие убежища вдоль тропы Хо Ши Мина вниз через Восточную Камбоджу: вьетнамцы медлили и буксовали .
На самом деле, план Вьетнама состоял в том, чтобы создать индокитайскую федерацию, в которой вновь воссоединенный Вьетнам играл бы роль старшего брата для Лаоса и Камбоджи. По сей день в Лаосе базируется столько же вьетнамских войск, сколько в лаосской армии (30 000 человек). Правительство Демократической Кампучии не хотело быть частью такой федерации. (Здесь важно отметить то, что летом 1975 Пол Пот, Йенг Сари и Нуон Чеа во время визита во Вьетнам урегулировали эти противоречия и до 1977 отношения между двумя странами были дружескими - прим.)
«ПОГРАНИЧНАЯ ВОЙНА»
В прошлом году дела пошли к самому худшему. Дважды за последние 12 месяцев вьетнамская армия, одна из пяти крупнейших сухопутных армий в мире, продвигалась на расстояние до 40 миль вглубь Кампучии, прежде чем была остановлена ценой значительных потерь. Их целью был не захват территории, а провоцирование краха кампучийского правительства. Камбоджийские войска ответили ударом по Вьетнаму в качестве предупреждения.
Американская пресса сообщает об этом как о «пограничной войне», но все стороны сходятся во мнении, что речь идет о свержении правительства Кампучии. Основная тактика Вьетнама в настоящее время заключается в спонсировании, вооружении и руководстве «восстаниями» камбоджийских ренегатов, некоторые из которых являются давними агентами Вьетнама.
ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ
Советское влияние во Вьетнаме росло по мере того, как опустошенная страна принимала послевоенную экономическую помощь и советы от России, а вместе с ними и модель экономического развития. Он подчеркивает, что строительство тяжёлой промышленности важнее создания прочной политической и экономической базы в социалистическом сельском хозяйстве. Путь опоры на союз рабочих и крестьян как оплот революционного строя был впервые опробован китайцами.
Зависимость Вьетнама от советской помощи начала цементировать страну в советском блоке. Недавно он присоединились к СЭВ, экономическому объединению Советского Союза, основанному на восточноевропейских государствах-сателлитах. Вьетнамский план по строительству страны требует 3 миллиардов долларов иностранной помощи в течение следующих шести лет.
В то же время вьетнамцы все больше принимали советскую международную линию. Они стали настроены радикально антикитайски, спровоцировав недавние пограничные инциденты и изгнав тысячи этнических китайцев из северной части страны, назвав Китай «главной угрозой миру во всем мире».
Трудно сказать, какая политическая борьба за эту политику шла в Трудовой Партии Вьетнама. Известно, что за последние два года значительная часть ее руководства подверглась чистке.
Во время всего этого камбоджийский народ также столкнулся с выбором о том, как восстановить свою истерзанную войной страну. Большая часть населения была вытеснена американскими бомбардировщиками в столичный город Пномпень, где они выжили благодаря американской продовольственной помощи диктатору Лон Нолу. Чтобы избежать массового голода и застроить сельскую местность после свержения Лон Нола, камбоджийскому правительству пришлось рассредоточить 3 миллиона человек из столицы обратно на поля и в деревни. Народ организовывал сельскохозяйственные коммуны и строил грандиозные планы по восстановлению дамб, водохранилищ и сельскохозяйственных угодий. Им удалось существенно повысить уровень потребления продовольствия на душу населения и даже иметь достаточно для начала экспорта риса. В строительстве социализма, как и в освободительной борьбе, кампучийский народ опирается на свои собственные усилия.
ЗЛОДЕЯНИЯ?
Этот период децентрализации и революционных преобразований принес с собой всевозможные беспочвенные клеветнические обвинения в зверствах во время кампучийской борьбы. Советский Союз и Вьетнам присоединились к хору тех в США, которые изображают Камбоджу как одну огромную кровавую баню, обезумевшую от революции горстку, провозглашающую смерть и диктатуру повсюду.
Азиатское издание Newsweek, например, напечатало фотографии злодеяний, которые Washington Post, дочерняя компания Newsweek, отозвала как поддельные несколькими месяцами ранее.
Не исключено, что эксцессы были и в Кампучии, и во Вьетнаме тоже. Когда люди свергают систему, которая угнетала их на протяжении веков, это не похоже на бал дебютанток. Но в целом не может быть никаких сомнений в том, что стабильность, независимость и социалистическая демократия Кампучии являются огромными достижениями.
Кампучия является прочной силой мира и независимости в той части мира, которую жаждет советская империалистическая сверхдержава. По этой причине она получила признание и поддержку как со стороны социалистических стран, так и со стороны революционных движений в Азии. Китай долгое время занимал нейтральную позицию в споре, даже после первых вторжений Вьетнама в Кампучию. Еще год назад китайская помощь Вьетнаму была на 50% выше, чем помощь Демократической Кампучии (вот этот факт очень интересен. Как мы помним брежневская пропаганда рисовала Кампучию как «маоистский эксперимент». И снова врала! - прим.).
Когда его попытки договориться о мирном урегулировании разбились о скалы продолжающейся агрессии Вьетнама, Китай активизировал помощь и поддержку Камбодже. Кроме того, Китай занял решительную боевую позицию в конфликте на границе с Вьетнамом, оказывая давление, чтобы не дать вьетнамцам сосредоточить все свои силы в Кампучии.
Конфликт между Вьетнамом и Кампучией ясно показывает, как отравляющая роль сверхдержав, сначала США, а теперь Советского Союза, в Юго-Восточной Азии разжигала войны и причиняла огромные страдания людям.