Публикую отрывки из интересной и обстоятельной статьи норвежских коммунистов.
Печальная и опасная ситуация.
Развитие освободительной войны Вьетнама против американского империализма имело большое значение для борьбы между марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна с одной стороны, и ревизионизмом - с другой. Освободительная война в Южном Вьетнаме началась всерьез в 1959-61. Это совпало с судьбоносными дебатами между коммунистами во главе с Мао и ревизионистами во главе с Хрущевым. Мао говорил, что только революция может привести к социализму. Он говорил, что только национально-освободительные войны могут освободить угнетенные народы от империализма. Хрущев выступал за «мирный и парламентский путь к социализму». Он советовал коммунистам примириться с империализмом и говорил, что освободительное движение должно прекратить вооруженную борьбу.
Вьетнамские революционеры добились успехов в борьбе против Японии и Франции, потому что они изучили и адаптировали классиков марксизма-ленинизма к своим условиям. Среди классиков, которых они изучали, был и Мао. Во время борьбы, которая привела к великой победе при Дьенбьенфу, вьетнамцы изучали такие книги, как «О затяжной войне», и вьетнамские книги, основанные на исследованиях Мао.
В 1959-1961 годах вьетнамцы сопротивлялись давлению Хрущева, который хотел, чтобы они прекратили борьбу. Он сказал, что война во Вьетнаме может стать искрой, способной начать ядерную войну, которая уничтожит все. Он также оказывал давление на революционеров в Лаосе. Лаосский лидер принц Суфановонг отверг совет Хрущева сдаться. Вьетнамцы и лаосцы получали последовательную поддержку со стороны Мао и КПК. Они прорвали барьеры, воздвигнутые советскими ревизионистами, и тем самым заложили основы последующей победы над американским империализмом.
Таким образом, освободительная война во Вьетнаме была также живой критикой линии Хрущева на отказ от борьбы против империализма. Война имела большое значение для борьбы марксистов-ленинцев против ревизионистов во всем мире и для развития национально-революционного освободительного движения, противостоящего ревизионизму во многих странах третьего мира.
Сегодня правительство объединенного Вьетнама вместе с СССР выступает против марксизма-ленинизма в Китае и Кампучии. Но Вьетнам никогда бы не воссоединился, если бы вьетнамские коммунисты не оказали сопротивление СССР и не развязали освободительную войну вопреки воли Советов и при поддержке Китая.
До 1964 года Советский Союз отказывался помогать вьетнамцам даже копейкой. После падения Хрущева эта политика была изменена. Освободительная борьба во Вьетнаме шла настолько успешно, что можно было предсказать поражение США. Отношения между Вьетнамом и Китаем были очень тесными и очень хорошими. Брежнев считал, что его империалистическим интересам лучше всего послужит оказание определенной помощи и таким образом попытка получить некоторое влияние на Вьетнам. Поддержка сопровождалась жестким дипломатическим давлением на Вьетнам, те из нас, кто в то время занимался солидарной работой для Вьетнама, были проинформированы о том, что Советский Союз пытается оказать давление на правительство Вьетнама, чтобы оно вело переговоры с США, что означало бы отказ от освободительной войны. Вьетнамские представители, работавшие в восточноевропейских столицах, подвергались притеснениям.
По мере того как война продолжалась, а разрушения во Вьетнаме расширялись, советская «помощь» увеличивалась. «Помощь» всегда сопровождалась давлением и требованиями компенсации. Часть «помощи» явно выплачивалась в иностранной валюте. С целью заставить вьетнамцев изменить свою политику, Кремль отказался предоставить некоторые из самых современных советских вооружений. Все это показывает, что эта «помощь» действительно была орудием насквозь империалистической политики, а не результатом желания поддержать вьетнамский народ.
Отношение СССР к освободительной войне Кампучии
Случай с Кампучией показывает, что советская помощь предоставлялась только для того, чтобы получить влияние, и только в обмен на адекватную компенсацию.
После переворота Лон Нола и американского вторжения в 1970 году освободительная война в Кампучии быстро развивалась. СССР отказался поддерживать войну любыми средствами. Советский Союз признал Лон Нола. Советский Союз оказал Лон Нолу экономическую помощь, обеспечил военные перевозки из Вьетнама вверх по Меконгу в Пномпень и до последнего момента держал дипломатов при Лон Ноле. Чехословакия, советская колония, управляла оружейным заводом для Лон Нола в Пномпене, пока освободительная армия не сожгла его. Советские дипломаты пытались завербовать студентов в Пномпене в легальную, просоветскую «коммунистическую» партию, которая должна была поддерживать правительство!
Почему «помощь» Вьетнаму, но не поддержка освободительной борьбы в Кампучии? Потому что тамошний освободительный фронт, руководимый Коммунистической партией Кампучии, не желал допустить какого-либо влияния социал-империализма. До тех пор, пока Советский Союз не имел влияния, освободительные силы не получали никакой поддержки.
Когда в 1975 году был освобожден Пномпень, советские дипломаты заперлись в своем посольстве за тяжелой стальной дверью, надеясь, что таким образом им разрешат остаться в городе и связаться с революционным правительством. Солдаты-освободители обстреляли стальные двери ракетами и выслали дипломатов из страны вместе с другими иностранцами, которые поддерживали Лон Нола.
Китай последовательно поддерживал Вьетнам
Интернационалистская помощь Китая резко контрастирует с этим. В критический период до 1964 года вся военная помощь вьетнамскому народу поступала из Китая.
Китай продолжал оказывать помощь каждый год до тех пор, пока война не была выиграна. В Китае были заводы, производящие товары народного потребления для населения Северного Вьетнама. Китай, который сам является бедной страной, до недавнего времени осуществлял крупные проекты по развитию вьетнамской экономики.
Китай никогда не требовал высоких ставок, процентов или политических компенсаций за эту помощь. Она также не использовала помощь для того, чтобы внедрить агентов в партию или государственный аппарат.
Ситуация во Вьетнаме плохая
Мы сожалеем, что вынуждены констатировать, что экономическая ситуация во Вьетнаме после освобождения в 1975 году оставляет желать лучшего. Мы пришли к такому выводу на основании докладов норвежских и иностранных революционеров и антиимпериалистов. Наш вывод согласуется с тем, что пишут честные репортеры.
Экономика ухудшилась, несмотря на то, что в 1954 году в северной части страны было создано социалистическое государство, что социализм строился там в течение 24 лет, несмотря на то, что объединенный Вьетнам в 1975 году захватил у США большое количество военной техники и других поставок, несмотря на обширную экономическую помощь со стороны Китая, СССР и некоторых западных стран.
После трех лет мира Вьетнам все еще не обеспечивает себя рисом, но вынужден импортировать его в больших количествах, чтобы избежать голода, но не может гарантировать оплату. Несмотря на импорт риса, ощущается явная нехватка продовольствия, во всяком случае, в некоторых районах на юге.
Для сравнения, за те же три года Кампучия стала самодостаточной в рисе и даже смогла пожертвовать рис Лаосу, который также испытывает проблемы с поставками продовольствия. По сравнению с Вьетнамом, Кампучия имеет меньшее население, менее механизирована, не получала никакой помощи и, по крайней мере, так же сильно пострадала от войны. Кампучия, похоже, решила свою продовольственную проблему, в то время как во Вьетнаме недостаточное производство продовольствия, по-видимому, останется проблемой еще несколько лет.
Вьетнамская промышленность развивается слабо. Планы не выполняются. Пожертвованные материалы и оборудование долгое время остаются неиспользованными. Некоторые из них были разрушены.
В Хошимине (бывший Сайгон) сотни тысяч людей до сих пор не выполняют никакой производительной работы. Западные антиимпериалисты, побывавшие в городе, сообщают, что к ним приставали на улицах и предлагали проституток, наркотики и товары черного рынка. Европейцев часто путают с россиянами, которые, очевидно, являются рынком сбыта таких услуг и товаров.
В частном порядке городские власти признают, что проблемы огромны. Они указывают на то, что им не удалось создать предприятия, способные обеспечить рабочие места для широких слоев населения, которые ранее содержались американскими оккупантами. Другими словами, это означает, что у сотен тысяч людей нет другого выбора, кроме как пытаться выжить изо дня в день, и часто вынуждены прибегать к проституции и преступности.
Кроме того, в той же Кампучии было непродуктивное количество беженцев, насчитывавшее, возможно, более миллиона человек в нескольких крупных городах. Эта проблема была решена путем эвакуации этих людей в сельскую местность и организации производства продуктов питания. Враги Кампучии назвали это «ужасным» и заявили, что Вьетнам более «гуманный». Но Кампучия самодостаточна в еде. С другой стороны в «гуманном» Вьетнаме ощущается нехватка продовольствия и сотни тысяч городских жителей являются безработными и живут в плачевных условиях.
В чем причина такого плачевного положения вьетнамской экономики? Мы думаем, что это ошибки, вызванные неуклонно растущим влиянием социал-империализма в партии и правительстве.
Обострившаяся внутренняя обстановка является внутренней вьетнамской основой агрессивной войны против Кампучии. Внешней основой являются происки социал-империализма, направленные на свержение диктатуры пролетариата в Кампучии. Но всем известно, что Кампучия имеет небольшое население в 8 миллионов человек и сравнительно небольшую армию, тогда как Вьетнам имеет население более 40 миллионов и армию в несколько сотен тысяч солдат, оснащенных большим количеством трофейной американской техники, а также самой современной советской техникой. Вьетнам призвал народ Кампучии свергнуть его правительство. Различные иностранные источники предполагают, что Вьетнам может захотеть завоевать Пномпень и установить провьетнамское правительство. Но никто не предполагал, что Кампучия может стремиться к завоеванию Вьетнама.
Кампучия преодолела большие трудности, но ситуация по-прежнему критическая. Кампучия нуждается в мире для того, чтобы закрепить прогресс в производстве, развить экономику, а также на этой основе увеличить необходимую торговлю с зарубежными странами. Безнадежная война против Вьетнама не отвечает интересам Кампучии.
С другой стороны, у вьетнамских лидеров есть большие внутренние проблемы, от которых нужно отвлечь, и это хорошо известный метод отвлечения от внутренних проблем путем агрессивных внешних войн и завоеваний. Опираясь на чистую военную мощь, они могут надеяться завоевать значительную часть Кампучии. Кроме того, социал-империализм заинтересован в такой войне, чтобы ухудшить отношения между Вьетнамом и Китаем и сделать Вьетнам еще более зависимым от СССР. Советский Союз, похоже, получил несколько военных баз во Вьетнаме. Вьетнам и Советский Союз взяли на себя реакционную пропагандистскую кампанию против Кампучии, начатую американским империализмом в 1975 году. С какой целью все это происходит, кроме как для того, чтобы заложить основу для вьетнамского вторжения?
Правительство Кампучии заявляет, что Вьетнам намерен завоевать Кампучию, чтобы включить страну в будущую «Индокитайскую федерацию», в которой будет доминировать Вьетнам. Это сделало бы Вьетнам крупной державой в Юго-Восточной Азии. Более непосредственными целями являются эксплуатация экономики Кампучии и, в частности, производства продуктов питания. Кампучия опубликовала серию признаний вьетнамских военнопленных. Среди них бывшие слуги армии Тхиеу и проамериканские кхмеры из Вьетнама, которым были обещаны различные привилегии, если они будут воевать против Кампучии.
То, что мы знаем о войне против Кампучии, дает нам основания беспокоиться о Лаосе; Лаос - небольшая страна с населением в четыре миллиона человек. Количество вьетнамских солдат, дислоцированных в настоящее время в Лаосе, выше, чем количество солдат в собственной армии страны. Наши источники сообщают, что вьетнамское правительство использовало свое могущественное положение для вымогательства территориальных и экономических привилегий. Учитывая нынешнюю экспансионистскую политику вьетнамского правительства, будущее независимого государства Лаос представляется весьма сомнительным.
Преследования во Вьетнаме
Преследование китайских граждан является еще одним выражением внутренних трудностей и советских интриг, определяющих нынешнюю вьетнамскую политику.
Некоторые ревизионисты и другие буржуазные репортеры в Норвегии повторяют вьетнамскую пропаганду о том, что китайские беженцы - это «капиталисты», бегущие от вьетнамских мер против «черных рынков» и т. д. Это абсурд. Во Вьетнаме проживает более миллиона китайцев. Неужели они все капиталисты? По словам официальных вьетнамских представителей, большинство из них - рабочие и крестьяне.
В Хошимине большой контингент китайцев. Представитель Вьетнама сообщил провьетнамскому датскому репортеру, что 30 процентов из них выразили желание уехать. Неужели 30 процентов из них капиталисты?
Ни с того ни с сего утверждается, что «китайские агенты» распространились, запаниковали и призывали китайцев бежать. Очередной абсурд. Китай не заинтересован в обострении конфликта с Вьетнамом, это только еще больше укрепит позиции социал-империализма. Насколько китайцы в Хошимине могут доверять вьетнамским властям, если «некоторые «китайские агенты» могут заставить 30 процентов из них захотеть покинуть страну?
Преследование китайцев призвано отвлечь внимание от тяжелой внутренней обстановки путем порождения шовинизма. В этом отношении мы имеем параллель с преследованием евреев в царской России и Европе, где евреи якобы были «богатыми», «капиталистами» и т.д. Это было верно как для некоторых евреев, так и для некоторых китайцев, живущих за границей. Но большинство евреев в Европе были рабочими или мелкими буржуа и эти люди больше всего страдали от преследований. То же самое происходит и сегодня во Вьетнаме: простые трудящиеся среди китайцев подвергаются жестоким преследованиям.
Социал-империалисты приветствуют трудности в отношениях между Вьетнамом и Китаем по нескольким причинам. Одним из них является увеличение вьетнамских сил на севере на китайской границе. Следствием этого опять же является то, что Китаю приходится посылать войска на юг, чтобы дополнить традиционно небольшие силы. Таким образом в Кремле надеются, что оборона восточной границы Китая будет ослаблена.
Преследование китайцев привлекло внимание всего мира, потому что оно ухудшило отношения между Вьетнамом и Китаем. Но китайцы - не единственное угнетаемое национальное меньшинство во Вьетнаме. Полученные нами сообщения свидетельствуют о том, что автономные территории или национальные меньшинства на севере Вьетнама распущены. Руководящие кадры были вычищены из-за того, что они принадлежат к этим меньшинствам. Предполагаемая причина заключается в том, что то же самое меньшинство должно находиться на китайской стороне или на границе, где экономические условия лучше, товары не нормируются и т.д., а контакты через границу были слишком тесными.
Очевидно, что революционеры и патриоты, которые сопротивляются нынешнему развитию событий, подвергаются гонениям. Среди них немало тех, кто сыграл важную роль в борьбе против американского империализма на юге. У нас есть информация об аресте бывшего министра иностранных дел Временного революционного правительства Южного Вьетнама госпожи Бинь.
Значит ли это, что ситуацию можно считать совершенно безнадежной? На наш взгляд, нет. Норвежские марксисты-ленинцы многому научились у вьетнамских революционеров. Мы должны поблагодарить их за то, что мы питаем глубокие чувства к Вьетнаму. Более десяти лет мы работали в знак солидарности с Вьетнамом здесь, в Норвегии, вместе с беспартийными людьми и членами других политических партий. Ни одно другое политическое движение в Норвегии не поддерживало Вьетнам так сильно и последовательно, как марксисты-ленинцы. Вьетнамские представители заявили, что они знают, что норвежское марксистско-ленинское движение является их верным другом, и что они ценят эту верную дружбу.
Поскольку мы много лет работали во имя солидарности с Вьетнамом, работу, которую, например, постоянно саботировала ревизионистская партия «НКП», мы также многое узнали о Вьетнаме. Мы знаем, что Вьетнам имеет блестящую революционную историю. Мы знаем, что есть много кадров и сознательных революционеров, которые выступают против ревизионизма и социал-империализма. Мы убеждены, что советские лазутчики встречают сопротивление в массах и среди частей партии, государственного управления, армии. В конечном счете, мы не думаем, что социал-империалисты могут подчинить себе такой гордый, революционный народ, как вьетнамцы. Мы будем продолжать дружить с Вьетнамом, мы будем продолжать учиться у Вьетнама и мы будем продолжать доверять вьетнамскому народу.