Привожу ниже перевод интересной статьи американских антиревизионистов, первых граждан США, посетивших Демократическую Кампучию в 1978 году.
Эксклюзивный репортаж очевидца из Кампучии
«Вы первые американцы, которые нанесли дружественный визит в нашу страну после освобождения 17 апреля 1975 года. Мы приветствуем вас как истинных представителей американского народа» - этими словами официальные лица Коммунистической партии Кампучии и правительства Демократической Кампучии приветствовали нашу делегацию из четырех репортеров «Call», когда мы 22 апреля вышли из самолета в пномпеньском аэропорту Почентонг.
Действительно, мы были первыми американцами, посетившими Кампучию более чем за три года после освобождения, и одними из немногих иностранцев, которые смогли это сделать. Из-за масштабной реорганизации общества и огромной работы по национальному восстановлению, Кампучия была в значительной степени закрыта для туристов и иностранных гостей после великой победы революции 1975 года, которая победила американский империализм и марионеточное правительство Лон Нола. Какой будет новая Кампучия? Какие изменения произошли за последние три года революции и социалистического строительства? А как насчет страшилок о «геноциде» и «нарушениях прав человека» в Кампучии, которые с такой злобностью и завидностью появляются в американской прессе? Вот некоторые из вопросов, которые занимали наши умы, когда мы совершали четырехчасовой перелет из Пекина в Пномпень.
С того момента, как мы приехали, и до того момента, как мы уехали восемь дней спустя, мы неоднократно задавали эти и другие вопросы. Мы спрашивали крестьян и рабочих. Мы спрашивали молодежь и стариков, мужчин и женщин. Мы спрашивали лидеров коммунистической партии, а также беспартийных. Они отвечали на наши вопросы с тысячами подробностей и тысячами различных личных переживаний. Но общий ответ, который можно было извлечь из всего этого опыта, был одинаков: в новом обществе люди свободны и раскрепощены, в то время как в старом обществе они были бесчеловечно угнетены, эксплуатировались и часто находились на грани голодной смерти.
На шоссе номер 7, проходящем через множество городов и деревень, которые были практически полностью стерты с лица земли американскими бомбардировщиками во время войны, мы остановили группу крестьян, которые строили новую плотину неподолеку от обочины дороги. Мы спросили их, что они думают о новом обществе. Один старик сказал об этом так: «Старое общество было похоже на тьму. Не было ни дня, чтобы я не испытывал боли, боли голода, боли болезней, боли работы на господ. Теперь в Кампучии повсюду сияет свет. Боль прошлого закончилась. Еды у нас хватает, малярия почти уничтожена, я даже научился читать! Теперь мы работаем на себя, а не на каких-то мастеров».
Куда бы мы ни пошли, везде мы видели самый невероятный энтузиазм и боевой дух тяжелой работы, который только можно себе представить. Усилия народных масс направлены в настоящее время главным образом на сельское хозяйство и водосбережение для решения продовольственной проблемы. Несмотря на то, что в настоящее время риса достаточно, чтобы прокормить все восьмимиллионное население, запасы риса не были полностью обеспечены от возможной засухи. По этой причине повсеместно строятся плотины, водохранилища и каналы.
Мы увидели одну плотину, которая более десяти лет была на чертежах иностранных специалистов. Эти эксперты утверждали, что она не может быть построена из-за различных технических проблем. Но после освобождения ее построили за пять месяцев, мобилизовав труд около 10 000 крестьян, которые выполняли всю работу вручную, без каких-либо машин. Эта плотина называется плотиной 5 января, по дате начала строительства в 1976 году.
«С водой у нас есть рис, а с рисом у нас есть все» - таков лозунг рабочих и крестьян всей страны, стремящихся решить проблему стабилизации поставок риса, развивать промышленность на основе здоровой системы земледелия. Нет сомнения в том, что массы понимают политическое значение этого лозунга. Даже в 100-градусную жару (примерно 38 градусов по Цельсию - мой комментарий) мы видели, как крестьяне наперегонки выгребали друг с другом больше ведер земли, убирали огромные валуны, копая водоемы. Мы увидели людей, которые радовались своему труду: пели, улыбались и смеялись, потому что знали, что новый мир, который они строят в Кампучии, принадлежит им.
Мы видели много массовых рабочих площадок. Ни одного признака принуждения.
На другой стройплощадке вдоль шоссе номер 7 мы видели, как несколько тысяч крестьян энергично рыли канал. Конечно, если вы прочитаете сообщения прессы, которые распространяют в США такие люди, как Уильям Ф. Бакли или Джек Андерсон, вы подумаете, что весь труд в Кампучии выполняется под дулом пистолета. Ну, мы видели много массовых рабочих площадок, таких как эта, и ни одного признака «принуждения».
На этом месте мы остановили группу крестьян и спросили их, знают ли они, что западная пресса сообщает, что в Кампучии все трудятся под дулами автоматов. Они засмеялись и сказали, что да, они слышали некоторые сообщения о том, что эта ложь распространяется. Один человек сказал: «в прежние времена нас заставляли работать. Сейчас нас никто не заставляет».
Было ли все это «инсценировано» для нас, как наверняка заявят буржуазные пропагандисты? Невозможно! Мы проехали более 700 миль по сельской местности Кампучии в течение четырех дней и остановились там, где хотели остановиться. Массовая поддержка новой Кампучии, которую мы повсюду видели, была подлинно искренней.
Один из членов Коммунистической партии объяснял: «Видите ли, у империалистов нет совести, поэтому они распространяют так много лжи о нашей стране. За пять лет войны, с 1970 по 1975 год, американский империализм был ответственен за гибель 800 000 наших людей - более 12% всего населения. Теперь Картер и остальные империалисты пытаются обвинить нас в «геноциде» и «массовых убийствах», чтобы отвлечь внимание от того факта, что именно они, а не мы, совершили эти варварские преступления в Кампучии».
Еще одна «большая ложь», которая распространяется о Кампучии, заключается в том, что Пномпень стал «городом-призраком» и что все его население было «насильственно депортировано» или убито. Мы провели несколько дней в Пномпене и узнали правду о том, что там произошло. После освобождения в 1975 году город был практически полностью эвакуирован. Этот шаг был предпринят по многим причинам.
Начнем с того, что в городе не было продовольствия (население которого выросло с довоенных 600 000 до 3,1 миллиона в 1975 году). Все дороги, ведущие в сельскую местность, были разбомблены и разрушены. Рисовые поля вокруг города были уничтожены американскими химическими веществами и у освободительных сил почти полностью отсутствовали грузовики для доставки продовольствия в город. Единственное решение продовольственной проблемы заключалось в переселении населения в сельскую местность, где кооперативная система сельского хозяйства, созданная в течение нескольких лет в освобожденных зонах, могла его прокормить.
Более того, враг планировал вернуть себе власть, используя Пномпень в качестве своей базы. Агенты ЦРУ и КГБ скрывались повсюду в городе, наряду с агентами множества других реакционных сил. У них были впечатляющие тайники с оружием и коммуникационное оборудование, чтобы оставаться на связи со своими хозяевами (после эвакуации огромное количество этих предметов было найдено спрятанными в городе). Были обнаружены и подлинные документы, доказывающие, что эти реакционеры планировали дождаться удобного момента, когда новое правительство столкнется со многими трудностями, и устроить государственный переворот в Пномпене, подкрепленный вторжением через границы Кампучии. Нам был предоставлен обширный брифинг об этих планах, который станет темой следующей статьи в «Call». Эвакуация Пномпеня была блестящим стратегическим ходом, который сорвал эти планы. Более того, эвакуация не была «принудительной депортацией», как утверждал Джимми Картер в своем недавнем выступлении в Конгрессе США (как вообще смеют американские империалисты говорить о «принудительных депортациях», когда именно они насильно депортируют миллион мексиканских рабочих каждый год!).
«Наша жизнь в коммуне намного лучше, чем когда-либо была в Пномпене».
В течение 10 дней после освобождения 17 апреля, кадры Коммунистической партии разъясняли массам в Пномпене необходимость эвакуации. И в большинстве своем массы поддержали это решение, как только поняли его. На самом деле, большинство людей покинули город самостоятельно, вернувшись в родные места, откуда они бежали после того, как американские бомбардировки разрушили их дома и рисовые поля.
В сельской местности мы встретили рабочего, который раньше жил в Пномпене и до освобождения работал на французском пивоваренном заводе. Он сказал нам: «Сначала я не понимал почему мы должны уезжать из города. Мне не хотелось ехать. Но сейчас я все понимаю и согласен. Наша жизнь в коммуне намного лучше, чем когда-либо была в Пномпене. У нас много еды, и местные крестьяне делились всем, что у них было, с теми из нас, кто приехал из города».
Сегодня Пномпень на самом деле растет, так как рабочие возвращаются в город, чтобы основать новые мастерские и небольшие фабрики. Нам сказали, что нынешнее население города постепенно приближается к 200 000 человек.
О новой Кампучии и ее людях можно сказать так много! Мы узнали о кооперативной системе, в которую вовлечено 90% населения, и у нас была возможность побывать в кооперативе. Мы узнали об образовании и медицинском обслуживании, посетив учебное заведение и фармацевтическую станцию.
Йенг Сари: «Сейчас ситуация отличная».
Мы собрали материалы по истории освободительной войны, в том числе рассказы партизан из первых рук. И мы даже осмотрели «комнату войны» в Пномпене, сохранившуюся точно в том виде, в каком она была, когда освободительные войска вошли в город 17 апреля 1975 года, откуда американские империалисты и их марионетки руководили войной. Мы узнали об истории Коммунистической партии Кампучии, организационное существование которой было фактически засекречено с момента ее основания в 1960 году до тех пор, пока ее генеральный секретарь Пол Пот не объявил о ее существовании в своей речи в сентябре прошлого года.
Мы также имели возможность взять интервью у заместителя премьер-министра, министра иностранных дел, члена Постоянного комитета ЦК КПК товарища Йенг Сари, задав ему широкий круг вопросов об истории партии и о современном положении в Кампучии. Йенг Сари сказал нам: «С 1975 года мы преодолели много трудностей. Мы в основном решили проблемы с питанием, одеждой и жильем. Мы пресекли все попытки врага свергнуть нашу политическую власть путем государственных переворотов или вторжений. Сейчас ситуация отличная».
Наша делегация также посетила Ангкор-Ват, древнюю культурную реликвию кампучийского народа, и узнала обо всем прошедшем тысячелетии классовой борьбы в Кампучии. Мы видели доказательства того, что США сбросили напалмовые бомбы на Ангкор-Ват в попытке убить защищавшие его освободительные войска.
Наконец, мы объехали пограничный район Кампучии и Вьетнама, оказавшись в шести милях от границы. Мы видели остатки как советских, так и американских танков, а также другие следы вьетнамского вторжения, когда Вьетнам проник на 20 миль вглубь Кампучии. Несмотря на то, что все вьетнамские войска были вытеснены со своих позиций в Кампучии, конфликт еще далек от завершения.
В ближайшие недели и месяцы мы постараемся представить читателям «Call» весь этот материал, в том числе множество эксклюзивных фотографий. Таким образом, мы надеемся дать нашим читателям правдивую картину революции в Кампучии и углубить узы солидарности между народами.