Я обещал опубликовать материал по китайско-вьетнамскому вооруженному конфликту 1979 года. Опубликую обстоятельную статью американских коммунистов от 19 марта 1979 года в которой они подробно отвечают на вопросы об этом конфликте.
О контрударе Китая по Вьетнаму: вопросы и ответы по китайско-вьетнамскому конфликту.
Многие из наших читателей задавали вопросы по поводу недавнего пограничного конфликта между Китаем и Вьетнамом. Ниже The Call отвечает на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов:
Какова предыстория пограничного конфликта между Китаем и Вьетнамом? Какие существуют доказательства в поддержку мнения о том, что вьетнамский экспансионизм является причиной конфликта?
Хотя Китай и Вьетнам сотрудничали на протяжении всей войны против агрессии империалистов США в Индокитае, проблемы в их отношениях возникли вскоре после поражения США.
После окончания войны в Индокитае в апреле 1975 года и воссоединения северного и южного Вьетнама, вьетнамское правительство предприняло ряд действий, которые показали, что оно движется в экспансионистском направлении. Этот экспансионизм также соответствовал растущему советскому влиянию и глобальным экспансионистским целям СССР.
Например, после апреля 1975 года правительство Вьетнама не демобилизовало свои вооруженные силы до уровня мирного времени. Вместо этого армия была расширена. Только за последний год призыв во Вьетнаме превзошел самый интенсивный период антиамериканской войны: общее количество новобранцев оценивается в 400 тысяч человек. Около 200 000 бывших солдат были вновь призваны на действительную военную службу, и в настоящее время, по данным западных информационных агентств, общая численность вьетнамской армии достигла 1,5 миллиона человек, или же на 50% больше, чем в конце войны против американского империализма.
Вьетнамское руководство также поставило под сомнение суверенитет Китая над островами Сиша и Наньша (Парасельский и Спратли) в Южно-Китайском море. Еще в 1958 году Фам Ван Донг публично заявил, что эти острова являются законной территорией Китая, но в 1975 году вьетнамские лидеры изменили свою позицию и объявили острова вьетнамской территорией.
Вьетнамское руководство также конкретно продемонстрировало, что их историческая цель создания «Индокитайской федерации» под управлением Вьетнама по-прежнему остается их целью. Это несмотря на то, что от идеи «Федерации», которая была прописана в политике Вьетнама с 1930 года, в начале 1950-х годов на словах отказались.
Вьетнам направил в Лаос 50 000 солдат, которые остаются там по сей день, поставив эту страну под контроль Вьетнама.
По отношению к стойко и идейно независимому правительству Кампучии, Вьетнам вскоре после завершения антиамериканской войны, выдвинул требования на территорию, которая ранее была согласована всеми сторонами как Кампучия. Это признание было официально оформлено в 1966 и 1967 годах в коммюнике, подписанном Фронтом национального освобождения Южного Вьетнама и ДРВ.
Поскольку Кампучия отказалась допустить вьетнамское вторжение на свою территорию, с 1975 года вьетнамские атаки усилились, кульминацией которых стало начало полномасштабного вторжения в Кампучию в декабре 1978 года. В настоящее время вьетнамская оккупационная армия численностью более 150 000 человек контролирует Пномпень и ряд крупных городов и автомагистралей в Кампучии.
В прошлом году вьетнамские власти также активизировали свою антикитайскую деятельность. Они начали кампанию преследования вьетнамцев китайского происхождения и граждан Китая, проживающих во Вьетнаме, насильственно выдворив 200 000 китайцев через границу в Китай. Это произошло на фоне участившихся вьетнамских пограничных провокаций против Китая. По данным китайских источников, за последние пять лет произошло более 3000 подобных провокаций, причем всего за первые полтора месяца 1979 года было совершено более 100 вьетнамских военных вторжений на территорию Китая.
Китайское правительство часто выражало протест вьетнамским лидерам, указывая, что только с августа 1978 года по февраль 1979 года в результате вьетнамских нападений погибло более 300 китайских солдат и мирных жителей. Китайское правительство неоднократно предупреждало в этих официальных протестах: «Если вьетнамские власти проигнорируют предупреждения китайского правительства и продолжат совершать военные провокации вдоль китайско-вьетнамской границы, вьетнамское правительство должно нести ответственность за все вытекающие из этого последствия». Таким образом китайские лидеры дали понять, что они не будут и дальше терпеть агрессию Вьетнама.
С точки зрения Китая, он больше не мог терпеть убийства китайских солдат и мирных жителей, а также разрушение экономики. Китаю пришлось действовать. Вьетнам, подстрекаемый СССР, проигнорировал предупреждения Китая.
Факты показывают, что экспансионистские цели вьетнамских лидеров и их реальные планы по присоединению стран Юго-Восточной Азии к «Индокитайской федерации» были подкреплены и стали возможными благодаря укреплению Вьетнамом своего союза с Советским Союзом.
Со своей стороны, СССР очень заинтересован в закреплении в Юго-Восточной Азии. Это позволило бы Советам направить свой флот через Малаккский пролив в Индийский океан и далее к Красному морю и Африканскому Рогу. Такой плацдарм даст Москве возможность контролировать жизненно важные морские пути из Ближнего Востока в Европу, США и Японию.
В 1978 году Советский Союз принял Вьетнам в «Совет экономической взаимопомощи», что способствовало экономическому укреплению Вьетнама. Затем, два месяца спустя, Москва поставила во Вьетнам большое количество оружия, в том числе ракет. В последующие месяцы во Вьетнам было отправлено более 4000 советских советников. В ноябре прошлого года советское и вьетнамское руководство заключили «договор о дружбе и сотрудничестве», открыто провозгласив «военное сотрудничество» между обеими странами. Впоследствии СССР предоставил Вьетнаму несколько МиГ-23 и два 2000-тонных корабля сопровождения. Укрепление этих отношений непосредственно перед крупномасштабным вторжением Вьетнама в Кампучию и оккупацией Кампучии, а также участившиеся нападения на Китай указывают на то, что действия Ханоя были хорошо спланированы и осуществлялись в тесной консультации с советскими властями.
В чем разница между военными действиями Китая во Вьетнаме и вьетнамским вторжением в Кампучию? Разве оба действия не должны быть одинаково осуждены?
Анализ каждой из двух военных акций показывает, что вооруженная агрессия Вьетнама и военная оккупация Кампучии совершенно отличаются по своему характеру от ограниченного контрнаступления Китая в ответ на неоднократные вооруженные пограничные провокации.
Действия Китая, как показано выше, были предприняты только после неоднократных предупреждений и протестов китайского правительства в адрес вьетнамских лидеров. Когда 17 февраля 1979 года китайцы были вынуждены начать военные действия против Вьетнама, агенство Синьхуа опубликовало сообщение: «Мы не хотим ни пяди территории Вьетнама, но мы также не потерпим бессмысленных вторжений на территорию Китая. Все, что мы хотим, - это мирная и стабильная граница. Ответив на действия вьетнамских агрессоров, как они того заслуживают, китайские пограничные войска будут строго защищать границу своей страны».
Ограниченный характер китайского контрнаступления показала деятельность китайских войск, которая ограничивалась преимущественно приграничными районами и была направлена против вьетнамских военных объектов, созданных против Китая.
Спустя всего несколько недель Китай уже начал вывод войск обратно на китайскую территорию. В отличие от вьетнамцев, чьи войска постоянно дислоцируются в Лаосе и Кампучии, нет никаких доказательств того, что китайцы намерены оккупировать Вьетнам.
Их действия, как отметили китайцы, находятся в пределах международного права. В частности, статья 51 Устава Организации Объединенных Наций предусматривает, что члены ООН имеют неотъемлемое право на самооборону, если они стали жертвой вооруженного нападения.
Существует множество исторических прецедентов ответных действий, подобных нынешним действиям Китая. Например, в 1962 году Китай принял меры против индийского правительства, которое, подстрекаемое Советским Союзом, ввело войска на китайскую территорию и создало сеть военных аванпостов. Это вынудило Китай послать войска, чтобы вытеснить индейцев обратно на индийскую территорию, чтобы обеспечить безопасность китайских границ. Мировое общественное мнение в то время и с тех пор поддерживало действия Китая против Индии.
С другой стороны, вьетнамское вторжение в Кампучию является грубым нарушением международного права. Это случай, когда одна страна вторгается на территорию другой, использует военную силу для свержения законного правительства и устанавливает гегемонию посредством военной оккупации.
Наконец, агрессивная позиция Вьетнама проявляется в его продолжающемся отказе от предложений Китая разрешить вьетнамо-китайский пограничный конфликт путем мирных переговоров и в отказе принять формулу «взаимного вывода», предложенную многими странами мира. Формула «взаимного вывода» призывает Вьетнам и Китай вывести свои войска с чужих территорий, чтобы мирным путем решить конфликты в Юго-Восточной Азии. Эта справедливая формула отражает принцип неоккупации чужой территории и призывает к универсальному применению этого принципа.
Каковы были конкретные цели Китая при наступлении на Вьетнам? Что удалось сделать? Не поставила ли такая акция под угрозу весь мир, возможно, спровоцировав начало новой мировой войны?
В своем заявлении от 17 февраля китайское правительство отметило, что его действия против Вьетнама «отвечают интересам сдерживания вьетнамской агрессии и экспансии, а также защиты мира и стабильности в Юго-Восточной Азии, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Китайцы с самого начала дали понять, что их действия носят чисто ответный характер и ограничены во времени. Оперативным обеспечением безопасности приграничных районов и демонтажем вьетнамских военных объектов, созданных для антикитайских атак, китайская НОАК подтвердила заявление вице-премьера Дэн Сяопина американским репортерам в Пекине о том, что «миф о непобедимости вьетнамцев развеян».
Тот же вывод можно было сделать и в отношении Советского Союза, главного покровителя Вьетнама. Перед лицом возросшей советской агрессии на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах, действия Китая доказали, что военное противодействие агрессии сверхдержавы или ее доверенных лиц может успешно сдерживать угрозу сверхдержавы. Это было хорошо резюмировано в прогрессивной гонконгской газете «Вэнь Хуэй Пао» , которая отметила, что, несмотря на действия Китая, Советский Союз не вмешивается: «Это дает людям в мире новую концепцию», - заявила «Вэнь Хуэй Пао» . «Советский Союз запугивает слабых и боится сильных. Противодействие гегемонистской экспансии не обязательно приводит к войнам. Напротив, это хороший способ разрядить напряженную ситуацию».
Это мнение также поддержали некоторые страны Юго-Восточной Азии, которые очень близко ощущают угрозу вьетнамско-советской экспансии. Например, газета «Bangkok Post» в Таиланде отметила, что побочным эффектом действий Китая было пробуждение Вьетнама к осознанию того факта, что дальнейшим вьетнамским военным авантюрам будет оказываться сильное сопротивление.
Наконец, согласно последним сообщениям западной прессы, действия Китая вынудили вьетнамцев вывести значительное количество оккупационных войск из Кампучии, чтобы укрепить свои силы во Вьетнаме. Это оказывает конкретную помощь силам сопротивления Кампучии, которые продолжают борьбу за окончательное изгнание вьетнамских оккупантов из своей страны.