Лион и три ферраты -- краткий отчёт

Oct 06, 2019 23:10

Давно хотела написать об июньской поездке, но никак не могла собраться. Дело в том, что поездка была для нас не совсем обычной.
Во-первых, я не принимала никакого участия в подготовке: всю поездку подготовила, распланировала, расписала и заказала моя подруга Anna_Yelkin (далее в тексте - "Анютик"), а мы с мужем и ещё одна пара друзей присоединились к ним на всё готовенькое. То есть фактически у нас получился организованный тур, только без оплаты гида 😁
И, во-вторых, в этой поездке мы прошли три Виа Ферраты.
(как будет множественное число от "Via Ferrata"? не знаете? вот и я не знаю. Это в-третьих).
Итак, нас был шестеро взрослых. Программа:
день 0: прилёт в Лион, заселение, закупка еды для завтраков, ужин в Лионе
день 1: Виа феррата Рок Дю Корнийон, ущелье Gorges du Fier, прогулка по Анси, ужин в Col de Forclaz с видом на озеро Анси, возвращение в Лион
день 2: прогулка по Лиону с экскурсоводом, виа феррата Guinguette, Перуж, ужин в Перуже, возвращение в Лион
день 3: Конфлюэнс-центр, виа феррата Planfoy, возвращение,  ужин в Лионе
день 4: разъезд: мы с мужем поехали на пляж в парк Мирибель, потом в аутлет и Гренобль, а все остальные -  в Нант через замки Луары.
день 5: ранний вылет обратно для нас, а для остальных - ещё один день по Нанту и окрестностям.
(на самом деле, в программе были ещё разные пункты, но в сутках всё-таки 24 часа, так что пришлось чем-то пожертвовать)
Жили тут:

Это было само по себе приключение. Прилетели мы с часовым опозданием, потом разбирались с украденным аккумулятором для телефона, двумя машинами, двумя вейзами, дорожными пробками и платными дорогами. B результате всей этой кутерьмы мы с мужем оказались в узком средневековом переулке возле запертой окованной двери без координат хозяев квартиры, а все остальные - в длинной очереди в супермаркете, с севшими до нуля телефонами.
Не буду рассказывать, как мы всё-таки попали внутрь, но все наши мытарства были вознаграждены - квартира отличная. Во-первых, вид из окон - на Конфлюэнс-центр, на музей, остров, и вообще на всё вокруг. Это нечто потрясающее. Мне сразу вспомнился рассказ Генри Каттнера "Лучшее время года" -- там был грандиозный вид на город, но, скажем так, далеко не сразу, поэтому я всё время к окнам подходила с некоторой опаской - вдруг и остальное сбудется :-))  В квартире три спальни -- все с большими окнами на этот самый вид, один большой совмещённый санузел - туалет+ванна, отдельно душ+умывальник, и ещё отдельно туалет. Кухня полностью оборудована, есть посуда, холодильник, плита, микроволновка, посудомойка, кофеварка, стиралка и сушилка и ещё куча всего. В гостиной панорамные окна во всю стену, можно завтракать и ужинать с видом на город. Есть вайфай с длиннннннным паролем, есть стоянка с отдельным въездом. Телевизор тоже есть, но мы не включали. Мазгана нет, но поскольку дом высоко на склоне горы, то отлично продувается ветром. Хозяева - очень приветливая пара средних лет, ни словом не обмолвились про наш организационный кретинизм, подробно рассказали про всё в квартире. Это жильё из тех, где хозяева сами живут, а на время аренды закрывают свои вещи в шкаф и съезжают к друзьям.  Квартира подходит и для семьи, и для нескольких пар.
Надо учитывать, что жильё не в центре города -- для нас это было преимущество, поскольку мы каждое утро выезжали и не хотели застревать в пробках, но если планировать провести время именно в Лионе, то в центр придётся ехать.  Да, и третий этаж без лифта тоже для кого-то будет важным фактором.

В конце поездки мы разделились - друзья поехали в Нант и ночевали там в старинном замке https://he.hotels.com/ho393705  (в настоящем! старинном! замке!) Там тоже была история с заселением - будет что вспомнить, но в целом они очень довольны.
а мы с мужем взяли последнюю ночь в  https://www.booking.com/hotel/fr/premiere-classe-lyon-est-aeroport-saint-exupery.ru.html   и это было отвратительно: терминал по получению ключей работал плохо и всё время застревал, номер запущенный и нечистый, окна открыть нельзя, пришлось включить кондиционер.... и с него за полночи натекла здоровая лужа прямо в наши ботинки!!!  Спасибо, что телефоны остались целы - лежали на столе совсем рядом. Не советую ни в коем случае.

1. Феррата Rocher-de-Cornillon
Находится в горах над озером Ле Бурже: примерно полтора часа езды из Лиона. От стоянки ещё подъём по лесу минут на сорок (есть указатели), потом выход на скалу. Феррата считается простой,  и действительно:  технически она несложная, и перепад высот минимальный -- она проложена горизонтально вокруг скалы, на несколько метров ниже вершины, а в нескольких точках есть пара лестниц, вниз и потом вверх. Но по ощущениям для новичка она довольно захватывающая, потому что проложена по скобам, прибитым к отвесной скале. То есть под ногами всегда провал метров на двадцать (может, там и меньше, но сверху вниз всегда кажется больше). Виды на озеро офигенные! - правда, когда пошёл дождь, это было не очень уютно :-). На стоянке мы были в 11:00, а обратно уехали примерно в 15:00, т.е. с подъёмом и спуском у нас ушло около четырёх часов.  Профессионалы, конечно, справятся быстрее.

2. Феррата Guinguette , возле местечка Hostiaz:
https://www.gite-lafora.com/index.php/via-ferrata-la-guinguette-hostiaz-ain   (посмотрев рекламный ролик, я с удивлением узнала, что там ещё и каньонинг, не знаю где именно).
Ехать тоже полтора часа из Лиона, из них полчаса - по жутким загогулинам просёлочных дорог. Зато приехали ровно на то место, откуда начинается феррата, не надо никуда с оборудованием переть. В этой Гингуэтте (простите, не знаю, как читается) три возможных маршрута: зелёный лёгкий, синий средний, ну и красный - трудный.
Пятеро из нас пошли на синий, хотя выглядел он достаточно страхово. Анютик на него вышла первой - и из-за скалы мы услышали "Миша, убирай фотоаппарат". Тут нас прошиб холодный пот, потому что Анютик без непосредственной угрозы жизни фотоаппарат не убирает 😁  За Анютиком пошёл её муж с обречённым видом… ну а потом и мы. Честно скажу, что я не вернулась только потому, что уже не смогла бы пройти обратно вверх по отрицательному уклону. После первой жуткой скалы дело пошло лучше, хотя, конечно, французская молодёжь то и дело нас обгоняла. Ну ничего.  Мы сделали синий маршрут и вылезли наверх - потные, исцарапанные и очень довольные собой. Анютик пыталась заикнуться про красный, но тут даже ей было ясно, что ни на какой  красный мы не пойдём, да и она сама не пойдёт. Синего нам вполне хватило.
Ну а кое-кто из нас с самого начала сказал - "да ну вас нафиг" и пошёл на зелёный. Зелёный маршрут ерундовый, просто поход по тропинке -  непонятно, зачем там вообще пристёгиваться, маршруты на израильском севере гораздо сложнее и без всякой страховки. Но тут есть один кетч - его хорошо видно на картe.  Если пропустить точку соединения, то зелёный маршрут легко и ненавязчиво переходит в красный. Именно это и произошло с незадачливым кое-кем, и он успел продвинуться по красному маршруту метров пятьдесят в гордом одиночестве, прежде чем окончательно понял три вещи: что не может ступить ни шагу ни вперёд, ни назад, что все остальные его не услышат, и что вообще настала полная жопа.   А все остальные в это время носились по вершине скалы, заглядывая в пропасть и крича "ау" - потому что рассчитывали встретить его наверху или хотя бы в машине, а его нигде нет! Трындец, товарищи, трындец!

3. Феррата  Planfoy

Из Лиона час езды. Надо доехать до местечка Планфуа (я правильно выговариваю?) и припарковаться возле кафешки Café de la Belote. Там можно арендовать снаряжение для ферраты: у них прямо на витрине ценник. У нас снаряжение было своё, но кое-чего нехватало: такая хрень, с которой можно повиснуть на зип-лайне. Ну то есть мы знали, что где-то в конце ферраты есть какой-то клёвый зиплайн, поэтому навесили на себя ещё по паре кило железа и бодро пошли. Шли мы сначала по деревне, потом по лесу, потом ещё по лесу, потом по лесу вверх, потом вниз, потом вбок. Потом появился железный трос, мы обрадовались, пристегнулись, спустились метров на пять - тут он кончился, оказалось, это ещё не феррата.  Больше часа шли! Ну, правда, нас отвлекала черника. Если б не черника, то, может, дошли бы за сорок минут, как обещано на сайте. Надо сказать, что у меня нет никакого опыта в чернике, поэтому я её собирала с некоторой опаской: как-то меня не радовала перспектива, в которой на середине ферраты я пойму, что это была вовсе не черника 😁.
Ну в общем дошли. Феррата оказалась очень лёгкая и нестрашная. Почти всюду идёт вдоль скалы с уклоном, то есть стоять можно на самой скале, а вовсе не на скобах с пропастью под ногами. Внизу тоже было неэкстремально -- деревья всякие и не видно настоящей высоты. Одним словом - лафа. Беспокоило только одно. Мы шли по феррате по правому склону здоровенного ущелья, где-то впереди и сбоку видели плотину, любовались видами... и... в какой-то момент мы поняли, что видим трос, протянутый с вершины нашего склона на противоположный.
Да. Это был зип-лайн.
Конечно, все мы уже катались раньше на "омеге", но всегда организованно: в начале стоит инструктор, подвешивает к тросу, отталкивает - и лети в своё удовольствие. А тут просто трос посреди дикой природы, и всю ответственность надо нести самому: а правильно ли мы подвешиваемся?  а не перевесит ли рюкзак? а не лопнет ли вся эта конструкция именно сегодня? а сделал ли я завещание?  ну и прочее.
Дальше всё пошло по знакомому сценарию: все говорят "нет", но Анютик всё равно цепляется и едет, вторым едет её муж с обречённым видом, ну а потом остальные желающие. Зип-лайн крутой, ю-ху! На той стороне ещё продолжение ферраты -- там уже поэкстремальнее, вертикальный подъём, но все на таком адреналине, что всё пофигу.  Потом спуск, переход через плотину (Barrage du Gouffre d'Enfer, если быть точной) и долгий подъём обратно в Планфуа.
В целом, если кого-то интересует моё мнение, то для новичка лучше всего начинать именно с этой ферраты: она нестрашная, несложная, можно не покупать и не тащить своё снаряжение, а арендовать на месте. И есть несколько точек выхода -- внизу у веревочного моста, наверху возле зип-лайна, и конечная - на второй стороне после зиплайна. То есть каждый может дойти до своего предела и спокойно выйти.
Идти или не идти на зиплайн - каждый может для себя решить. Нам, дуракам, повезло, но судя по отзывам, там народ и застревал, и ноги ломали, и вообще.
А  внизу у плотины есть ещё детская феррата, это вообще отдельно, можно туда пойти потренироваться. Ещё важно: cнарягу надо вернуть до 7 вечера, иначе кафе закроется и документы, оставленные в залог, можно будет получить только на следующий день.

Что ещё видели и где ели:

Лион, экскурсия по городу со Светланой Тереховой https://www.personalguide.ru/franciya/lion/guide/svetlana-terehova-mayorgas
Я вообще не любительница орг. экскурсий, но для разнообразия разочек можно. Светлана провела нас сначала по римским раскопкам, потом в кафедральный собор, потом поехали на фуникулёре вниз, прошлись по городу под интересный и ненавязчивый рассказ. Теперь я буду знать, что такое бушоны и чем они отличаются от  трабулей :-) И про французский подход к реставрации тоже не забуду. В целом было очень миленько, учитывая, что я про Лион до поездки ни строчки не прочла.
Лион, Конфлюэнс -центр: там в принципе музей, но в музей мы не пошли, а только сфотографировались у монумента ONLY LYON. Надеюсь, мы ничего не поломали в попытках на него залезть.
В Лионе и окрестностях в ресторанах часто предлагают комплексное меню (первое блюдо на выбор + главное блюдо на выбор + десерт), в диапазоне 20-25-30 евро. Возможно, это туристическая уловка, но всё, что мы ели, было очень вкусно и красиво.
The New World Smoke http://thenewworldsmoke.com/  оценка трипадвизор 4.5. Были там в самый первый вечер, 21 июня.
21 июня в Лионе - праздник света, все питейные заведения (кроме ресторанов) открыты допоздна, повсюду уличные концерты, танцы, фейерверки, на улицах толпы народу и всеобщее веселье. Анна планировала ужин в мишленовском ресторане, но, конечно, после всех приключений с дорогами, машинами, квартирой и связью уже туда не попали, пришлось отменить. Мы добрались до центра голодные как шавки и вломились в первую открытую забегаловку. Снаружи она выглядела примерно как шварменная где-нибудь в Ерухаме: пластиковые столы, облезлые стены и ни одного клиента. Но тут как из-под земли возникла официантка...  и повела нас за собой под землю. Оказалось, там сбоку лесенка в весьма уютный подвальчик, где подают обалденно вкусное копчёное мясо на гриле - сначала его коптят, а потом поджаривают. И пиво - его не коптят и не жарят, просто хорошее пиво.  "Вот это я удачно зашёл!"
Единственный их минус - для вегетарианцев там нет ничего, ни салатов, ни закусок, ни рыбы, только унылые гарниры (картошка с фасолью за 20 евро), но любителям мяса можно смело советовать туда заглянуть.

Ещё в Лионе ужинали в бушоне Les Pavés de Saint Jean http://lespavesdestjean.com/ , брали комплексное меню  и было очень вкусно всё -- салат нисуаз, лосось в сливочном соусе, фуагра, эскарго... только десерты разочаровали, ну а может, мы просто неправильно их выбрали.
Наша экскурсоводша рекомендовала нам бушон "У трёх Марий" http://aux-3-maries.fr/  , но туда мы так и не попали - надо же что-то оставить и на следующий раз.

Анси: курортный городок, погуляли там несколько часов. На озере Анси решили взять моторный катер. Лодочник говорит: есть катер на 6 взрослых, но это включая шкипера, т.е. для вас не подойдёт. Мой муж с уверенным видом заявил, что шкипер нам не нужен, мы и сами прекрасно справимся. Не знаю, почему лодочник ему поверил, но катер нам дали. Потом, конечно, лодочник носился по берегу с криками "вернитесь, дебилы", но его уже никто не слушал. Общими усилиями катер была укрощен и в конце концов мы всё-таки покатались по озеру без ущерба для себя и других, хотя я бы это назвала יותר מזל משכל :-)
Потом прошлись вокруг знаменитого дома-посреди-реки, там было полно ресторанчиков с разнообразнейшей едой, но запланирован был ужин в деревушке Col de Forclaz - наверху на утёсе с видом на озеро, так что мы гордо повернулись спиной к всему этому гастрономическому великолепию и уехали. Действительно, виды в Col de Forclaz  обалденные, но ехать пришлось почти сорок минут, так что  мы не попали в "правильный" ресторанчик (по левую сторону от дороги, наверху на утёсе - видимо, Chalet La Pricaz  http://www.sav.org/pricaz.html  )  - там было уже закрыто, а в неправильном (Hôtel-Restaurant L'Edelweiss  https://www.edelweiss74.com/   - по правую сторону) не было ничего особенного. Фондю было неплохое, но его сложно испортить,  раклетт был странный, а стейки просто не жевались.

Ущелье Gorges du Fier https://www.gorgesdufier.com/fr/bienvenue-sur-le-site-des-gorges-du-fier-lovagny-haute-savoie.html : очень красивое место, там узкое ущелье, где проложены мостки на высоте 20-25м, над горной речкой Фьер. Участок очень короткий, проходится минут за 15, ещё 10-15 минут на спуск от стоянки. Платное, но недорого.  Стоит посещения по дороге в Анси.
Перуж. Чудный средневековый городок. Отреставрирован и вылизан до невозможности. В любом его месте можно устроить фотосессию в белом платье, сидя прямо на мостовой. Почему-то в тот день практически не было народу, а может, мы поздно приехали - но было пустынно, тихо и прекрасно. Поужинали там в Restaurant Les Terrasses de Pérouges https://www.terrassesdeperoug es.fr/  -- чудно. Взяли комплексное меню, и у всех было безумно вкусно - и салат лионнез, и креветки, и  рёбрышки, и гусиная печёнка, а потом ещё десерты . О, йес, бэби!

Ещё в последний день мы с мужем побывали в парке Мирибель https://www.grand-parc.fr/activites-nautiques/  , поскольку муж любой феррате предпочитает плаванье.  Там действительно есть пляж (топлесс), но озеро всё заросло водорослями,  для пляжа расчищен маленький кусочек и всё. В принципе, там ещё можно было взять велосипеды покататься, но мы решили, что слишком жарко и поехали в Гренобль.
В Гренобле главная аттракция - фуникулёр на гору, где возвышается местная Бастилия. Что смешно - там тоже проложена феррата: с внутренней стороны крепости это верёвочный парк, а с наружной можно полазить по стене над городом. Но мы уж не полезли, хватит.  Потом ещё спустились, погуляли по городу - красиво, но жарко. С едой там не повезло -- трипадвизор показал, что ничего в округе нет, и мы сели в какой-то едальне, час ждали еду, которую нельзя было есть.  А потом пошли обратно к машине - и вышли на площадь, где играла музыка, живой оркестр, и полно было ресторанчиков, явно это было место, куда надо было идти. Ну ладно.  Гренобль хорош для русского туриста, потому что его название можно испохабить как сначала, так и с конца, и в этом мы упражнялись по дороге обратно к аэропорту  :-)

А остальные участники поехали, как я уже сказала, в Нант, через замки Луары - может, они нам тут в комментах дополнят картину.

Засим прощаюсь!
(да, ещё должна сказать: фотографии в этом отчёте тоже не мои!)

Франция-Лион, отчеты, пешие маршруты, экстрим, гиды, аренда квартиры, гостиницы, горы, национальные парки, Франция, походное снаряжение