Небольшой отчет о поездке в Казахстан, 2-я половина августа 2019 г.

Aug 31, 2019 19:49


Это копия отчета, выложенного в группе ФБ Dreamroute - самостоятельные путешествия из Израиля.



С одной стороны, Казахстан еще не слишком популярное направление туризма, с другой стороны, сравнивая с предыдущими отчетами, ситуация с поддержкой и инфраструктурой туризма там меняется стремительно и в лучшую сторону.
Моя поездка включала рабочее мероприятие в Астане (ныне Нур-Султан, бывший Целиноград, Акмолинск, Акмола) и самостоятельные краткие остановки в Алматы, и далее в Узбекистане, про который напишу отдельный отчет чуть позже.

Начну с логистики.
Полет: В Казахстан из Израиля нет прямых полетов и пока таковые не планируются, хотя в прошлом существовали. Пересадочных вариантов много, основные через Москву, Киев, Минск, Стамбул, Ташкент. Виззэйр летает пару раз в неделю из Будапешта (ночью) в Астану, но цены как правило высокие, особенно учитывая добавку за ручную кладь и багаж. До Алматы можно добраться Пегасусом, но цена также выше, чем на европейских направлениях. Я летел в Астану через Москву по разным билетам (до Москвы Аэрофлотом, далее из Москвы Эйр Астана) по своим личным причинам. Вместе с тем отмечу, что у Эйр Астана билета Москва-Астана-Алматы (с остановкой в Астане не несколько дней) стоит дешевле чем просто билет Москва-Астана и даже иногда дешевле, чем у казахских лоукостов, а время полета в моем случае было удобнее (не люблю ночные или раннеутренние полеты).
У Эйр Астана крайне необычная багажная политика. Даже если оба сегмента покупаются 1 билетом самого дешевого тарифа, то на сегмент из Москвы багаж не входит в тариф, а на сегмент Астана-Алматы входит 20 кг. Так как я покупал билет через интернет-агента opodo.ie (дешевле), то было еще сложнее. На сегмент из Москвы было написано: "included 1 bag, 1 kg", что несколько странно, на сегмент Астана-Алматы "included 1 bag, 20 kg". На форуме Винского меня пытались убедить что это глюк, и мне положено 20 кг. Я не удовлетворился ответом и дозвонился+дописался до а/к. По всем каналам мне ответили: действительно в брони глюк. Вот только в обратную сторону: а именно на сегмент Москва - Нур-Султан (Астана) багаж вообще не положен, в то время как на следующий, внутренний сегмент, действительно есть 20 кг. Причина глюка: агентские тарифы не предусматривают безбагажных билетов (как у Пегасус), и чтобы себя "защитить" а/к ввела фиктивный (по словам телефонного собеседника "номинальный") разрешенный вес 1 кг. Я спросил: а что если я действительно попытаюсь сдать в багаж сумку весом 1 кг (скажем с ножницами или аэрозолем)? Ответ еще более обескуражил: весы на стойке покажут как минимум 2 кг, поэтому номер не пройдет. При всем этом нет абсолютно никакой возможности заранее докупить багаж, а лишь оплатить по 6 евро за каждый кг перевеса. Поэтому уложился в ручную кладь. По факту в Шереметьево сразу прошел с распечатанным посадочным талоном на гейт, без остановки на стойке регистрации: там ни у кого ручную кладь не взвешивали (разрешено 8 кг, в реальности было 10-11), в рамку не вставляли и к доп. рюкзачкам не придирались.
Виза: для израильтян отменена в одностороннем порядке (гражданам Казахстана она по прежнему нужна для поездки в Израиль). Однако требуется заполнение иммиграционной карты, хранение таковой и возврат на выездном пограничном контроле. При проживании вне отеля более 5 дней, необходима регистрация в МВД. Казахстанцы в своей массе не одобрили переименование Астаны в Нур-Султан (в честь еще живого первого президента), но официальные органы этому следуют. А именно в иммиграционной форме город прилета надо писать именно "Нур-Султан" (без кавычек!). Тех, кто пишет по привычке или из принципа Астана или Целиноград, отправляют назад за чистыми бланками и надо заново становиться в очередь. Мой американский коллега на конференции жалобно возмущался, что он так потерял более 2 часов на погранконтроле, так для его американского мировоззрения недавнее переименование столицы было чем-то невероятным и возмутительным. Более того, он опасался, что по возвращении в Америку его обвинят местные органы в поддержке культа личности и неамериканском поведении с соответствующими санкциями. А потому в течение часа он созванивался с американским посольством, чтобы получить разрешение на написание "Нур-Султан". Поскольку я не озадачивался подобными мыслями, то прошел погранконтроль меньше, чем за 1 минуту. Кстати прежние названия города Целиноград и Акмолинск (Акмола) совсем исчезли из обихода, поэтому упорствующим в этом аспекте так же придется туго. Алма-Ата теперь называется Алматы, что важно для написания адресов в навигаторе и картах, но в остальном оба произношения не коробят местных жителей.
Обмен валюты: на каждом углу. Доллары и евро одинаково хорошо, разница между продажей и покупкой 0.4% (в а/п немного большеб 2%), фунт и рубль - чуть больше разница в курсах, где-то 1%. Курс валют 109-110 тенге/шекель, 386 тенге/доллар.

Навигация: Гугл Мэпс в Казахстане работает плохо и не предоставляет многой информации, не видит пешеходные проходы и переулки. А вот 2GIS работает отлично, включая общественный транспорт и связь с приложениями такси.
Астана
Я там находился 3.5 дня, но из-за рабочего мероприятия свободного времени было значительно меньше. Вместе с тем, 2-х дней вполне хватит на осмотр города и достопримечательностей.
Погода: +20-26 днем, значительно ниже вечером и утром, в один из дней вечером шел моросящий дождь.
Транспорт: есть автобусы (билет 150 тенге = 1.4 шек.), которыми я не воспользовался.
Такси: дешевле через приложение Яндекс с оплатой по кредитке. Можно махнуть на улице и сторговаться, но скорее всего в часы пик будет дороже. Правда несколько раз водители яндекса, уже приняв поездку, присылали отказ, или машина продолжала стоять на месте 10 минут, видимо в надежде на отмену заказа. Если время пробок, то лучше воспользоваться приложением Таксовичкоф (действует только в Астане): цена обычно на 5-10% выше яндекса, но это официальное такси с шашечками, которое имеет право ездить по полосе общественного транспорта, в отличие от яндекса. Стоимость такси из/в а/п: около 2000 тенге (20-30 минут), по городу 500-1200 тенге, больше в зависимости от времени суток, пробок и погоды, чем от расстояния
Проживание: отель Park Inn (рядом с ним находится 5* Radisson той же сети). Мне стоило 56 евро/ночь с завтраком через мобильное приложение эмиратского брокера Holidayme с применением промокода на 20% скидку. Почему-то тариф работников турбизнеса на этот отель не действует. Хотя была заказана стандартная комната, на ресепшн сказали, что мне полагается 2-х комнатный люкс. Я не возражал. Отель находится в 5 минутах ходьбы от набережной реки Ишим, на другой стороне которой находится центральный парк. Рядом банк с обменником и средних размеров супермаркет, работающий до 2 часов ночи.
Астана как город не очень удобен для пеших прогулок. Кроме не очень примечательного центра советских времен, он представляет собой многокилометровую степь с отдельно стоящими микрорайонами или просто удаленными друг от друга ултра-современными зданиями по образцу Дубая, хотя соединяющие их бульвары уже частично построены, но зелени и деревьев крайне мало.
Достопримечательности. Я воспользовался экскурсией от организаторов мероприятия, в котором участвовал по работе. Экскурсия включала осмотр Национального музея и площади перед ним с мечетью, комплекс Экспо (здание, посвященное источникам возобновляемой энергии), подъем на башню Байтерек. На вершине башни, отстояв небольшую очередь, можно приложить руку к отпечатку ладони Назарбаева. Якобы в этом есть священнодействие и получение благословления. Я, не очень понимая в чем будет результат, решил не рисковать и рукоприкладства не делал.






















В один из вечеров я посетил самостоятельно набережную реки Ишим с мостами и центральный парк. Река стала судоходной, и с мая по сентябрь можно прогуляться на теплоходе (каждые полчаса с 12:00 до 20:30) за 1000 тенге, но у меня не получилось по времени.












Так же размеры синагоги, построенной местным олигархом, впечатлили моего религиозного шурина: его квартальная синагога в Иерусалиме поскромнее. По слухам там ведется подготовительная работа и привлекаются авторитеты, чтобы объявить конину кошерной.


Еда: у нас был организованный обед типа шведский стол, в неплохом ресторане Шахерезада. На табличке написано, что такой обед стоит 2100 тенге (20 шек.). В более простых заведениях комплексный обед примерно в 2 раза дешевле.


В городе очень много больших/громадных ТРЦ. А также через каждые 2 дома какой-нибудь медцентр, предлагающий как минимум анализы и УЗИ, а некоторые МРТ (MRI). Я воспользовался этим, сделав МРТ колена за 200 шек., при том что в Израиле купат холим мне отказал в разрешении, требуя сначала сделать СТ и мипуй ацамот (обе около 5000 рентген облучения). Никакого направления от врача не требуется, очередь назначили с "сегодня на завтра" на 10 вечера (вечером скидка), пленки и диск выдали сразу, а заключение прислали по мейлу назавтра утром.
Алматы
У меня там был 1 неполный и 1 полный день. Этого мало: нужно еще хотя бы 2, а то и 3 дня: на осмотр остальных достопримечательностей города, поездки в Чаронский каньён (природная достопримечательность, а не комплекс магазинов) и на Большое Алматинское озеро.
Перелет в Алматы занял менее 1.5 часов, но вылетел с опозданием на 50 минут. Прилетел около 11:30. Нет смысла приезжать в а/п раньше, чем за 1 час 15 мин, даже если есть багаж. В самолете кормили маленьким сэндвичем, фруктом и давали пить. А/п Алматы также небольшой, на внутренних рейсах нет паспортного и таможенного контроля. В а/п есть стойка туринформации, где мне сообщили о бесплатной пешеходной экскурсии по центру Алматы (3 раза в неделю, как раз в пятницу - день моего приезда, по разным маршрутам) и дали координаты гида для платной экскурсии по Алматинской станице (10000 тенге/2.5 часа, не воспользовался).
Такси: пользовался яндексом, почему-то немного дешевле, чем в Астане и надежнее в плане времени ожидания и отказов. Цена из/в а/п 1200 тенге (15-25 минут). По городу 500-800 тенге; на Медео 1500-1700 тенге (30 минут в субботу).
Метро: есть 1 линия из 9 станций (остальные строятся), 80 тенге, на входе просвечивают сумки, поезда каждые 10-15 минут. Воспользовался 1 раз. Автобусы: 150 тенге (не воспользовался).
Проживание: отель Меркюр (сети Аккор) в центре, 10 минут от метро. Бронь через тот же Holidayme с промокодом, 63 евро/ночь с завтраком, так же, как с кодом турбизнеса, но без завтрака. Отель хороший, за исключением персонала. В день выезда, на чекаут пытались утверждать, что я якобы заказывал обед в номер, попеременно меняя версии даты и времени и даже звонили таксисту, который вез меня в а/п, плачась, что теперь их заставят платить. Соответствующий отзыв оставлен на трипэдвайзере и послан руководству сети.
Погода: 22-25 С, вечером немного чувствуется влажность, но утром прохладно.
Алматы находится на высоте 600-1200 м и разделен на 3 части по высотности. Город очень зеленый, повсюду парки и скверы. Нижняя часть (а/п и жд вокзал Алматы-2) застроена полупромышленными зданиями и хрущевками, там жарче и смог; средняя - центр с основными достопримечательностями и отелями, верхняя, по пути к Медео - элитные районы, но для туристов интереса не представляют. Ориентирование в городе идет по перекресткам, причем иногда в разговоре используются советские названия улиц вместо современных.
В 14:00 я добрался на метро+пешком к перекрестку улиц Абая и Достык (нижняя станция канатной дороги на холм Кок Тебе), где находится отделение туринфо. Там уже ждала гид Ксения на бесплатную 2-часовую экскурсию. Нас было всего 4 участника: я, 2 немецкоговорящие туристки и литовец. Потому комментарии чередовались английским и русским (по просьбе литовца). В этот день экскурсия была в окрестностях площади Республики, включая несколько фонтанов. Гид - очень эмоциональная, рассказывала интересно и упорядоченно. Она также предлагает частные экскурсии на собственном автомобиле, и я бы взял, если бы было больше времени.










По окончании экскурсии самостоятельно добрался до Зеленого Базара: это громадный комплекс из нескольких павилионов и переходов между ними, где продается абсолютно все. Там закупился сырами типа Курт (солеными и сладкими), казахским шоколадом фабрики Рахат, сушеной дыней, "шоколадной" курагой, иранскими (по факту саудовскими) финиками и казы из вяленой конины (пока еще не кошерной!).
Назавтра с утра путь лежал на Медео и Шимбулак. Поскольку время было ограничено, то решил добираться на такси. Дорога на Медео без пробок заняла 30 минут, почему-то каждые 200-300 м стояли полицейские посты, но нас не останавливали. Не заходя на Медео, сразу купил билет до верхней станции лыжного курорта Шимбулак. Билеты как бы можно купить и в интернете с 10% скидкой, но по факту платежная система не работает. Я решил шикануть и купил билет в кабинку с стеклянным полом (надо одевать бахилы) - такие есть только на 1-ю очередь канатки. Канатная дорога разделена на 3 очереди: до высот 2260 м, 2630 м и 3200 м. Билет на все стоил 5225 тенге (после 5% скидки от мастеркард), если в обычной кабинке: 3800-4000 тенге. Кабинку со стеклянным полом нужно ожидать минимум 7 минут, но в моем случае было больше, так как 2 казашки, стоявшие передо мной, заявили, что им бы не хотелось ехать с мужчиной. С высотой температура стремительно падала, на высоте 3200 м она была около +10 и местами остатки снега. Желающие могут совершить пешую, сравнительно несложную прогулку до ледника, 2 часа в каждую сторону, но у меня не было на это времени. На всех станциях канатной дороги работают кафе-рестораны, но цены высокие. В самом лучшем из ресторанов, С.Н.Е.Г на высоте 2600 м, цены практически израильские. Я потерпел до возвращения вниз и там перекусил пирожками.












Вернувшись назад, прошелся до катка Медео. Там сейчас проводятся подготовительные работы к зимнему сезону, поэтому каток не залит.




Вся поездка заняла около 4 часов.
Пообедал уже в центре Алматы в сетевой шашлычной "Шипудим".


Небольшой шашлык 150 г стоит 400-550 тенге без гарнира (только лук) и соуса, всего на выбор 30 видов шашлыка. Вкусно. Гарниры и соус за доп. плату. Как и везде в Казахстане, к цене добавляются обязательные 10% за обслуживание, но доп. чаевые не предусмотрены.
Подкрепившись, я поехал на канатной дороге на холм Кок Тебе, где находятся парк и телебашня. Подъем в обе стороны стоит 2000 тенге и занимает около 8 минут (в каждую сторону), отказаться от соседей в кабинке можно только оплатив за все 8 пассажиромест. На верху холма находятся обзорные площадки, кафе, аттракционы, мини-зоопарк. Я поднялся еще выше, купив билет на колесо обозрения. На телебашню подъем не предусмотрен.










К сожалению в Алматы мне не удалось посетить парк Героев Панфиловцев, Алматинскую станицу ("Верный") и прогуляться по Арбату.
Общие впечатления о Казахстане
Местное население: говорят на русском абсолютно все, по крайней мере в Астане и Алматы. Даже многие казахи между собой. Мешает то, что казахский алфавит так же использует кириллицу. Никакого враждебного отношения ни к русскоязычным, ни к израильтянам (я не скрывал свое гражданство), ни к туристам нет, от слова вообще. Русского населения много, как в Астане, так и в Алматы. Причем в Алматы даже казашки одеваются, как в России, в то время, как в Астане на набережной я был свидетелем, как казашка кричала вслед русской, в присущем им (казахам) разговорном стиле, по поводу слишком коротких шорт и верхней части последней: "Слышь, ты, прикройся, мой муж на тебя пялится!" Но людей в закрытых мусульманских одеждах я видел крайне редко, и не исключено, что это были туристы из соответствующих стран.
Цены в магазинах: как в России или ниже (особенно бензин). Еда крайне дешевая. Практически везде подаются свинина, конина и алкоголь.

Казахстан

Previous post Next post
Up