Я обычно не копирую в сообщества посты из своего подзамочного журнала, но сейчас мне кажется важным поделиться информацией о маршрутах и о подходах к ним.
Заранее прошу прощения у неизраильтян за вкрапления иврита.
Думала начать скриншотом сайта Амуд Анан, для наглядности - ведь маале Акрабим два: набатейский и британский, по разным берегам Гова. Точнее, римский на останках набатейского и наш израильский на останках британского. Лавры в равной мере и первопроходцам и строителям, сохранившим дороги и имена первопроходцев. До скриншота руки не дошли, потому что в сети обнаружилось прекрасное, сделаное до меня:
Кто-то выложил запись своего трека. Нет, я не прошла всё это за раз, но картинка идеально подходит для моего рассказа, я только цифры добавила, чтоб легче ориентироваться было.
Сайт tiuli.com
блистательно, на мой взгляд, рассказывает о давно запланированном мной маршруте. С очень подробным и точным описанием, с экскурсами в историю - удовольствие читать, рекомендую. О чем сайт молчит, ибо новшеству меньше года - так это о перекрытии כביש מעלה עקרבים (шоссе 227) для транспорта. Одна из красивейших дорог Израиля. Я узнала об этом осенью, когда в хагей Тишрей каталась по Негеву и планировала именно этой дорогой спуститься в Араву, идеально складывался маршрут. За чашечкой кофе в Мамшит мне рассказали, что уже несколько месяцев проезд закрыт. Всё равно, в Эйлат той дорогой никто не ездит, есть новые современные, а поддерживать ее в рабочем состоянии из-за любителей-фриков слишком дорого. Я поверила, конечно, и ехать проверять тогда не стала, спустилась по 25-му шоссе. Но информация из серии "этого не может быть", когда знаешь, но не принимаешь, что такое возможно. Казалось, что временно, отремонтируют и откроют. Но, видимо, теперь навсегда. Участок от пересечения со שביל ישראל наверху до מפעלי צין внизу открыт только для велосипедистов, пешеходов и нарушителей на кросоверах, объезжающих махсомим по обочине. Под запрещающие знаки. Я их понимаю, но никакая страховка в случае чего, там не сработает. Я и на своей машине могла бы объехать, но толку? Если маршрут круговой, то к машине нужно вернуться. Итак, я оставила машину внизу, рядом с רוגם צפיר (точка 1), а дальше - вопреки всем планам - поднялась не по римскому (а еще раньше - набатейскому) пути, а по шоссе, раз уж оно закрыто для транспорта. Поднялась ко входу в нахаль Гов (точка 2). К этому входу теперь нельзя подъехать, он посреди закрытого участка шоссе. И дальше вниз, руслом, назад к машине. Волшебно.
Это было нудное вступление для информации и общего представления. Теперь, собственно, рассказ.
Оба подъема, и набатейский (римский) и британский (наш), технически легкие, но затяжные и открытые солнцу, без капли тени. Понятно, что надо рано утром идти, в идеале - ночевать на месте, ночных стоянок в округе достаточно. Если выезд накануне не складывается, то самым тяжелым моментом путешествия является выпнуть себя из-под одеяла в районе трех утра. Рюкзак собран с вечера, быстрые сборы, кофе в дорогу и вуаля - половина седьмого, я выхожу на маршрут
Приехавшие за минуты до меня (вторая машина на парковке) пошли наверх набатейским Шелковым Путем, а я топаю по шоссе.
Т.е. я понимаю, что если не ремонтировать, то закрывать, ездить тут самоубийство, оно двустороннее ведь. Действительно опасно, расширять его - да, огромные деньги и да, по нему ездят только фрики. Но всё равно, очень обидно, что закрыли. Зато теперь новая пешеходная тропа, считай.
רוגם צפיר - שימש כתחנה תחתונה מבין שלוש תחנות אבטחה לאורך מעלה עקרבים הרומי
Посмотрите, как шоссе построено. Хотя бы увидеть это и оценить, стоило пешком пройти
Знаменитая скала - лягушка
Самая крутая извилистая часть подъема пройдена (26 минут с остановками на поснимать), я в "кармане"- смотровой площадке
חורבת צפיר - верхняя из сторожевых станций - на схеме справа. Вот она
Любителям полазать по историческим развалинам - однозначно римской дорогой подниматься, там и вырубленные в скалах ступеньки, и древние каменоломни... а я радуюсь, что могу издали эту красоту поснимать.
Сама же иду другой стороной вади, по другому подъему
цветочки по обочинам
и не только цветочки
Памятник строителям
על אף שהאנדרטה איננה אנדרטת זיכרון, היום היא חלק בלתי נפרד מאחד היספורים הטראגיים שידעה מדינתנו בתחילת דרכה. ב-17.3.1954, עם סיום חגיגות חמש שנים להנפת דגל הדיו המפורסם וכיבוש אילת (מבצע עובדה, מרץ 1949), עשו את דרכם חזרה מאילת כ-11 ממשתתפי החגיגות וארבעה חיילים, באוטובוס שנסע בדרך מעלה עקרבים, שהייתה לדרך היחידה לאילת וחזרה ממנה באותה תקופה. מאחורי האנדרטה הסתתרו מחבלים אשר ארבו יחד עם מחבלים נוספים מסביב לאוטובוס אשר התקדם באיטיות והגיע כמעט עד לסוף המעלה. בהגיעו בסמוך לאנדרטה נורה צרור יריות, מטרת המחבלים הייתה להביא להידרדרותו של האוטובוס ונפילתו מטה. כ-11 נוסעים נרצחו בפיגוע ושלושה ניצלו. חיילים אשר היו באוטובוס הגנו והסתירו בגופם חלק מהניצולים
Полсотни метров дальше по шоссе
Час 20 минут с начала подъема, я даже не устала. Еще восемь утра, солнце пока не жаркое - в этом дело. Днем бы я тут не пошла, ради того в три утра и вставала.
Я напоследок еще одну фотографию из сети поставлю, стоп-кадр видео съемки. Мне очень нравится и можно оценить красоту дороги
Тропинка вдоль шоссе в сторону русла
Ну и вот, нахаль Гов, собственной персоной
Так, мне сюда. Где разметка-то, как тут спускаются?
спустилась
и еще спустилась
Снизу классно разметку фотографировать, пройденную уже. А наверху пока стоишь, смотришь на это и пытаешься понять, в своем ли уме был размечавший. Но да, в своем, проходим склон, только под ноги смотреть и не торопиться. Интересно, что сайт tiuli.com определяет маршрут как семейный средней сложности. Страна победившего, блин, спецназа. Хотя, сама я не спецназовка ни разу, так что, может, они и правы. Ответ на эти свои мысли я получила в конце маршрута, пока иду дальше.
Где-то здесь у меня слетела бленда с объектива, на тропе не нашла, проверять на почти отвесном склоне не стала
О! Видите теперь на противоположном от меня склоне нитку тропы чуть над обрывом?
Это черная тропа, она приходит от набатейско-римского подъема, если классический маршрут идти. Сейчас, вот-вот уже она сольется с моей зеленой и начнется спуск в каньон (точка 3 на первой картинке)
Приключение начинается (до этого просто так было, без скоб и прочего экшена)
Скобки на отвесе ведут в гев, вода есть, но не много. Приходится не нырять, а прыгать. Хорошо, не очень высоко
Я долго пыталась понять, след это от окаменелости или нет, кажется, да. Но я не уверена
Здесь воды достаточно, чтобы искупаться, но эту радость я оставила на потом. Иду пока дальше. И замечаю спускающихся мне навстречу людей.
Спускаются они с тропы-полки, обходящей ущелье. Там впереди глубокие гевы, в которые не все хотят лезть. Кто-то не умеет плавать, у кого-то нет водостойких герметичных пакетов, кто-то брезгует лезть в зеленоватую воду. Для этих людей размечена обходная тропа, она идет над ущельем и за гевами снова спускается. Издали она мне кажется страшной довольно, тем более, я-то плавать умею и герметичные пакеты с собой взяла
Переобулась я в сандалики шореш, запихала содержимое рюкзака в непромокаемые пакеты, сделала еще кадр
На этом камера была убрана тоже. Два пройденых гева мне по грудь примерно, я плыть не стала даже, пешком перешла.
Следующая фотография уже за переправой, дальше никакой воды. Семейный маршрут, я сказала?
Аааа, люди, вы все куда? Почему вы поднимаетесь по руслу, как собираетесь возвращаться? Я-то знаю, что у меня за спиной... Вы что, под полуденным солнцем всё это собираетесь идти? Вверх по течению?
Ладно, у меня тут перелетная бабочка, идите как хотите
А эти идут верхом, но тоже в подъем
Черт, что ж такое-то? Оказывается. Кто-то бесконечно находчивый придумал детский кольцевой маршрут
Это я уже вечером в сети нарыла. Никаких тебе Маале Акрабим, так удачно: туда по зеленой, обратно по черной. Что черная проложена как обходная для неумеющих плавать, никого не волнует. Что направление движения вниз по течению, а не навстречу друг другу как придется - тоже никого не волнует, разойтись на трапах внизу невозможно, надо пропускать друг друга. Расходиться на узкой полке сверху - не айс, мне кажется, опасно довольно. Знали бы вы, как я зла.
И теперь тут праздничные народные гуляния с младенцами
Время к 11-ти, я закончила маршрут и не увижу, по счастью, дальнейшего. Кто пойдет с детьми - идите рано утром, до этого бардака. Маршрут прекрасен, если пуст.
Ну вот и всё, настоящий круговой маршрут начинается и заканчивается именно здесь:
И даже машину не разобрали за время похода, чему я порадовалась отдельно
Всё пока.