Провинциальная Великобритания-6

Oct 15, 2018 23:38


Замок на замке Предыдущие записи:
1; 2; 3; 4; 5.

Достаточно одного взгляда на карту валлийских замков (кликабельно!), чтобы понять, как правильно расставить ударения в заголовке.


"За́мок на за́мке " - так выглядела бы карта Уэльса, если бы восстали из руин все за́мки, построенные частично валлийцами, частично - бриттами-завоевателями после подавления очередного валлийского восстания в конце XIII столетия. Знаменитые замки «Железного Кольца» (Iron Ring Castles), построенные во времена короля Эдуарда I и предназначенные для удерживания власти над Уэльсом, дополнили картину за́мкового богатства этой земли.

Валлийцы считают, что точного количества замков в Уэльсе никто не знает. Может быть, иногда добавляют они, их и правда тысяча, ведь подавляющее большинство замков не сохранилось вовсе. От древних нормандских "мотт-и-бейли" (motte-and-bailey - особый тип средневекового замка, представляющего собой обнесенный частоколом двор, внутри которого находится увенчанный донжоном насыпной холм) остались лишь конусовидные насыпи-курганы - основания башен донжонов. А от большинства и этого не осталось.. Википедия, к примеру, утверждает, что всего в Уэльсе свыше 400 замков. Примерно от сотни осталось хоть что-то, что все еще можно увидеть.

Однако, на сегодняшний день лишь немногие замки сохранили черты одного периода строительства. Так, замок Поуис, с которым мы познакомились в начале типичный пример множества перестроек, которые были вызваны либо жизненной необходимостью - дабы успешно противостоять новым видам осадного вооружения, либо - как дань прихоти новых хозяев. Ведь замки, прежде всего, нужны были, чтобы обеспечить их хозяевам тихую и мирную жизнь, поэтому к концу средневековья и позже, во время перестроек всё больше внимания уделялось комфорту, и меньше - нуждам обороны.

Вот как описывает метаморфозу замков известный ученый медиевист Жак ле Гофф:

"Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. В XI в. повсюду топорщились донжоны, преобладала функция защиты. Затем стали появляться украшения. Оставаясь хорошо защищенными, замки стали иметь больше жилых помещений, жилые строения сооружались внутри стен. Вся жизнь концентрировалась в главном зале. Мебели было немного. Столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, или ларь, куда складывали одежду или посуду. ...Другим функциональным предметом роскоши были ковры; их вешали как ширмы, и они образовывали комнаты. Ковры возили из замка в замок; они напоминали воинственному народу его излюбленное жилище - палатку.

Но, возможно, знатные дамы, женщины меценатки стремились к большей изысканности во внутренней отделке. Согласно Бодри де Бургейль, в спальне Адели де Блуа, дочери Вильгельма Завоевателя, стены украшали ковры с изображением сцен из Ветхого завета и «Метаморфоз» Овидия; обои представляли сцены завоевания Англии. Потолок был расписан под небо с Млечным Путем, созвездиями, знаками зодиака, солнцем, луной и планетами. Пол был вымощен мозаикой, изображавшей карту мира с чудовищами и зверями. Кровать с балдахином поддерживали восемь статуй: Философии и Свободных искусств".
[Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада"]


"Анжерский гобелен" - 103 метровое собрание шпалер с изображениями сцен Апокалипсиса (Евангелие от Иоанна), созданных в XIV веке для украшения замка графа Анжуйского. Гобелен хранится в специальном помещении замка Анжу.

Наша поездка на поезде (см. "Провинциальная Великобритания-5") начиналась в городе Карнарвон около одного из самых знаменитых и наиболее сохранившихся замков Уэльса - Замок Карнарвон (Caernarfon Castle), построенного в конце XIII века по приказу короля Эдуарда I. Замок предназначался для защиты завоеванных земель на западном побережье острова. Мощные крепостные стены и многочисленные сторожевые башни ещё и сегодня внушают ощущение абсолютной неприступности этого сооружения.


Построенный на возвышенности, которая мысом выступает далеко в море, замок Карнарвон - настоящая крепость, защищенная от неприятеля со всех сторон.


В отличие от упомянутого выше Поуис, от которого после многочисленных перестроек почти ничего средневекового не осталось, но который больше соответствует нашему представлению о замках, Карнарвон, скорее, всё-таки, крепость. Внутри его стен находились многочисленные служебные и жилые здания (продовольственные и оружейные склады, кухни, конюшни и т.п.) и свободно размещался целый гарнизон, до 1000 солдат. К сожалению, в то время, как стена и башни остались почти нетронутыми, от зданий, которые были внутри крепости, можно увидеть только фундаменты.


Современники Эдуарда I отмечали что строительство замка Карнарвон стоило около £22.000 - огромная сумма по тем временам, почти равная годовому бюджету всего английского королевства. После Эдуарда I строительные работы в замке были незначительные, и заключались, в основном, в кровле крыш, ремонте и перестройке существующих зданий.

Через 200 лет после строительства замка Карнарвон, в XV веке вступила на английский престол династия Тюдоров, имевшая валлийские корни. Это значительно снизило напряжение между Англией и Уэльсом, в результате чего все английские замки, построенные на валлийской земле, включая замок Карнарвон, перестали служить своей главной цели - контролированию завоеванных земель. Гарнизоны оставили замки, и они пришли в запустение. В последующие столетия в периоды гражданских смут в замках укрывались порой сторонники разных партий. В XVII веке в замке Карнарвон заняли оборону роялисты (сторонники короля Карла I), но это продолжалось недолго, и замок продолжал разрушаться.

Так продолжалось вплоть до конца XIX века, когда правительство решило сделать Карнарвон доступным для посещения публики. Была очищена территория внутри стен, восстановлены лестницы, переходы между отдельными частями замка, зубцы стен и башен, перекрытия некоторых помещений, и в 1911 году в замке Карнарвон впервые после 600-летнего перерыва была проведена инвеститура (церемония введения в сан) принца Уэльского, будущего Короля Великобритании Эдуарда VIII. (О легенде, согласно которой первым принцем Уэльским был сын короля Эдуарда I ещё в 1301 году я уже писал.) Прецедент Эдуарда VIII, очевидно, понравился Королеве Елизавете II, и в 1969 году, также в Карнарвоне была проведена инвеститура другого принца Уэльского, старшего сына королевы, принца Чарльза.



В настоящее время замок Карнарвон занесен в Список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения туристов. Вход платный.

Похожая участь постигла и другое замечательное сооружение средневековья - замок Конуи (Conwy Castle), построенный в то же время, что и Карнарвон . Замок стоит на скальном основании в стратегически важном месте - на берегу широкого устья реки Конуи, охраняя вход с моря. Он окружен каменной стеной с 8-ю круглыми многоэтажными башнями и бойницами. Высота башен около 20 м.


Внутренний двор разделен на 2 части огромной поперечной стеной.


В одной из частей находился зал для приемов, а также многочисленные служебные и жилые помещения.


Здесь тоже во время гражданской войны 1642 года укрывались сторонники короля Карла I, которые перешли потом на сторону Парламентской армии. В 1665 году Парламент постановил разрушить замок, чтобы в нем не могли скрываться противники существующего режима, но оказалось, что разрушить такой замок не менее затратно, чем построить, и он остался стоять в таком полуразрушенном состоянии. В конце концов его купил за чисто символическую цену (£100) Третий лорд Конуи (William Milward, 3rd Lord Conwy), который вскоре распродал все сколько-нибудь ценное, что было в замке - кровельное железо, олово, остатки дерева, после чего замок приобрел свой современный вид и... стал любимым объектом многих английских художников.


Уильям Тёрнер (1775-1851), Замок Конуи, 1798, акварель. Музей Поля Гетти.
В XIX веке замок Конуи частично реставрировали, укрепили стены, арки, переходы, лестничные пролеты и межэтажные перекрытия.


В 1822-26 годах построили через реку Конуи 100-метровый (326 футов) пешеходный подвесной мост, заменивший курсировавший здесь паром. Это был один из первых в мире подвесных мостов. При этом, так как мост упирался прямо в замок, архитектор Томас Телфорд сделал башни поддержки моста стилизованными в соответствии с башнями замка. Полное впечатление будто всё сооружение является частью постройки короля Эдуарда I, и только железный настил и стальные звенья несущей цепи, обновленные 100 лет назад, выдают этот "новодел".







В 1846-48 годах рядом с подвесным мостом построили рукав - железнодорожный мост, соединивший в то время только развивающийся, а сегодня очень популярный, морской куррорт Лландидно с железнодорожной веткой Северо-Уэльской прибрежной ж/д. А ещё через 100 лет, в 1958 году открыли третий мост - автомобильное шоссе А547, по которому можно подъехать прямо к воротам замка.

А у ворот стоит (или сидит) стражник.


В 1991 под рекой открыли туннель скоростной дороги А55.

В настоящее время подвесной мост Конуи является частью Национального фонда исторических и природных достопримечательностей (National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty), а замок Конуи, который ЮНЕСКО считает "одним из лучших образцов фортификационной архитектуры конца XIII - начала XIV веков в Европе", записан как объект Всемирного исторического наследия.

Рядом с замком ещё в период его строительства начали селиться люди, основав городок Конуи. Если подняться на верхний этаж одной из башен замка, оттуда открывается замечательный вид: порт, устье реки, заполненное яхтами, городок и зеленые холмы, окружающие всю эту красоту.


В порту монумент - памятник одному из моих любимых пищевых продуктов, мидиям. Таких "вкусных" памятников я ещё не встречал.


А дальше, у причала дети и взрослые заняты несколько необычным промыслом - ловлей рачков.


Делается это с помощью такого нехитрого приспособления, которое продается тут же, на причале в одном из магазинчиков всего за 3 фунта. Это - небольшое пластмассовое ведерко и леска с крючком, на который цепляется кусочек мяса (если приглядеться, на дне ведерка с надписью "CRABBING BUCKET" лежит кулек с обрезками мяса).

Краболовы сидят (или лежат) на краю высокого мола (сейчас отлив, и вода примерно на 1 метр ниже обычного уровня), и, время от времени, они дергают за леску и вытаскивают маленьких рачков, которые соблазняются этим кусочком мяса, и попадают в ведерко. Однако, всё это развлечение имеет только спортивный интерес. В какой-то момент: или, когда кончается наживка, или - кончается время, отпущенное на это развлечение, всё содержимое ведерка вместе с уловом выливается обратно в реку.

Смысл этого мероприятия выглядит довольно противоречивым: с одной стороны подогревается азарт и даже какой-то охотничий инстинкт у детей, но потом, надо побороть себя, проявить жалость к живым существам, и выкинуть "добычу". Не знаю, как родители объясняют это детям? Наверное, просто, как любые дилеммы во все времена: такие правила игры.


Англия

Previous post Next post
Up