Сегодня у меня прекрасный повод нарушить молчание: в прошлое воскресенье я побывала на вебинаре Марины Аницкой (
amarinn) о построении любовных арок в литературе и наконец-то осмыслила произошедшее.
Вообще будь с нами в тот день покойный Лев Ефремович Кройчик, наша местная легенда и мой преподаватель по теории литературе и литературной критике, скандалище был бы неслабый. Шутка ли - говорить о любовной истории как о жанре, да ещё и не привязанном к виду искусства! Но Лев Ефремович никогда бы не принял определение жанра как договорённости между автором и аудиторией. Да ещё и наверняка назидательно погрозил бы пальчиком: мол, по каким-то там схемам строятся только произведения масскульта, а автору, творящему искусство, самому виднее, как у него персонажи будут духовно развиваться и приходить к катарсису.
А в том-то и проблема, что примерно один и тот же путь от знакомства до счастливого воссоединения пройдут и Наташа Ростова с Пьером Безуховым, и Белла Свон с Эдвардом Калленом, и какая-нибудь Мэри Сью с условным Джоном Сноу (подставьте любого "ах, какого мужчину" из популярных фандомов) - разумеется, если автор фика начитан и эту общую сюжетную схему интуитивно ухватил. А вот новыми красками эту схему расцвечивает уже личность автора - вернее, его личная карта жанра. Оказалось, нужно задать себе несколько простых, лежащих на поверхности, вопросов, чтобы эту карту построить. На поверхности-то они, конечно, лежат... но почти всем необходима такая внимательная мама, которая подведёт тебя к месту, где лежит искомое, и тыкнет в него пальцем. И правда, ну как ты этого раньше не замечал? И, держа в руках эту карту, провести героев от пункта А к пунктам B, C и Z (которых они всё равно не минуют, если история получится цельной) гораздо проще.
А ещё на вебинар стоило идти ради того, чтобы услышать, что заимствование мира не делает фанфики плохими "от природы" и твой сюжет - не банальщина (да, даже на фоне фантастически прекрасных сюжетов других участников вебинара - вот бы всё это прочитать, когда будет готово!). Всегда восхищалась педагогами, которые первым делом находят в работах учеников хорошее и вдохновляют идти дальше (о, как мне нужен был этот доброжелательный пинок в нужном направлении!). Уже хочется попасть ещё на какой-нибудь вебинар
amarinn - подозреваю, что и они станут моим личным сортом вещества-которое-нельзя-называть-в-соцсетях.