Снежная королева: Frozen

Jan 23, 2015 13:30


Волею судеб я смотрела диснеевскую "Снежную королеву" уже раз 10 (а кажется, сто), ибо мелочь моя подсела мощно. Сначала я не понимала, в чем там дело, мне куда больше нравилась диснеевская же "Рапунцель" (или "Рапунция," как ее окрестил ребенок). Но мохмух, глянув раз, сказал правильную вещь - мультик действительно хороший, потому что он, в отличие от "Рапунции," главным образом для детей.

Но разумеется, только для детей было б неинтересно. Поэтому и там есть пища для недетских размышлений.

Кто не знаком с сюжетом - в маленьком скандинавском королевстве растут две принцессы, Эльза и Анна. У Эльзы дар снежного волшебства, чем она развлекает младшую Анну, строя ей в коронном зале ледяные горки и смешных снеговиков взмахом руки. Один раз она нечаянно попадает маленькой Анне в глаз своей снежной вспышкой, и Анна начинает леденеть изнутри. Анну спасают лесные тролли, но Эльза с тех пор проводит большую часть времени в своей комнате, потому что боится опять нечаянно навредить сестренке. А Анна ужасно по ней скучает, и не понимает, что происходит, и поет Эльзе "давай построим снеговика" в замочную скважину.

Ведь раньше все было так хорошо:




Годы идут, но ничего не меняется. Волшебство Эльзы становится все сильнее, как его контролировать она не знает, а от ее отчаяния леденеют стены. Во время шторма погибают путешествующие на корабле родители девочек - король и королева, и Эльзе надо взойти на престол. Ей мучителен минимальный контакт с другими людьми, во время коронации и вечеринки позже она боится, что захерачит ненароком льдом еще кому-то в глаз, или что-то похуже. А тут еще Анна, выросшая в огонь-девку, притаскивает ей какого-то принца с которым она только что познакомилась, и заявляет, что собирается за него замуж. Эльза немножко выходит из себя, и от этого в середине июля наступает живопuсная такая зима, и фьорд, внутри которого королевский замок, полностью покрывается льдом. Эльза в отчаянии убегает куда подальше, но Анна бросается ей вслед. Наконец-то она начинает понимать, что происходило с ее старшей сестрой все это время…

Удивляясь, чего это я заливаюсь слезами, я примерно к пятому разу просмотра догадалась аки Штирлиц, что мне тут показывают психологическую травму во всей ее красе. Травмирована именно Эльза, она растет девочкой-отличницей-пионеркой, перфекционисткой, которой всегда, всегда очень страшно внутри. Anxious overachiever она, помимо всего прочего. И - самое главное - Эльза ведь по сути талантливейший художник, которому запретили творить. А потом она сама себе запретила, интернализацией. Она классичеки-викториански repressed, и Сандра Гильберт и Сьюзан Губар могли бы написать о ней еще одну толстую книжку.

Самая красивая, центральная сцена мультфильма - превращение застегнутой на все пуговицы, репрессд Эльзы в Снежную Королеву. И по совместительству, в Настоящую Женщину. Эльза, после ссоры с Анной и нечаянным ледяным пыщ-пыщ, убежала из замка в лес, и окружена теперь только снегом и горами. Сначала она печально бредет по сугробам в своей шерстяной малиновой мантии, со строгой прической а-ля "библиотекарша," в которую ей воткнули крошечную корону. Но когда до нее доходит, что бояться нечего, потому что все уже случилось, да и нет уже рядом никого, кого бы можно было нечаянно прикончить, у нее меняется походка. И выражение лица. Мантию уносит ветер, а Эльза, из рук которой внезапно вылетают ледяные цветочки и другие красивые вещи, бежит вверх по ледяной же лестнице, которая строится по мере ее бега наверх.
Это мощнейший образ достигнутой внутренней свободы, реализации собственных желаний и творческого потенциала, и т.д. и т.п., но это все звучит гораздо хуже, чем прекрасная сверкающая лестница в небо, по которой бежит строящая ее же девушка.



К лестнице Эльза пристраивает еще и нехилый замок,



и заодно строит свой новый образ - выбросив издевательски маленькую корону туда же, куда улетела мантия, Эльза непердаваемым жестом превращает свой туго заплетенный узел платиновых волос в хулигански растрепанную косу, в которой сверкают снежинки. Шерстяной наряд с высоким горлом она превращает в переливающееся всеми оттенками льда бальное платье с вот такенным разрезом, до которого даже Анжели Жоли далеко. И выходит на балкон окинуть взглядом свои владения - выходит, покачивая внезапно появившимися бедрами.

было:



стало:



Это превращение можно найти проблематичным. Почему свобода должна выражаться именно в сексуальном образе? Почему это непременно приличная девушка должна внезапно выглядеть и двигаться как матерая фамм фаталь? Но с другой стороны… кто когда хотел быть приличной девушкой?
Вот, смотрите целиком, если хотите, Дисней не возражает:

image Click to view



(хочется еще и об Анне, у которой своя травма, хоть и не такая красочная, и, главное, о совершенно прелестном снеговике Олафе, который квинтэссенция ребенка и человечности вообще, но о них как-нибудь в другой раз)

анфас и профиль, гуманитарный склад ума

Previous post Next post
Up