Даты: 1-31 мая 2012
Пробег: 7500 км
Мотоцикл: неизменно BMW 650 GS Dakar
Страны: Украина- Польша - Словакия- Венгрия- Хорватия-Черногория-(Босния и Герцеговина транзит 20 минут)- Албания- Греция- Болгария-Румыния- Украина
Как вы уже догадались, в отчете про Балканы отсутствует такая форма изложения, как «приехали туда-то - увидели то-то - поехали сюда и встретились с тем-то»...
Данная статья скорее придется по вкусу людям пытающимся извлечь из текста как можно больше конструктива, вооружившись которым, можно самому начинать планировать маршрут по Балканам и Греции.
Далее: подразделы, посвященные покрытию дорог по Балканским странам, встречам с интересными людьми, must-see достопримечательностям, паромам на греческих островах и многому другому
карта маршрута
Но прежде чем перейти к «рейтингу покрытия дорог» в Греции и Балканах, позволю себе вспомнить один эпизод во время прохвата по хорватским просторам…
Естественным образом, самое интересное начинается, когда въезжаешь в страны, в которых ранее бывать не доводилось и проезжаешь местность, о которой прежде только слышал…
«Самое интересное» в этот раз началось у нас именно с Хорватии - первой по счету страны после «телепорта» по Венгрии, в которой в отличие от Хорватии мы были ранее не раз.
В Плитвице. Хорватия
Мне не случалось глубоко задумываться о судьбе Балканского регионе в начале 90-х. О том, полном сумятицы и кровопролития, периоде в истории стран, входящих в состав Югославии. Признаться, до последнего времени - мне, в частности, мало было известно о том, какой ценой Хорватия отвоевала свою независимость.
Но когда в первый день пребывания в этой стране мы проезжали окрестности города Карловац в центральной части Хорватии, мы воочию увидели следы тех исторических событий.
Конечно же, с тех пор прошло немало времени и большинство домов было отстроено и отреставрировано. Но некоторые заброшенные дома с многочисленными вмятинами на стенах от перестрелок и боев так и остались стоять.
В некоторых из отстроенных домов хозяева намеренно не закрашивали и не ремонтировали следы от пуль и снарядов - в память о боях. Эти несколько поколений Хорват горды тем, что сражались и пострадали за свою независимость, а потому ценят ее. Мне кажется, это есть в их характере - чувство национального достоинства и гордости.
по дороге в парк Пакленица
И на этой возвышенной ноте… Как и обещала, наш субъективный «рейтинг покрытия дорог» можно подать следующим образом:
1 место за "качество" дорог - Хорватия, побережье Черногории, юго-западная и центральная Румыния,
2 место за "Живописность и серпантинность": северо-запад Греции, побережье Хорватии, ионические острова;
3 место "за аскетичность и максимальный уровень сложности в плане проходимости" принадлежит серпантинам центральной материковой Греции и южной Албании - в направлении города Янина в Греции, северно-западной Болгарии - при въезде в Румынию через Видин, и частично севере Румынии.
кемпинг в Трогире
Хорватия
К одному из запомнившихся моментов, связанных со специфическим покрытием дорог, можно отнести, к примеру, ситуацию, когда, не доезжая до Хорватско-Черногорской границы, попали на реконструкцию дороги, где внушительные отрезки пути представляли собой сплошное гравийное покрытие. Камни вылетали из под колес, когда в столбе пыли от идущего впереди транспорта, мы тащились со скоростью до 30 км в час. Видимость практически нулевая, дышать нечем - пошли на обгон дорожно-ремонтного транспорта. Мне, сидя на пассажирском сиденье, казалось, что мотик носит и мы вот-вот завалимся на бок. Но спустя какое-то время, я привыкла и даже фотографировала гравийную дорогу по ходу езды. Только вот в сравнении с тем, что несколькими днями позже ожидало нас на юго-востоке Албании, ситуация в Хорватии теперь кажется просто минутным дискомфортом.
Дубровник
В Дубровнике
Чем больше мы приближались к границе с Албанией, тем веселее становилось. В Албании также велись дорожно- ремонтные работы, но в отличие от Хорватии там действительно было что «ремонтировать»: по разбитым грунтово-гравийным отрезкам пути под дождем мы обгоняли джипы, которые тащились со скоростью 15 км в час. В лужах стояла вода с грязью, из-за дождя поверхность становилась все более скользкой. Лавируя между ям по колено по оставшимся кускам асфальта, мы на своем BMW-мостодонтике в 390 км общего веса, уже начинали опасаться наихудшего - что подвеска загруженного Dakar долго такого не выдержит. Казалось, это никогда не закончиться - но, наконец, все в пыли и грязи мы вырулили на отличную асфальтированную дорогу. Можно сказать, неслабо поэндурили :)). Риспект Дакару, который просто создан для таких дорог и Максу, как опытному водителю. При всей не благоприятности ситуации, надо отдать должное водителям джипов, которые на трудных отрезках пути пропускали и местным жителям, пытающимся на чистом албанском разъяснять куда ехать и интересоваться, откуда мы. Происходило все это на фоне заснеженных горных пиков и зеленых долин, ощущение пространства зашкаливало - виды открывались такие, что моментами казалось, будто мы где-то в глубинке Казахстана. На ум приходило лишь одно, красиво, конечно, но что мы в этой бездорожной дичи делаем? После всех испытаний того дня, пересекая границу с Грецией радовались, как- будто вернулись домой.
Коты Дубровника
Но не мало удивила нас дорогами и сама Греция, когда на 9-й день путешествия по этой Стране Серпантинов, мы нашли серпантины, что называется, „89-го уровня” (читай - для „прокачанных юзеров”).
Дорога в центральной Греции (от Нафпакта до Кардицы) пролегает через горы, мимо редких горных сел, где на узких дорогах у крутых обрывов в час проезжает 2 машины и те из местных поселков. Козы, лисицы, камни на всю полосу, раздавленные змеи на дороге, озера в долинах на фоне зеленых гор - и никаких людей. Ощущение, что едешь по национальному парку. Дичь из дичи. На преодоление 350 км серпантинов нам понадобилось почти 9 часов. Ехать приходилось все время на 1-2 передаче, про 3-ю можно было только мечтать. Мотоциклистов замечено не было. Однозначно, не всякий матерый мото-грек бывал в этих краях.
Знали ли мы, что нам предстоит такое в Албании и Греции? Конечно нет. Подробной информации о состоянии дорог у нас не было. Ни один грек, советовавший эти живописные места, особо не рассказывал, что на самом представляют из себя здешние дороги. Да и в Интернете не всегда можно найти такую информацию.
трушные соседи в кемпинге, в Дубровнике
дорога к Перасту, Черногория
Про трафик, стиль вождения и полицию - в Хорватии ездят по-европейски сдержанно и цивилизованно, в целом, в мае трафик на побережье не слишком интенсивный. В Черногории- «по-славянски» лихачат; знаков приоритета на развязках не особо придерживаются. В Албании на автобанах - «по-украински» щимят и мигают, мол, уступи дорогу.
А в Греции - мы ездили там, где… автомобилей нет : ) Ну а там, где они есть, например, на окружной больших городов Патры, Салоники - греки несутся 120 км в час, едут нервно и особо не церемонятся, в общем, все в стиле плотного городского трафика.
В Греции и Албании полиция стоит вдоль дорог с радарами, о чем не редко предупреждают встречные водители. В обоих странах, нещадно штрафуют за превышение. Например, ограничение скорости в населенных пунктах Албании, где полиции на дороге, больше чем в Украине - 40 км в час(!) И, кажется, что останавливают они каждого второго. Но мы - им, по-видимому, были не интересны, не превышали, да и номера какие-то у нас незнакомые. В этих странах нужно ехать строго за местными, которые знают, где стоит полиция и вовремя сбрасывают скорость, а ты - вслед за ними. К слову, по всей Европе штрафуют за превышение более 10% от разрешенной скорости.
В Перасте, Черногория
по кофейку, в Перасте
В Албании на «спортах» гоняют ребятки без шлемов, но зато в майках и шлепках. В общем, у Албании гораздо больше общего с Украиной, чем можно было бы подумать. :)
Кстати, в Греции, не смотря на легенды, подавляющее большинство греческих мотоциклистов ездит в шлемах.
Между тем, не зря при въезде на территорию Албании развивается флаг Евросоюза, по ключевым направлениям следования положен отличнейший качественный асфальт. Украине [особенно учитывая последствия последней зимы] такое в ближайшее время и не снилось ;((
Рекомендации к must see в Балканах:
К самым живописным отрезкам пути за время путешествия можно отнести:
побережье Хорватии от Трогира до Дубровника, дорогу вдоль в Которского залива в Черногории (Пераст-Котор), в юго-восточной Албании - дорога к границе с Грецией; высокогорные серпантины Национального парка Викос-Аоос в Греции, что в регионе Загория(он же Загорохория). А именно дорога на поселок Papigo и окрестности, подъем от деревни Monodendri к величественному ущелью Викос.
Ущелье Викос-Аоос
В Которе, Черногория
Вид из нашего окна, Котор
На острове Кефалония в Греции: внимания заслуживает дорога вдоль побережья от Фискардо до полуострова Асос в направлении пляжа Миртос. Что на Кефалонии, что на Левкаде дороги редко прямые, часто с видом на море, есть высокогорные, и всегда очень живописные. Кстати, ионические острова считаются самыми зелеными островами Греции.
А дорога в центральной Греции от города Нафпактос до Кардитца по крутым серпантинам через Platanos- озеро Evinos lake- Domnista-Krikelo- озеро Plastira займет целый день и будет стоит сил, но несомненно запомниться на всю жизнь.
Также нельзя пропустить живописный подъем от поселка Кастраки к монастырям Метеоры в Греции.
Котор
по дороге к Албанской границе...
Если вы любите горы, природные парки и европейские городки с узкими улочками и красными крышами - внимания стоят такие достопримечательности:
в Хорватии (Плитвицкие озера, парк Пакленица, парк Крк), города Трогир и Дубровник.
В Черногории must see: Которский залив, а также старый город Котор.
В Греции: Национальный парк Викос-Аоос и одно из самых глубоких в мире - ущелье Викос, похожее на Гранд Каньон.
Далее фото с живописных дорог Албании
Ионические острова: Левкада и Кефалония - очень зеленые, с уютными бухтами, в частности на Левкаде потрясает пляж Порто-Катцики, а на Кефалонии - пещера с озером Мелиссани, пляж Миртос.
К слову об островах, на остров Левкада с материка можно попасть без парома, въезд на остров через подводный тоннель стоит около 1 евро за мото. А на Кефалонию следует паром из порта Василики, который в мае курсирует 2 раза в день, и стоит около 23 евро за 2-х человек и мотоцикл. Идет паром со скоростью около 17 км в час и достигает порта Фискардо в Кефалонии где-то за час. Быстро и удобно.
Сайты про греческие паромы:
http://www.greekferries.gr,
http://www.ferries-greece.com Расписание паромов варьируется в зависимости от сезона. Мы для полной уверенности насчет цены за паром и времени отправления за день приезжали в порт и выясняли на месте подробности.
Албания
На востоке Албании. Приближаясь к границе с Грецией
Из Кефалонии, к примеру, в мае вы не попадете на замечательный остров Занте (он же Закинтос) и чтобы покинуть Кефалонию в направление материка придется, как в нашем случае, брать паром из Пороса в Киллини - прямиком на Пелопоннес. Тут ходят большие многоэтажные паромы, идут быстро и за 1,5 часа вы на месте. С мотоцикла и за 2-х человек заплатили 34 евро(по 10 евро с человека, и 13 с мотоцикла).
Пелопоннес, как полуостров примечателен тем, что он огромен и его не посмотришь и за неделю. Тут нам пришлось выбирать - и приоритетом стала древняя Архиа Олимпия, расположенная на живописных холмах, похожих на тосканские. А также гигантский мост Рио-Антирио в Патре, пролегающий через Коринфский залив. Будучи 3 км длинной, мост имеет возможность раздвигаться вместе с отдалением Пелопоннеса от материковой Греции (на 35 мм в год).
К слову именно на Пелопоннесе, недалеко от Патры у нас была назначена встреча с греческим мото-путешественником по имени Василис. Ранее он писал нам на форуме advrider.com - советовал много полезного насчет Греции и Албании, предлагал пересечься пообщаться. Мы радостно подхватили инициативу. Василис с друзьями встретил нас в одном из кафе на побережье в 5-ти км от нашего кемпинга.
Возле Патры с новыми греческими мото-друзьями
мост Рио Антирио.
Вечер пролетел незаметно, казалось и 6ти часов общения нам было мало. Ребята угощали нас греческими блюдами, подарили большую карту по Греции, и вдохновили на некоторые корректировки дальнейшего маршрута - было принято решение задержаться еще на пару дней в Греции ради горы Олимп и курорта Халкидики. Кроме того, Василис отметил, что бросок через горы и серпантины в Кардитцу мы не проделаем за 1 день, мол, очень уж матерые и извилистые там дороги. На что мы только пожали плечами и днем позже все-таки одолели эту дорогу до 9ти вечера.
Викос-Аоос. Загорохория- Северная Греция.
В каменных деревнях Загорохории
И еще о приятных встречах. В кемпинге возле Трогира познакомились с ребятами из Воронежа, они катались на своем Transalp по Адриатическому побережью и собирались в Италию. Вот и завязалась тема для посиделок в кафешке - ребята угостили нас вкусным хорватским обедом, а мы рассказали о нашей прошлогодней мото-поездке по Италии.
Вот вам «Пословица»: Встретил единомышленников в другой стране - быть долгой трапезе :)
Очень много мото-туристов было замечено в Хорватии и Черногории, Румынии, не редко на эндуро. Чего нельзя сказать о Греции - помимо популярных монастырей Метеоры, мото-туристов почти не встречали.
Серпантины Загорохории. Подъем к деревне Папиго.
На горных перевалах северной Греции. Дождь догоняет
Рискуя намокнуть, остановились сфоткать радугу
Недалеко от Салоников, остановившись у обочины перекусить, случайно познакомились с владельцем киоска с хот-догами, он оказался родом из Грузии. Заговорились про Тбилиси, про наш любимый горнолыжный курорт Гудаури, про жизнь в Греции, хозяин угощал нас пепси.
И это было не последнее знакомство с приятными и просто отзывчивыми людьми.
Недалеко от Катерини, не доезжая до горы Олимп, судьба свела нас с очередным добросовестным греком по имени Костас - автомехаником, который нас очень выручил. А именно: качественно и недорого заварил подрамник на котором держался левый кофр. Ранее, подрамник треснул, когда ехали по восточному побережью Греции.. Благо случилось это не в какой-нибудь дичи, а возле цивилизации и не на большой скорости, так что поломку удалось вовремя выявить и вскоре успешно устранить.
Казалось бы 4 года ездили с этими кофрами и крепление не подводило, да вот только раньше нам не приходилось сотни километров преодолевать по бездорожью и ямам Албании-Греции да еще и такими гружеными.
Проржавелое крепление для кофра
Костас - в деле)
Итого: имеем вечное крепление:)
Но обычным словом «везение» не назовешь тот факт, что лопни крепление днем ранее, когда мы преодолевали безлюдные серпантинные дороги высокогорья центральной Греции - застряли бы мы с этой поломкой минимум на день в горах, а не на 40 минут.
В то же время, случись это днем позже на загруженных скоростных автобанах возле Салоников - последствия могли быть определенно серьезными.
Оказалось, что основной причиной поломки в Греции стало некачественно заваренное при предыдущем владельце Dakar крепление кофра. Метал износился и окончательно проржавел - в результате чего и треснул.
Кстати, подрамник нам заварили всего за 20 евро. Для сравнения, в Салониках с нас взяли столько же за балансировку переднего колеса.
Из чего вывод - «ломаться» дешевле подальше от больших городов. :)
Далее на фото ионические острова: Левкада и Кефалония
поселок Сами. Кефалония. Пляж у нашего кемпинга
паром на Кефалонию из Левкады
Фискардо. В порту. Кефалония.
Кефалония - вся в лесах и кипарисах.
Пляж Миртос. Кефалония
В следующих «сериях»: что дороже Греция или Хорватия? Что по чем?
Про еду, деньги, оплату дорог и прочее... Фото-интересности. В чем «загадочность» Албании? И почему на наш взгляд Албания- "страна-побратим" Украины?
Где люди лучше ? Что за сюрпризы нам преподнесла Болгария и чем «покорила» Румыния. «Мокрый» Болгаро-Румынский отрезок пути.
и еще немного фото....
кемпинг возле Архии Олимпии, на Пелопонесе
покидая Пелопонес...
Ниже фото отрезка пути по центральной Греции: от Нафпакта до Кардицы... и до Метеор
"Шпилька"... и так весь день))
8й час в седле... на серпантинах центральной Греции
И двумя днями позже....
припакованные Австрийцы в Метеорах
Фото: Макс Смоляр (Canon 5D), Катерина Смоляр (Sony TX5)
Текст: Катерина Смоляр
В предыдущих "выпусках":
Анонс||
Мото-путешествие по Балканам и Греции 2012 По Балканам и Греции на мотоцикле. Часть 1.
„Философия и быт” подготовки к мото-путешествию p.s. я обожаю опечатки и не вижу их в упор :) маякуйте, плиз, если разыщите их в статье ;)