Оригинал взят у
shaltay_boltay в
Стокгольмский метрополитен Пишет grishasergei: “Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро - одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро прежде всего известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа “cамые необычные метрополитены мира”.
Сегодня я хочу подробно рассказать о метро Стокгольма, туннельбане, как его здесь называют.”
(Всего 58 фото)
Источник: Жжурнал/
grishasergei Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем. В данное время в приоритете возрождение трамвая и окончание строительства нового железнодорожного туннеля, но это уже совсем другая история.
1. Взглянем на схему. Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции из рассказа про новый железнодорожный туннель. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.
2. Верхний уровень. Средний уровень выглядит точно так же.
3. Нижний уровень - платформа синей линии. Отличительная черта всей синей ветки, благодаря которой стокгольмское метро известно во всем мире, это отделка, точнее ее отсутствие. Все станции синей ветки, за исключением двух, вырублены в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты слоем набрызг-бетона. Дальше лишь дело росписи да освещения и на выходе получаем шедевры!
4. Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит “аквариум”, в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую!
5. “Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения…” - приблизительно в таком стиле описана эта композиция. Сходите по ссылке, у парня все ок с фантазией
6. Композиция усилена звуковым сопровождением. Помните звуки, когда нажимаешь на здания и юниты зергов в Старкрафте? Такие же слышны из аквариума.
Искусство на станция метро постоянно развивается и не консервируется в виде на момент постройки станции. Новые художники и идеи постоянно воплощаются в жизнь.
7. Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры.
8. Самая психоделическая станция - Kungsträdgården (Королевский сад). Находится в самом центре города, удобно для туристов. Тут полный трэш - римские скульптуры, стекающие ручьи, атомный потолок и т.д
9.
10.
11. Знаменитая станция Rådhuset. Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют.
12.
13. Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции - “Роза иммигрантам, солидарность и братство”. Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто. При этом станция Rinkeby тоже очень красивая.
14.
15. А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии.
16. Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красному цвету. Одна из самых популярных среди туристов и это неудивительно. Красный цвет всегда бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления
17.
18. Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фентезийных миров.
19. Вместо того, чтобы закрываться скалу бетоном, как это делали в 60ых, в 70ых решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.
Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые “пещерные” станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они то справляются, но по-моему как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствуем на станциях пещерного типа без них. Надеюсь в будущем эти конструкции с потолка уберут.
20. Mörby centrum - одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций.
Красная линия.
Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты.
21. Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены.
22. Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит “Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать”. Нет такого пункта? А жаль…
23. Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного.
24. Станция Tekniska högskolan (Политехнический университет).
25. Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. Этот прекрасный символ не всегда был “гордым знаменем пропаганды гомосятины”. В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой!
26. Выйдем из-под земли. Не все стокгольмские станции шедевры и неповторимы. Axelsberg - одна из многих типичных наземных станций.
27. Или Bredäng.
28. Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит!
29. Опять мерзкий подвесной потолок в сеточку, значит ранняя станция пещерного типа, и к Википедии не ходи!
30. Zinkensdamm - подземная станция полностью закованная в бетон.
31. Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: “Пингвин держит куб на животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает станции особый характер”. Сложно не согласиться с автором
32. Mariatorget из той же серии. Что мне нравится, ну прям очень-очень нравится, так это отсутствие дешевых материалов в отделке. Никакого пластика или вагонки, только дерево, металл, стекло и бетон. Без мрамора, но со вкусом. Кстати, вы наверное уже заметили как много лавочек. Лавочка это не декоративный элемент, а чтобы посидеть и удобно дождаться поезда. Независимо от оформления станции почти все лавочки одинаковые и, что очень важно, деревянные!
33. Синяя станция Duvbo. Зря думали, что пещерные станции будут пугать людей, сейчас все равно никто по сторонам не смотрит, все в айфон тупят.
34. Västra skogen, тоже синяя линия.
35. По тому как в Стокгольме устроены пересадки между разными видами транспорта можно писать учебники. Все сделано на столько грамотно, что вот прям вообще не к чему придраться. Станция Ropsten, отсюда отходит много автобусов и электричка. Станция находится на эстакаде, в конце спуск на перроны электрички, внизу стоят автобусы.
36. Переход между синей и зеленой линиями на Fridhemsplan, красота.
37. Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути - это метро, а посредине - трамвая. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути.
38. Чтобы пересесть с трамвая на метро нужно просто перейти на противоположную сторону платформы, все. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены.
Зеленая линия
Первая линия стокгольмского метро, с неё началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история.
39. Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull.
40. Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая.
Большинство из 49 зеленых линий наземные и мало отличаются от друг друга. По началу оформлению станций особого внимания не уделяли и сделали все под копирку.
41. Типичная зеленая станция. Это Blåsut, но можно вставить любое другое название
42. И ночной вид.
43. Farsta. Спальный район может выглядеть вот так.
44. Или вот так, Stureby. Живешь со всеми преимуществами деревни, но в городе и возле метро - красота!