Как высушить корабельное дерево.

Dec 17, 2014 23:07



Вообще, первыми о сушке леса перед постройкой кораблей задумались испанцы. До освоения Нового Света леса у них было мало, а флот даже для перевозки награбленного из Америки требовался большой.

Первые ордонансы по сушке издал еще Филипп II, дерево должно было складироваться под крышами, и лежать минимум два года, причем раз в год дерево перебиралось и переворачивалось.
Эта мера потом сыграла с испанцами злую шутку, ибо Голландия, строя корабли из сырого леса, смогла просто задавить противника количеством.
Примерно с времен Карла I проблема с лесом возникла и в Англии. Голландия, как самая скупая нация в мире, по окончании войны так же задумалась о том, как продлить жизнь кораблей. Задумались об этом и Франция времен Кольбера, и Россия позднего Петра I.
Какие меры только не предпринимали! Среди них были и экзотические - например, топить бревна в навозе, который сохраняет довольно долгое время тепло, чтобы высушить дерево. Варить в слабом растворе соли. Сушить комели над углями. Всего не перечислишь.
К середине XVIII века сошлись на объединении английского и голландского методов.
Итак, деревья рубили в октябре или марте. Предварительно, примерно за 2 недели у корневища снимали кору, чтобы из земли перестали поступать соки, и дерево немного подсохло.
Далее дерево топили, привязав к нему груз, в проточной воде, чтобы не получилось такого:


и оставляли на полгода. Правда проточная вода вымывая древесный сок снижала прочность и эластичность, но зато дерево становилось более однородным и более пригодным для сушки.
Далее дерево лишали коры и выкладывали на сушку.
Существовали два типа выкладки.
Английский:


Голландский


Каждый имел свои плюсы и свои минусы.
При выкладке в английском варианте бревно меньше деформировалось во время сушки.
При выкладке в голландском варианте бревно получалось более сухим, особенно если почва для выкладки была песчаная. Очень часто так же голландцы делали выкладку на пожарищах, особенно торфяниках, ибо жар и уголь помогают эффективно убрать влагу из дерева.
Каждые три месяца бревна перекладывались, чтобы сушиться более равномерно.
Весь процесс сушки в Голландии занимал 2 года, в Англии - 5 лет. При этом по крепости и прочности бревно было примерно одинаковым.
При постройке набора корабля учитывали следующее - дереву надо усесться, поэтому собранный киль и шпангоуты оставляли примерно на полгода для дополнительной сушки и усадки.
Что касается мачтового дерева и мачт.
Их замачивали в соляном растворе, и возили в нем.
Употребление мачтового дерева планировалось примерно за год, комели вытаскивали из соляного раствора, снимали кору, шкурили, обрабатывали морилкой и дегтем и ставили на сушку.

история, судостроение, технологии

Previous post Next post
Up