Шифр к ключу: почему новый Сплин лучше старых двух

Oct 05, 2016 17:24

Самая эгоистичная рецензия на "Ключ от шифру" группы Сплин.

Общий тренд, окружающий в последние несколько лет творчество Саши Васильева, таков: лучшее, конечно, позади. Каждый новый релиз - «Эх, опять не "25-й кадр" / "Гранатовый" / <подставьте ваш по вкусу>». У каждого есть водораздельный альбом, "после которого группа скатилась". Если честно, я такой же. Первые тревожные звоночки прозвучали в "Реверсивной хронике", "Обман зрения" и (особенно) первый "Резонанс" перевели ползунок моего интереса к Сплину в положение «а, вышел новый альбом? Ну хоть бы не хуже "Обмана зрения"». Ну так вот недавно вышедший "Ключ к шифру" - очень крутая работа. Если бы он появился, например, 16 лет назад, мы все сейчас сохли бы по нему.




И вот люди, которые перевели свои ползунки интереса к Сплину в такое же нейтральное состояние, знакомились с его новой работой последовательно на ютубе. Сначала вышел клип "Пирамиды". Ого, подумал я. Нифига себе, подумал я после пятого подряд прослушивания. Вот это да, думаю я теперь, когда счетчик уже перевалил за сотню. Уж сингл так сингл: меткий текст, доведенные до совершенства ненавязчивые экспериментальные вставки в музыку, а тут еще и клип, не только подчеркивающий суть темы, но и прекрасно снятый и смонтированный. В общем, мой внутренний сплиноман с надеждой потянул воздух и приготовился "пить и ждать новостей".


Потом Васильев пальнул из крупного калибра. В сеть пошли "Окраины". Клип оставляет тягостное впечатление. Он настолько нарочно выглядит примитивной халтурой, что не оставляет даже возможности поискать в этом какую-то концепцию. На контрасте с клипами главного трендсеттера страны, удостоенного звания "Человек года GQ", "Окраины" выглядят как первый клип какой-нибудь брянской панк-группы с условным Эскобаром на вокале. Но главный минус клипа - он сильно доминирует над текстом, а зря. Но об этом позже.


Третьей ступенькой стало видео к песне "Земля уходит из-под ног". Два Васильева сидят на подоконнике (как я, покинувший койку в комнате, в которой еще три койки, в общаге несколько лет назад, с другом Санькой). Один играет, оба поют. По прослушивании альбома я могу сказать - это клип не к той песне. Такой видеоряд подойдет к "Она была так прекрасна". В общем, общее впечатление - непонятно, но интересно.




А потом была целая история. Я поехал в другой город к другу в гости. У друга отказал интернет, и он, тезка Васильева, говорит мне: привези, мол, цветочек аленькой Сплина свежего на флешке. Флешка у меня только одна - та, что в машине на рандоме стоит - так что я три с хером часа ехал молясь, чтобы не попался мне случайный трек из "Ключа к шифру". Люблю, знаете, новые альбомы нежно любимых групп слушать в тишине, в наушнегах, под настроение, целиком. Так вот, по дороге туда Сплин не попался. На месте я, конечно, замотался и забыл отдать Саньке альбом, а когда ехал обратно, попался мне "Реквием".

Я понял, что я не могу это слушать. В дороге - точно. Переключил.

А потом послушал весь альбом, уже догадываясь про "Реквием" и ожидая его. До "Реквиема" на альбоме охренительные "Пирамиды", зубодробительные "Окраины", которые куда, куда сильнее без видеоряда (бомбический текст!), медитативные "Мудрецы", пинкфлойд(гилмор)овский "Кит", задумчивый "Храм", БГ-подобная "Она была так прекрасна", полистилевой "Джа", а потом тот самый трек. Даже не песня - я где-то в комментариях наткнулся, что "Реквием" исполнен позорно. Да нет, ребят, именно как надо он исполнен. Я слушал альбом запоем, пять-семь раз подряд, и все эти разы ревел, как ребенок, на последней строчке композиции под номером девять.

И сейчас так же. Первый раз в жизни я не возьму в машину мощнейший номер чьего-либо альбома. Там, знаете, есть строчка про то, что "только каблук надо бы посадить на клей"... С этого момента Васильева невозможно упрекнуть в искусственности. Во-первых, весь альбом поворачивается другой стороной. Во-вторых, так и о таком вслух может сказать далеко не каждый. Настолько на разрыв. Не думаю, что кто-то будет удивлен, если этот трек так и останется студийным. Он высказал все, что ровно год назад было и до сих пор остается у меня внутри, и невозможно сказать это точнее и искреннее.

Весь альбом на одном нерве. Впервые после двух предыдущих работ (а то и трех, если "Резонанс" считать за два) ни одной проходной строчки, ни одной лишней ноты. Александру давно неинтересно распыляться параллельными гитарными чесами в разных каналах, как в "Орбит без сахара", где это было сделано от нехватки то ли мастерства, то ли идей. Сейчас хватает и того и другого, так что каждый звук выверен; но на "Обмане зрения", например, это иногда звучало скучно. "Ключ" же держит в напряжении все 54 минуты.

Это не унылый, скучный или серый альбом. Васильев говорит о вещах, которые очень неприятно воспринимать. Знаете, это очень горький альбом. Горький не столько на вкус, сколько от ощущения горечи, которое наверняка превалировало при его создании, учитывая центральный трек. Это делает логичным и выбор тематики, и общую атмосферу. Но и позитивных ноток в пластинке тоже хватает.

А самый главный аргумент,  который позволяет поставить "Ключ к шифру" вровень с "Гранатовым", "25-м" и другими по вкусу, заключается в том, что этот альбом можно раздеребанить на цитаты не хуже названных. Это феноменально меткая поэтически работа, записанная с филигранным вниманием к каждой ноте. Отдельный респект за семплированных Doors в последнем треке. И конечно, ждем расширенное издание. Впервые за долгое время у Сплина вышел альбом, который надо, надо, надо обязательно поставить себе на полку.

И слушать.

рецензия, сплин

Previous post Next post
Up