Вчера я разговаривала со своим папой, он жалеет, что его не отдавали в дет.сад- он был стеснительный, считает, это ему мешало. А дети в детском саду более раскрепощены на общение и более дисциплинизированы. Мы закончили наш разговор резюме, что индивидуальный подход и воспитание с подстройкой по конкретные особенности личности - это круто
(
Read more... )
Вот с аквапарком и горкой недавно Зойка выпендривалась. Пошагово, что я делала:
1. Заранее предполагая, что могут возникнуть проблемы, я несколько раз проговаривала: "В среду пойдем в аквапарк, будем кататься с горки". Не акцентировала, но каждый раз упоминала, как к слову приходилось. Это вообще тонкий момент - не перегрузить тему вниманием, не сделать ее сверхважной, но и не пустить на самотек, типа, как будет - так будет (если мне тема действительно важна самой).
2. В первый раз я физически помогаю преодолеть барьер. Пока ребенок не опомнился, беру на руки и вместе скатываемся с горки. Если правильно угадать момент и самой не колебаться, это не получается "насильно". Задаю настроение - вот как весело и классно.
3. Отказываюсь повторить. Даже если не просит, все равно строго говорю что-то вроде "хорошенького понемножку, теперь пойдем куда-нибудь еще"
4. Рассказываю окружающим, как мы здорово скатились, вовлекаю ребенка в обсуждения. Дожидаюсь отчетливой просьбы "хочу еще на горку", О-о-очень нехотя соглашаюсь. Дальше обычно проблем не возникает.
Самое сложное - самой вложить в тему ровно столько внимания, сколько нужно, не перегрузить и не обесценить, создать у ребенка впечатление, что родители в общем-то, контролируют и одобряют процесс, но могут и прикрыть лавочку в любой момент. Чтобы ребенок относил его в разряд желанного, но строго дозированного "мороженого", а не "манной каши", которую можно есть сколько угодно, но что-то никто не рвется.
Reply
Как Вам удается так осознанно и структурировано по пунктам разложить - для меня загадка.
В целом пункты эти все я применяю, теперь еще осознаннее буду. Но, ксожалению, если в случае с горкой
Изза быстроты вопроса они сработают, то длительное мероприятие с ожиданием (в раздевалке и на начале занятия) да без полнейшего маминого присутствия так хитрО не проведешь. Попробую все же.
Может, я слишком заинтересована и излишне вныриваю. Скорее хочу радостно его на кружок отдать, чем лениво предлагаю. Спасибо. Появились мысли. Может любой ребенок схожего темперамента так бы реагировал, и это вовсе не его симптом, а мой? Вот бы с кем сравнить...
Reply
Я так старших отдавала в садик и в школу, в прошлом году Петя так пошел на карате, в этом - на танцы. С Зойкой обычно проще, она завидует Петьке и рвется за ним сама. "Длительное мероприятие с ожиданием" отличается от каких-то разовых развлечений тем, что мне приходится заполнять паузы, чтобы Петр не начал анализировать и не встревожился. То есть я заранее выясняю всякие нюансы (обычно по телефону с тренером), а на месте активно беру ситуацию под свой контроль. "Вот смотри, здесь мы переобуваемся, ботинки ставим сюда, теперь идем в раздевалку, это ребята из твоей группы, одежду складываем сюда, теперь пойдем разведаем, где здесь буфет и туалет, вон, тренер уже зовет всех в зал, я буду ждать тебя здесь, после тренировки пойдем в буфет". Ни минутной паузы на раздумья, в зал завожу за руку или даже заношу на руках, если маленький, передаю тренеру и ухожу не оглядываясь. После тренировки - бурный восторг, буфет, доклад папе и прочим родственникам, какой Петя молодец и все такое. Потом несколько дней твержу как попугай: "Сегодня вторник, а на карате только в четверг. Сегодня - никакого карате, умолять бесполезно :))) Придется еще целых два дня страдать без карате. Очень сочувствую, но до четверга ничем помочь не могу". Пока не услышу "Ну мааам, ну когда уже карате?"
А вот музыкальная школа в этом году не зашла. Я сама там не сумела быстро сориентироваться, куда бежать, за что хвататься, и Петька успел заныть, что не хочет никакой музыки, пойдем лучше на площадку. В следующем году еще разок попробуем.
То есть, от угрызений совести по поводу использования явно манипулятивной техники меня спасает тот факт, что я не блефую, я и правда готова отказаться от любых занятий, если не смогу добиться у ребенка ощущения, что он действительно сам хочет этим заниматься. И все зависит от моего настроя. Я же формирую детям картину мира, я запросто могу убедить их, что компот едят вилкой, а трусы носят на голове. Пока я твердо уверена, что дети занимаются спортом, ходят в бассейн, учатся в школе, моют посуду и так далее, они все это делают добровольно и с песней. А вот по поводу музыкалки и детского сада у меня сейчас нет такой уверенности, и мне нечего им транслировать. Вот и сидим без садика и музыкалки.
И реакция, как мне кажется, зависит не от темперамента, а от вот этой входящей информации. Протестующий ребенок в зависимости от темперамента может вырываться и орать или тихо плакать в уголке. Но сам протест возникает при любых изменениях привычного уклада, а его преодоление зависит от позиции родителей. Я столько лет провела под дверями разных детских секций, что могу это утверждать с полной уверенностью.
Reply
я бы забила на эти тренировки, но у нас уже как будто натянутый поводок. и кроме того, я с ужасом думаю о том, что я чеканусь с ними зимой, хоть бы чуть-чуть активности делегировать кому-то другому. блин.
вот эти его страдания -это не протест. это как будто перфекционизм, что ли. что он не сделает идеально. и поэтому не хочет начинать. в общем, ладно. спасибо энивей. я Ваши пункты вчера на детском корпоративе с гигантской горкой, и сегодня в бассейне с холодной водой успешно осознанно применила. Добавилась от меня четкая уверенность (потому что по пунктам же, вообще легко), получается гораздо эффективнее.
А Вы мне можете, Хонора, подсказать еще Ваши лайфхаки, как разруливать ситуации вечных драк и дележа игрушек, внимания и тыды?
Reply
Я для себя сделала вывод, что дерутся и скандалят они от скуки и расслабленности, добирают недостающий адреналин таким нехитрым способом. Поэтому я к этому отношусь довольно спокойно. Есть у меня такая возможность - обеспечу им приключения и опасности из подручных материалов. А если мне неохота или некогда задать вектор и начать движуху - пусть пробавляются мелкими бытовыми скандалами. Я могу надеть наушники, если будет слишком громко :)))
Мне важно не встать ни на чью сторону, чтобы ситуативная вражда не переросла в стойкую неприязнь. Хорошие отношения и душевная близость между сиблингами - это то, во что я готова вкладываться. Я c самого рождения неустанно повторяю каждый раз, как позволяет контекст: "Петя, где твоя любимая сестра?" или "Зоя, позови своего замечательного брата". Сейчас уже видно, что оно работает. Даже поругавшись с Зойкой в хлам, Петька продолжает отслеживать ее перемещения и готов прийти на помощь, если понадобится.
А по поводу перфекционизма - мне кажется, это немного не о том. Приходя в какую-то новую систему, ребенок еще не знает, каковы ее правила, что там считается нормальным, а что категорически запрещено. И дискомфорт вызывает страх не вписаться, не сообразить, как правильно поступить в той или иной ситуации. Кроме того, мне в детстве была невыносима мысль об обязательности той или иной системы, вроде детского сада, о невозможности ее покинуть ни при каких обстоятельствах.
Поэтому я своих мотаю по всем возможным местам, попутно обращая их внимание на бытовые мелочи - где принято переобуваться, с кем обязательно поздороваться, когда уместно понизить голос и все такое. Время от времени я стараюсь предложить им какой-нибудь квест по уже пройденному материалу, типа "своди дедушку в бассейн и покажи ему, как там все устроено". Мне кажется, что это очень ценный навык - уметь быстро сориентироваться в незнакомой обстановке, вычленить неписанные правила, чувствовать себя органичной частью системы, не задевая интересов других людей.
В то же время я обращаю внимание детей на то, что системы созданы для нас, а не мы для них. Что всегда есть возможность встать и уйти, если понимаешь, что это окружение тебе не подходит. И система в таком случае потеряет больше, чем ты. У нас сейчас частая тема обсуждений - "а если никто не придет". Мелкие фантазируют на тему артистов театра, которые выходят играть спектакль для пустого зала, тренера, который начинает тренировку, а детей нет, и так далее. У них включилось осознание себя как некоторой ценности в этом вопросе. И речи о конкретных успехах, идеальном выполнении тех или иных упражнений или заданий тренера в этом контексте не идет.
Но у меня все старшие спортсмены, поэтому малыши четко разделяют тренировочный и соревновательный процессы. Зойка недавно заинтересовалась художественной гимнастикой, я ей стала показывать соревнования на ютубе. Она посмотрела пару роликов, а потом попросила показать, как эти девочки тренируются. То есть она понимает, что выполнение упражнений под музыку в красивом купальнике - это не есть будни гимнасток :)))
Reply
Leave a comment