Жизнь в последнее время все больше напоминает мастерскую мозаичных дел мастера. Те кусочки разной фактуры и смысла, ранее казавшиеся несопоставимыми и странными для сочетаний, складываются и выстраивают картину, которая уже не удивляет, но внушает совершенно исключительные по своей наполненности и красоте чувства.
На днях получила в подарок книгу
С.А.Нефедова "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса". Только начала читать. Интересно, очень интересно, надо сказать. Нормальные девочки меня, скорее всего, не поймут, но я с института интересуюсь историей войн. На самом деле интерес этот мне кажется вполне обоснованным, ведь было же проведено исследование, в соответствии с которым человечество на протяжении своей истории прожило в мире только 4 полных года, все остальные прошли в кровопролитных и разных по своему характеру войнах. Собственно значительный вклад в этот мой интерес внесло и изучение крестовых походов, которое началось в том же институте.
А вчера увидела картину Гогена "Прачки" (1889)
И почему-то вспомнился один занимательный факт: дело в том, что на момент начала Первого крестового похода европейцы, участвовавшие в нем, представляли собой удивительное сообщество исключительно нечистоплотных в прямом смысле этого слова людей. На протяжении многих лет издавались медицинские трактаты, в которых совершенно авторитетно утверждалось, что "водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Мыть лицо ни в коем случае нельзя, поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение" Подобные утверждения достаточно часто приводили к тому, что человек совершал некоторые омовения только во время собственного рождения и по пришествии смерти, уходя в мир иной, и то - как повезет. Франки-крестоносцы, прибывшие на Ближний Восток были поражены обилием восточных бань с фригидариумами, кальдариумами и тепидариумами. Увиденное и испробованное великолепие поразило, но, к сожалению, не способствовало укоренению традиции мыться. Бани в очень "усеченном" виде все-таки были перенесены в Европу, но так и не стали тем местом омовения души и тела, каким были они на арабском Востоке. Единственной отрадой и спасением для опаршивевших защитников Гроба Господня служили прачки, которые вели совершенно кочевой образ жизни, сопровождая в обозах европейские войска. Меня же в свое время поразил тот факт, что, кажется, во время Второго крестового похода в рамках этики ведения военных действий мусульманской стороной было принято решение не брать в заложники прачек, и их "возвращали" врагу в качестве благородного жеста. Случалось, что подобное "прачечное знамя" переходило из рук в руки по несколько раз за время военной кампании.
Странное дело все-таки сознание..Вполне понимая, насколько все-таки слабо соединенными являются эти две темы: прачки и война, решила все-таки поискать какие-нибудь дополнительные материалы. Тема войны является одной из самых активно отображаемых авторами. Но я совсем не ожидала, что и "тема" прачек окажется также весьма популярной, со своими поистине замечательными примерами, часть из которых приведу здесь
Средневековая прачка. Фрагмент Библии из Холькхэма (около 1327 года)
Жан-Батист Шарден. Прачка (около 1737)
Жан-Батист Грезе. Прачка. (1761)
Дега. Прачка (1873)
Дега. Прачки (1884-1886)
Феликс Валлотон. Прачка. Голубая комната. (1900)
Камиль Писсарро. Прачки в Эраньи (1901)
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Прачка. 1905-1907
Александр Ткачев. Прачки. 1955-1957.