Feb 17, 2012 22:54
...Французский зритель хочет украсить свою жизнь. Скучную, бесцветную жизнь искусство должно расцветить и украсить. А русский зритель традиционно хотел, чтобы художник просто помог в жизни. Жизнь казалась невыносимой. Не было понятно, для чего жить, как жить. Известно, что русское искусство - это учительство. Это было ярмом и для самого искусства. Потому что искусство в таком случае оказывается не целью, а средством. Оно начинает приобретать характер прикладной. Но на самом деле оно не имеет прикладного характера, как не имеет его и литература, не смотря ни на что и в отличие от искусства французского. Это очень сложный момент, потому что русское искусство в 19-м веке было под очень сильным не то, что влиянием, а давлением литературы. Оно иллюстративно. И тем не менее сквозь все эти его слабости тем не менее просвечивают его собственные конструкции. Это и надо выявить нам самим. А этим у нас никто не занимается. Наши теоретики этим не занимаются. Это необходимая вещь, потому что до сих пор получается, как принято говорить об этом на западе, что русского искусства на самом деле и нет. Есть его фрагмент. Наш авангард 20-х годов. А это не русское искусство. Это десант западного искусства в основном французского в нашу культурную среду. Высадились такие десантники, всех перестреляли, и всё кончилось…
Искусство как свобода,
Такая интересная жизнь,
sursum corda,
Анашвили