История Сюзанн Бельперрон

May 13, 2013 18:26

Имена выдающихся ювелиров нередко остаются в тени славы брендов, на которые они работали. Мы решили исправить несправедливость и написать о своих любимых ювелирах в нескольких постах. И первой, о ком я расскажу, будет одна из самых известных женщин-ювелиров, француженка с необыкновенным вкусом и чувством стиля и просто потрясающая женщина Сюзанн Бельперрон. Кроме того, есть отличный повод для этого поста, ведь завтра, 14 мая, в Женеве пройдет аукцион Sotheby’s, на котором выставлены 34 украшения авторства Сюзанн Бельперрон. Посмотреть на все эти удивительные вещи можно здесь: все кликается и зумится, так что рассмотреть можно во всех деталях, но осторожно: я залипла на час:-)



Сюзанн Бельперрон родилась в 1900 году в небольшом горном городке Сен-Клод на востоке Франции, который оказался благодатной почвой для раскрытия природного таланта девочки. Городок славился своими ремеслами и народными промыслами, а в период с 1885 по 1929 год даже считался одним из важнейших мировых центров обработки алмазов.

Девочка с раннего возраста проявляла талант к рисованию, и мудрые родители решили отдать дочь в школу изобразительных искусств в городе Безансон, где Сюзанн была одной из лучших учениц. Талантливая и амбициозная девушка, конечно, не могла довольствоваться провинцией и золотые двадцатые встретила в Париже, где очень быстро получила должность дизайнера в ювелирном доме Rene Boivin. Здесь впервые воплотились в реальные украшения ее многочисленные эскизы, многие из которых были созданы Сюзанн еще в 17-летнем возрасте. Интересно, что украшения Бельперрон сильно выбивались из господствующего в то время стиля арт-деко. Смелым был не только дизайн, но и сочетание материалов. Сюзанн отлично объединяла в одном украшении драгоценные и полудрагоценные камни - халцедон, горный хрусталь и дымчатый кварц.



Карьера продвигалась более чем успешно, работодатели были довольны, но сама мадмуазель Бельперрон была не удовлетворена из-за отсутствия признания общества: ведь по сложившейся традиции имена авторов ювелирных украшений скрывались от широкой публики. В результате, проработав в доме Boivin почти 13 лет, Сюзанн уволилась, но уже через месяц приняла выгодное деловое предложение от Бернарда Герца - знаменитого парижского торговца жемчугом и драгоценными камнями. Герц предоставил Бельперрон полную свободу: она оборудовала и открыла собственную мастерскую, наладила сотрудничество с известным ювелиром Адриеном Луартом и мастерской Groëné et Darde.



Этот период стал звездным часом Сюзанн Бельперрон: ее украшения принесли мировую славу компании Герца, созданные ею уникальные шедевры регулярно украшали страницы Harper’s Bazaar и Vogue, ее неповторимым стилем восхищались коллеги и представители модной индустрии. Самыми большими поклонницами и постоянными клиентками Бельперрон были Колетт и Герцогиня Винздорская. Именно благодаря последней, а, точнее, аукциону 1987 года, на котором были проданы ее драгоценности, возобновился интерес к ювелирным шедеврам Бельперрон в конце XX века.

Кстати, о клиентах. По свидетельствам современников, Сюзанн Бельперрон могла целый час проводить с клиенткой перед зеркалом, выясняя, подойдет ли ей понравившееся украшение. Она твердо верила в то, что каждое украшение обладает индивидуальностью, которая может не совпадать с индивидуальностью покупателя, и в таком случае дорогое изящное украшение может выглядеть как дешевая побрякушка. Чтобы было понятнее, сама Сюзанн приводила такую аналогию: если даже самое недорогое платье мы никогда не покупаем без примерки, то, как можно легкомысленно относиться к приобретению драгоценностей. Разумный подход - на заметку!

Главные источники вдохновения Сюзанн Бельперрон - флора и фауна во всем их разнообразии цветов и форм. Во многих ее работах видны сочетания оттенков и образы, навеянные природой. Самый яркий такой пример - брошь «Морская звезда», представляющая собой цельный кусок горного хрусталя в форме морской звезды с бриллиантами внутри.

Как я уже писала выше, первое место работы Сюзанн Бельперрон оставила из-за того, что ее имя оставалось неизвестным, но в будущем она никогда не ставила на украшения клеймо со своим именем, неоднократно повторяя, что «ее стиль - ее подпись». Отсутствие отметки автора, конечно, увеличивает вероятность подделки и усложняет жизнь коллекционерам, но украшения Бельперрон вызывают большой интерес и частенько появляются на аукционах. Лоты, может быть, не настолько велики, как у Cartier, но у Бельперрон есть свои преданные поклонники. Среди них американский коллекционер Лэндриген, который в свое время выкупил более 9000 оригинальных эскизов Бельперрон и в ближайшее время планирует изготовить по ним несколько коллекций украшений.

Как подтверждение неугасающей популярности к самой Сюзанн Бельперрон и ее шедеврам буквально в прошлом году вышла шикарная книга о жизни и творчестве талантливой француженки. Если не купить, то частично полистать ее можно здесь.

А вы раньше слышали об украшениях Бельперрон? Нравится ли вам ее стиль? Делитесь мнениями в комментариях:)

Ювелирное искусство, ювелиры-легенды

Previous post Next post
Up