Мосгортранс готовится к продаже своих территорий за 1 миллиард рублей

Jan 08, 2015 04:13

В декабре 2014-го года в ДТиРДТИ г. Москвы от ГУП "Мосгортранс" было отправлено предложение за подписью генерального директора предприятия - Евгения Михайлова:



Из предложения можно понять, что ГУП "Мосгортранс", на которое возложена задача по обеспечению качественного транспортного обслуживания жителей и гостей столицы, занято поиском способов роста "небилетных доходов" и готово добровольно отдать собственные здания и территории. Посмотрим презентационный проект.

Речь в презентации идет о 5 объектах: Мосовском троллейбусном заводе, Дистанции капитального ремонта Службы Пути, 4-м троллейбусном парке им. Щепетильникова, территории 4-го автобусного парка и заводе "ЭМОЗ".



Филиалы 4-й автобусный парк и 4-й троллейбусный парк - это предприятия непосредственно занимающиеся перевозкой пассажиров по регулярным маршрутам и обслуживанием подвижного состава. Дистанция капитального ремонта пути, Завод "ЭМОЗ" (Электромеханический опытный завод) и МТРЗ (Московский Троллейбусный Завод) - предприятия занятые обслуживанием и ремонтом инфраструктуры и подвижного состава наземного электротранспорта.

Земельный участок 4-го троллейбусного парка вместе со всеми строениями предполагается продать за 807 миллионов рублей, участок и строения завода "ЭМОЗ" - за 357 миллионов. Итого продажа этих двух объектов принесет Мосгортрансу более миллиарда рублей выручки, остальные три объекта предполагается сдавать в аренду, совокупно за 137 миллионов рублей в год.

Кому и под какие проекты будут проданы территории 4-го троллейбусного парка и завода "ЭМОЗ" не указывается, однако, можно предположить, что покупатель уже есть и дальнейшая судьба этих объектов к общественному транспорту никакого отношения иметь не будет.



Рассмотрим подробнее историю территорий, реализуемых и предлагаемых к сдаче в аренду.

4-й троллейбусный парк им. Щепитильникова (реализация за 807 000 000 руб)



4-й троллейбусный парк на Лесной улице

4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова, являлся приемником старейшего транспортного предприятия столицы - Миусского парка конно-железных дорог, открытого в 1874-м году. До закрытия он обслуживал 11 маршрутов, в том числе знаменитый маршрут Б по Садовому кольцу. После закрытия маршруты были переданы другим паркам, подвижной состав также раскидали по остальным филиалам, а территория парка пустует с апреля 2014-го. Передача подвижного состава и перевод персонала в другие филиалы стали причинами увольнения части сотрудников и увеличения нулевых рейсов на некоторых маршрутах, а также общему сокращению вместимости столичных троллейбусных парков.

Была некоторая надежда, что площади парка будут использованы для постоянной  экспозиции Музея городского пассажирского транспорта Москвы, который с 2001-го года не имеет доступной посетителям территории (подробнее про ситуацию с музеем я писал этом посте). О том, чтобы отдать эту территорию музею высказывался и генеральный директор Мосгортранса Евгений Михайлов еще в начале 2014-го года:



Корпоративная газета ГУП "Мосгортранс" "За отличный рейс", №1, 2014

Однако, спустя менее чем год, он же уже подписывает бумагу с предложением продать территорию парка. Увы и ах.

4-й автобусный парк (сдача в аренду за 54 800 000 руб. в год)

На месте старой территории 4-го автобусного парка будет торговый центр с Гастрономическим театром и Кулинарным шоу! Неожиданно, правда?









4-й автобусный парк был выведен с Новорязанской улицы в Новокосино в начале 2014 года, отдав 30 единиц подвижного состава в 10-й автобусный парк. Территория, на которую был переведено предприятие предназначалась под новый троллейбусный парк, который должен был обслуживать планирующиеся к строительству новые троллейбусные линии и выйти на проектную мощностью в ближайшее время. Однако, полноценный троллейбусный парк в Новокосино теперь открыт не будет, не будет и новых линий, наоборот, в связи с нехваткой троллейбусов в Москве планируется отмена более десятка маршрутов (75-й маршрут уже отменили в декабре). Но кого это все волнует, когда речь о Гастрономическом шоу на месте автобусного парка, правда?

Дистанция капитального ремонта Службы пути (сдача в аренду за 16 340 000 руб. в год)



ДКР занималась капитальным ремонтом трамвайных путей, ликвидирована год назад. Теперь капитальным ремонтом путей занимаются сторонние подрядчики. В этом году по их вине были сорваны сроки ремонтов полотна на Живописной улице, Открытом шоссе и Нагатинской улице, во время капитального ремонта полотна пассажиров перевозили автобусы, сорванные сроки привели к тысячам дополнительных рейсов автотранспорта и неудобству пассажиров. Зато теперь на территории ДКР можно организовать культурно-развлекательный центр для москвичей, ценящих качественный отдых.



Заводы ЭМОЗ (реализация за 357 000 000 руб.) и МТРЗ (сдача в аренду за 65 800 000 руб. в год)



МТРЗ. Фотография с transphoto.ru

ЭМОЗ занимается ремонтном узлов трамваев и троллейбусов, а также производством спецчастей контактной сети наземного электротранспорта (в том числе те самые троллейбусные стрелки устаревшей конструкции, подробнее например тут). МТРЗ занимается капитальным ремонтом и сборкой троллейбусов, основная продукция последних лет троллейбусы МТРЗ-ЗИУ-682Г. Сейчас ЭМОЗ и МТРЗ (а также ТРЗ) официально объединены с заводом СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод), с декабря 2013-го года ни одного троллейбуса с МТРЗ не было передано в московские парки.

Информации о проекте реконструкции заводов ЭМОЗ и МТРЗ в презентации нет.

Справочно

ГУП "Мосгортранс" - крупнейший в Москве государственный оператор наземного пассажирского транспорта, ежедневно перевозящий около 6 миллионов пассажиров. На балансе предприятия находятся более 9000 единиц линейного подвижного состава, на обслуживании находятся около 800 маршрутов.

Основу предприятия составляют филиалы, на январь 2015-го года это:
18 автобусных парков (плюс Зеленоградский автокомбинат)
7 троллейбусных парков
5 трамвайных депо

Помимо филиалов в предприятие входят множество служб и иных подразделений, занимающихся разной работой: от обслуживания остановочных павильонов до капитального ремонта подвижного состава.

После 1991-го года в большинстве городов России государственные перевозчики переживали серьезный кризис: резкое сокращение финансирования, отсутствие закупок новых машин и проблемы с запчастями для имеющихся, возрастающее лобби частных перевозчиков и отток платежеспособных пассажиров на личный транспорт и маршрутки - все эти причины поставили многие транспортные предприятия в крайне тяжелое положение. Запас "советской прочности" в основном подошел к концу в начале 2000-х годов, тогда же и начались массовые закрытия автобусных и троллейбусных парков, трамвайных депо, в некоторых случаях предприятия закрывались полностью. Территории парков и депо, часто расположенные в центре города, с радостью выкупались под застройку жилой или бизнес недвижимостью.

Москва до прошлого года была приятным исключением, несмотря на огромное количество частных перевозчиков, дорогую и очень привлекательную для застройщиков землю, которую занимали многочисленные филиалы ГУП "Мосгортранс" - большинство филиалов удавалось спасти от надвигающегося закрытия. Лишь в 2003-м году территория 5-го троллейбусного парка имени Артамонова была отдана под застройку элитного жилого комплекс "Фьюжн Парк", однако в 2009-м году парк получил полноценную территорию бывшего Краснопресненского трамвайного депо, которое в свою очередь было перенесено в Строгино.

Но далее процесс закрытия филиалов активизировался:

В 2010-11 годах закрывается завод АРЕМКУЗ, занимавшийся капитально-восстановительным ремонтом автобусов
В 2012-м году Заводы МТРЗ и ЭМОЗ объединяются со СВАРЗом, территории готовятся к освобождению
В 2013-м закрыты Дистанция капитального ремонта и 3-я Дистанция пути Службы Пути
В 2014-м закрывается 4-й троллейбусный парк
04.2015 будет закрыт 12-й автобусный парк
В процессе закрытия находится Служба автоматики и Строительно-монтажное управление электромонтажных работ
Нависла реальная угроза закрытия 9-го автобусного и 7-го троллейбусного парков

Какие можно сделать выводы?

Руководство города на словах активнейшим образом продвигает идеи приоритета общественного транспорта и призывает автомобилистов отказываться от личного транспорта в пользу общественного. Кроме того для автомобилистов вводятся дополнительные неудобства в виде платных парковок и не всегда нужных выделенных полос, которые должны стимулировать отказ о использования личного транспорта.

В это же самое время крупнейший оператор наземного транспорта занят не решением систематических проблем НГПТ, а заботой о повышении "небилетных доходов" и выводом автобусных и троллейбусных парков для продажи высвободившихся территорий и устройстве на месте парков торговых центров с гастрономическими шоу. Также закрываются и выводятся службы и иные предприятия, входящие в состав ГУП "Мосгортранс"

Закрытие филиалов предприятия набирает обороты, однако ни общественность, ни городские СМИ данным вопросом совершенно не интересуются. Очевидно, что вывод некоторых предприятий и заводов со старых площадок может быть вполне оправдан, однако использоваться освобожденные площади должны в первую очередь в интересах улучшения транспортного обслуживания жителей города (транспортно-пересадочные узлы, отстойно-разворотные площадки городского транспорта, дополнительные стоянки автобусных и троллейбусных парков), также неплохо бы за 14 лет бездействия выделить территорию под Музей Пассажирского Транспорта столицы. Однако, освободившиеся площади сам Мосгортранс, который вроде бы ответственен за транспортное обслуживание населения, предлагает либо продать под застройку, либо сдать в аренду под торговые и развлекательные центры. Если бы такое решение продавливалось сверху, на уровне города, это одно дело, но когда такое предлагает сам перевозчик - становится очень грустно.

Закрытие же автобусных и троллейбусных парков в нынешней ситуации нельзя оправдать никакими причинами, в условиях дефицита общественного транспорта и развернутой компании по замене им личного - такие действия являются очевидным вредительством.

В заключении хочу отметить, что 4 из 5 филиалов, закрытых или объединенных с другими, связаны с наземным электротранспортом. И если трамваю в столице сейчас уделяется хоть какое-то внимание, то закрытие троллейбусных парков, вывод с площадок Троллейбусного завода и Электромеханического опытного завода, перевод на территорию нового Новокосинского троллейбусного парка 4-го автобусного парка, а также прекращение строительства троллейбусных парков в Коровино, Марьинском парке и Митино - все это говорит о том, что идет как минимум подготовка к массовому закрытию троллейбусных линий и отмене маршрутов. Совершенно бессмысленное снятие троллейбусного движения с Покровки, Маросейки, Пятницкой улице и Большой Ордынке, отмена 75-го маршрута (хоть и малозагруженного) - все это подтверждает планы городских властей. Думаю, не нужно напоминать что при общем дефиците общественного транспорта в столице отмена даже четверти троллейбусных маршрутов и замена их на автобусы резко ухудшит и так довольно печальную ситуацию с наземным пассажирским транспортом Москвы.

В следующем посте, видимо доберемся до трамваев :)

Спасибо, что прочитали! Удачи!

автобусы, общественный транспорт, троллейбусы, музей пассажирского транспорта москвы, мосгортранс, департамент транспорта москвы

Previous post Next post
Up